На улице Заводской

Василий Евдокимов
- Это что за улица?

- Заводская… - ответил Валерка. Было утро, он сидел под рябиной, она росла напротив его дома. Только что начертив на земле перед собой круг, он вертел в руках перочинный ножик с открытым до середины лезвием. Прохожий остановился. Он был в шлепанцах, в мокрой от пота рубашке, через плечо висел рюкзак. Кошка, сидевшая на заборе, вдруг спрыгнул вниз, подошла к нему и потерлась о его ноги, забрызганные каплями от дождевой лужи.

Валерка строго посмотрел на кошку.

- Машка, брысь…

- Твоя, что ли? – спросил прохожий.

- Моя… - нехотя ответил Валерка. Он разделил круг перед собой пополам лезвием перочинного ножа.

- Мы, когда раньше играли: у меня с двумя переворотами получалось… Всех выигрывал.

- Я тоже так умею… - Валерка встал с корточек, подбросил нож. Тот сделал в воздухе два оборота и воткнулся в землю.

Человек с рюкзаком присвистнул.

- Можно, я попробую?

- Я свой нож никому не даю.

Кошка продолжала тереться о ноги прохожего. Валерка посмотрел на нее, потом на прохожего и сказал:

- Она чужих, вообще-то, не любит. А к вам подошла чего-то.

- Так можно попробовать?

Валерка нахмурился, потом неохотно протянул перочинный нож.

Человек с рюкзаком взял его, некоторое время рассматривал, и также подбросил в воздух. Нож аккуратно воткнулся лезвием в еще сырую от дождя землю.

- Тебя не Валера зовут?

- Валера. А вы откуда знаете? Я вас в первый раз вижу. Вы папу знаете моего?

- Да я всех на этой улице знаю. Как тетя Зина? Жива она еще? Вон, на углу которая живет?

- Вчера видел. Живая, конечно. Только старая совсем она.

- А Михаил Евгеньевич велосипед-то вернул соседу? Который взял и потерял? А он у него в сарае спрятан был?

Валерка остолбенел.

- А вы откуда все знаете? Вас как зовут?

- Валерий Петрович. Тезки мы с тобой, Валера.



… Он долго искал место, где они должны были встретиться. Наконец он увидел старуху, идущую от набережной с двумя ведрами ракушек.

- Здорово, бабуля.

- Вот ты мне сейчас и поможешь… - старуха поставила ведра на землю. – А то спину уже надорвала. Неси вон до калитки.

- Это ты мне вместе поздороваться… - усмехнулся Ефимов. – Ладно, донесу.

- А чего здороваться-то лишний раз… Не просто так, наверное, сюда пришел. Чего спросить-то хотел?

- Как на улицу Заводскую пройти, бабуль?

- Вон ты чего… - шаркая рядом по песку, сказала старуха. – Прогуляться решил?

- Давно уже решил…

- Помочь кому или спросить чего?

- Да просто сказать: что все правильно. Главное: не слушать никого.

Возле калитки они остановились.

- Два перекрестка пройдешь: там твоя Заводская… - сказала старуха Ефимову. – Час времени тебе. Но как вернешься: сразу сюда иди. Как договаривались. За час там – месяц тут горбатиться будешь. Мне вон: и забор править надо, и копать, и воду таскать. Жить будешь в бане.

- Два перекрестка? Там потом налево или направо?

- Один там поворот всего. Иди уже…


… - А я папе говорю: я на пианино хочу играть… Он посмеялся: куда, говорит, я тут пианино тебе поставлю? Так что я, наверное, летчиком стану… У меня дедушка летчиком был…

Валерий Петрович помолчал. Кошка сидела рядом, вылизывала лапу. Наконец он сказал:

- Да купите вы это пианино. Ты, главное, не бойся ничего. А папе скажи: продают его тут через улицу, дом с зеленым забором, фамилию только вот не помню их. Просто постучись, спроси. А летчиком… Тоже дело хорошее… Но ты тем занимайся, чем хочешь на самом деле. Иначе придется однажды всю жизнь менять.

- А вы-то сами кто, дядя Валера?

Валерий Петрович погладил кошку, улыбнулся.

- А я, не поверишь, как раз пианист.

- Известный? И за границей были?

- Был. Много раз.

- И как там? Вы прям выступали?

- Выступал. Вырастишь – сам посмотришь. Главное, запомни: все ты делаешь правильно.

Он огляделся вокруг, посмотрел на рябину, на дом Валерки, что стоял перед ним.

- Хорошо-то как здесь…

- Дядя Валера, а вы к кому здесь пришли-то?

- Да просто гулял. Давно тут не был. Тебя вот встретил, опять же… - мальчик и прохожий посмотрели друг другу в глаза. Затем мужчина посмотрел на наручные часы, встал и забросил на плечо рюкзак.

- Пора, мне еще обратно идти… Будь здоров, Валерка.

- До свидания…


… Вечером отец, Петр Ефимов, сидя во дворе, говорил Валерке:

- Ты чего, сам туда ходил?

- Ну да.

- И чего: точно продают?

- Сказали: почти даром, только заберите сами. Они там переезжают скоро, им квартиру дали.

- Точно, что ли?

- Они сами так сказали…

- Вот приспичило тебя… - Петр покачал головой. – Ладно, пианист. Перед людьми только стыдоба: это же разве профессия – музыкант?

Валерка молчал.

Петр махнул рукой.

- Ладно, сходим завтра вместе… Иди в дом.




…Кошка проводила его до поворота.

- Иди назад… - сказал он ей. – Тебе туда нельзя.

Кошка вдруг одним прыжком вскочила ему на плечо.

Ефимов-младший улыбнулся.

- Нехорошо так… Да и ладно. Пошли вместе…




… Старуха ждала его возле калитки.

- Это чего? Еще и кошку оттуда приволок?

- Сама же сказала: мне месяц тут жить. Вот с собой и подселю, веселее будет.

- Ты сюда, небось, не веселиться пришел. Оставь животную здесь и иди к берегу, там лодка причалит. Все, что привезли – неси в дом.

Валерий пошел к берегу, где плескались речные волны.

Старуха посмотрела ему вслед и ушла в дом, впустив туда сначала кошку.



8 апреля 2022 г.