Память сердца Kuruwinda гл. 55

Анна Магасумова
   Любовь к балеринам
"Своей семье он был верен"

"Кто, прежде будучи легкомысленным, потом стал серьёзным, тот освещает этот мир, как луна, освобождённая от облаков"
(Будда)

  Отношение к балеринам, как и к артисткам вообще,  в XIX веке было весьма легкомысленным. Да и сами нравы в артистической среде тоже. Особенно в первой половине XIX века.
    Стать ученицей в хореографическом или театральном училище  было намного проще, чем сейчас.
  В настоящее время в России насчитывается 56 высших и 46 профессиональных учебных заведений, которые выпускают талантливых танцовщиков - постановщиков. (1)
 Два из наиболен престижных находятся в Санкт-Петербурге. Это Академия русского балета имени А.Я.Вагановой (до революции 1917 года
Императорское театральное училище)
и Академия танца Бориса Эйфмана. На третьем месте - Башкирский хореографический имени Рудольфа Нуриева. Есть хореографические училища в Воронеже, Екатеринбурге,  Казани, Краснодаре, Омске, Перми, Саратове, Улан-Уде и в Якутске.
  Приём в хореографический колледж осуществляется на базе 4 и 7 классов и  проводится по особым правилам и состоит из нескольких туров.
1.Индивидуальный просмотр. На нём оценивают профессиональные навыки и качества: эстетика телосложения (пропорции тела, вес, рост, форма лица и частей тела), сценические данные, уровень профессиональных навыков (прыжки, гибкость, выворотность, подъем).
2.Медосмотр поступающего. Проверяется отсутствие противопоказаний для обучения, хронических заболеваний, дефектов. Пристальное внимание уделяется проверке вестибулярного аппарата, нервной системы, сердца и лёгких.
3.Оценка художественных и профессиональных данных. Поступающий показывает небольшой музыкальный отрывок, в котором оцениваются его ритмичность, пластичность, координация движений, эмоциональная образность.
  Для успешного прохождения отбора в колледж необходимо иметь хорошие природные данные и долгие годы занятий за спиной. Чтобы иметь высокие шансы для обучения в хореографическом училище, ребёнку необходимо заниматься танцами с 3-5 лет.
   На основании положения 1829 года в театральное училище принимались дети в возрасте от 9 до 13 лет, причём от них требовалось только, чтобы были "здорового телосложения, благообразны, стройны, имели хорошие зубы, чистый грудной голос и ясное произношение".
   Надо сказать, что государство  не бросало детей, оставшихся без родителей, на произвол судьбы. Их нередко определяли учиться  на казённый кошт*. Помните, как  Анну Кузнецову и её брата Александра,  родившихся вне юридического брака их  родителей: Анны Мартемьяновны Кузнецовой и великого русского трагика, драматического артиста Петербургской императорской труппы Василия Андреевича Каратыгина, устроили в Имперское в императорское театральное училище. 
* кошт - содержание, пропитание; иждивение; казённый кошт - содержание за счёт государства.
   В некоторые заведения вообще брали всех подряд, лишь бы человек выглядел нормально и не имел явных дефектов, мешающих выступать. По принципу возьмём тех, кого родители приведут, а там видно будет. (2)
  Часть учащихся  всё равно отсеивались в процессе занятий, а тех,  кто доучится - пристраивали  в соответствии с их талантами.
"Казаться легкомысленной и быть недосягаемой - верх искусства."
(Виктор Гюго)
  Да и вообще сами ученицы славились легкомысленным поведением. В пушкинскую эпоху о них чуть ли не легенды ходили. В императорскую труппу отсев, конечно, был строже, но всё равно не такой уж жёсткий. Меняться ситуация началась только к концу XIX  века, когда сформировались уважаемые артистические династии.
"Любовь делает тебя легкомысленной"
("Секс в большом городе" (Sex and the City)
 Великие князья и высокопоставоенные чиновники проявляли к балету  интерес во всех смыслах - часто их интересовали не только выступления, но и сами балерины, с которыми у князей и великих князей было множество романов.
  Цесаревич Николай  тоже  оказался не оригинален. Роман с Малей, как ласково называли Матильду Кшесинскую, описан подробно. (3)  Тем более сама Кшесинская оставила дневники, которые дошли до нас. Хотя данные очень противоречивы.
  А   судьба Матильды Кшесинской среди других бывших фавориток российских государей сложилась более чем успешно. Её считают едва ли не любовью всей жизни последнего российского императора, Николая II. Балерина и наследник престола познакомились в 1890 году, а их романтическая связь продлилась четыре года.
  "В любых романтических отношениях огромную роль играет уважение"
( Кортни Макавинта, Андреа Вандер Плайк кн. "И ты имеешь значение")
  Матильда Кшесинская вышла из театральной семьи. Её отец Феликс Янович (4)  был знаменитым балетным танцором, выступал в Варшавской опере. Они даже выходили вместе на сцену: есть фотография, где Феликс Кшесинский позирует в мазурке с младшей дочерью Матильдой  на бенефисе к 60-летию творческой деятельности. Бенефис состоялся в  Мариинском театре 8 февраля 1898 года.
 Феликс Янович прожил очень длинную жизнь и умер из-за несчастного случая. Во время одной из репетиций он случайно провалился в открытый люк, и, видимо, сильный испуг и травма приблизили его кончину.
   Мама Кшесинской Юлия Доминская также была артисткой. Почти все её дети пошли в балет. Старшая сестра Матильды Юлия не стала известной балериной, как Матильда, а вот брат Иосиф получил звание заслуженного артиста, которое сохранил и в советское время. (5)
  В 1890 году Матильда очень успешно закончила Императорское театральное училище (сейчас - Академия русского балета имени А.Я.Вагановой) в 17 лет. Выпускной вечер и стал поворотным событием в судьбе 17 - летней Кшесинской. На выпускном состоялась её встреча с наследником-цесаревичем.
"В определённый период жизни мы встречаемся с определённым человеком, необходимым именно в этот период. Такой странный закон притяжения, такое взаимовыгодное спасение. Проводим определённое время вместе, потом обязательно расстаёмся. Потому что каждому из нас надо идти дальше, входить в новый, следующий период своей судьбы".
(Эльчин Сафарли)
  По традиции царская семья почти в полном составе присутствовала на выпускном мероприятии. Балет и в конце XIX века считался привилегированным искусством -  как и позднее, в советское время. Да и сейчас балет вызывает восхищение.
  Итак, 23 марта 1890 года после экзаменов в училище приехала царская семья. Был показан небольшой фрагмент из балета "Тщетная предосторожность". (6) Матильда  Кшесинская танцевала па-де-де.
 Потом последовал ужин с воспитанницами. По версии Матильды, Александр III захотел с ней познакомиться.
"Где тут Кшесинская? - спросил он.
 Её представили, хотя обычно на переднем плане должна была находиться другая девушка - лучшая ученица выпуска. Тогда Александр якобы произнёс знаменитые слова, предопределившие будущую судьбу Кшесинской:
"Будьте красой и гордостью русского балета!"
  Скорее всего, это позднее придумала сама Кшесинская. Она любила себя выставлять, сейчас это назвали бы самопиаром. Поэтому и оставила после себя воспоминания, не совпадающие в некоторых деталях. Первое  издание мемуаров  Кшесинской на французском языке вышло в Париже в 1960 году.
"Быть впереди, но никогда не возвысить себя над человечеством"
(из х/ф "Акванавты")
   Император посадил  Кшесинскую вместе с Николаем, который был старше Матильды на четыре года, и сказал:
"Только слишком много не флиртуйте".
 Как в воду глядел!
 Интересно, что изначально тот исторический ужин Кшесинская, видимо из-за торжественности события - выпуска из училища,  особо не воспринимала. Ей было совершенно всё равно, какие великие князья там будут, кто окажется рядом.
   Однако с Николаем у них быстро возникла непринуждённая беседа. Уже при их расставании было понятно, что эта встреча неслучайна. Вернувшись в Аничков дворец, Николай оставил у себя в дневнике следующую запись: "Поехали на спектакль в Театральное училище. Были небольшие пьесы и балет. Очень хорошо ужинал с воспитанницами".
 И  больше ничего. Однако знакомство с Кшесинской он, конечно, запомнил. Спустя два года Николай напишет:
"В 8 часов отправился в Театральное училище, где видел хороший спектакль драматических классов и балет. За ужином сидел с воспитанницами, как прежде, только очень недостает маленькой Кшесинской".
"-  Она мне очень нравится, но я не влюблён в нее.
-  А она влюблена в вас, хотя нравитесь вы ей не очень"
(Оскар Уайльд)
  Кшесинскую зачислили в труппу Императорских театров, но ей, молодой дебютантке, поначалу не давали больших ролей. Летом 1890 года она выступала в деревянном Красносельском театре. Его построили для развлечения гвардейских офицеров, среди которых были все великие князья, включая Николая. За кулисами они с Матильдой  встречались, обменивались короткими, незначительными  фразами. В дневнике Николай писал:
"Кшесинская 2-я мне, положительно, очень нравится".
  Наедине они практически не виделись. В общем, невинная милая ситуация.
  Затем, когда Матильда узнала, что наследник императора отправился  кругосветное путешествие на крейсере "Память Азова", она  очень переживала, что Николай о ней  забудет. (7)
  Этого не случилось, хотя путешествие длилось больше года. По возвращении молодые люди встречались в театре, а в марте 1892 года состоялось их первое приватное свидание. Как указано в мемуарах Кшесинской  - Николай приехал на квартиру к родителям Матильды,  в комнате они были втроём с её старшей сестрой Юлией.
" -  Вот интересно, есть определение для первого свидания с человеком, с которым уже встречался?
- Хм, это интересный вопрос. Может быть "неловкость"?
- Даа, похоже на то..
("Теория большого взрыва") 
Давайте представим, как это было.
  Вечером Матильда чувствовала себя неважно, лежала на диванчике в своей спальне.
"Ах, матушка, возможно бы сказала, что это мигрень! Но мне ещё рано думать о подобном! Я ведь так молода! - рассуждала Матильда. - Это просто скука. Ролей и представлений в театре пока нет"?
 В комнату зашла горничная.
"Сударыня! Приехал ваш знакомый, гусар Волков", -  объявила она. 
"Просите!" - приказала  Кшесинская, нисколько не удивившись незваному гостю. - "Кто бы не был, но скуку развеет".
   Оказалось, это Николай. Они провели вместе больше двух часов, пили чай, разговаривали, смотрели фото. Было весело и Матильда почувствовала себя намного лучше. Хандра улетучилась сама собой. 
 Николай выбрал карточку.
"Я  хотел бы  писать вам!" - сказал он.
"Пишите!" - не могла отказать Матильда.
  Получив разрешение Николай попросил:
"Обращайся ко мне на ты".
   Кшесинская кивнула в знак согласия и улыбнулась.
"В любовных отношениях труднее всего перенести то, чего не было"
(Юрий Зарожный)
  Николай и Матильда  решили, что она  должна жить отдельно: встречаться у родителей было слишком неудобно - тем более что небольшая спальня девушек примыкала к кабинету отца. При поддержке Николая Кшесинская сняла дом на Английском проспекте, 18. По другим данным дом был подарен. Об этом говорит тот факт, что  Кшесинская пыталась  продать дом на Английском проспекте. Известно, что  он   стоил ~150 тысяч рублей. Неизвестно, какие суммы Николай регулярно тратил на свой роман. Сама Кшесинская писала, что его подарки были хорошие, но не крупные.
 Кшесинская предварительно спросила разрешение у отца. Тогда переезд незамужней девушки от родителей считался неприличным, и Феликс Янович долго колебался. В итоге они поговорили.
"Ты пойми, что эти отношения  бесперспективны, у романа нет будущего", - объяснил ей отец.
" Папочка! Я прекрасно всё это  понимаю! - ответила Матильда. -  Но  я безумно люблю  Ники и хочу хоть сколько-нибудь оставаться счастливой".
"Я разрешаю переезд, - принял решение отец. -  Но только вместе со старшей сестрой".
  Матильде пришлось согласиться.  Дом на Английском проспекте  с очень интересной историей. Самым известным его хозяином был дядя императора Александра III, великий князь Константин Николаевич, где он жил с балериной Анной Кузнецовой.
 В дневнике Матильды нет точной даты переезда, зато она есть у Николая. Отныне влюблённые  виделись там.
Николай  писал:
"20 февраля (1893 года). В театр не поехал, зато отправился к М.К. и отлично вчетвером поужинали на новоселье. Они переехали в новое жилище, уютный домик-особняк в два этажа. Комнаты отделаны очень хорошо и просто, но надо еще дополнить кое-что. Очень приятно иметь отдельное хозяйство и быть независимым. Засиделись опять до четырёх часов".
   Четвёртый гость - барон Александр Зедделер, полковник, за которого позже вышла замуж Юлия Кшесинская. (8)
Матильда в своём дневнике  подробно описывала, как она занималась благоустройством дома и с каким  удовольствием вела строительные дела. Просто жила своими чувствами, как и любая молодая девушка. Однако надвигалась развязка романа. Неожиданная для Матильды и ожидаемая  для Николая.
   По воспоминаниям камердинера императора, Николай каждый вечер выпивал стакан молока и педантично записывал всё,  что с ним произошло за день.
  Николай Романов начал вести дневник в 1882 году. Последняя запись сделана за 9 дней до расстрела -  30 июня 1918 года.
 В начале 1893 года Николай почти каждый день писал что-то "о моей Мале", "о моей М.К." или о том, что "полетел к маленькой М."
  Судя по дневнику Матильды, Николай намекал на близость, но никак не мог решиться. Их роман был платоническим как минимум два года, на чем Николай акцентирует особенное внимание. По версии Матильды, во время свидания в начале января 1893 года между ними происходит решительное объяснение на интимную тему, из которого Кшесинская понимает, что Николай боится быть у неё первым. Тем не менее Матильде удалось как-то побороть это стеснение.
Вполне возможно, что  Николай и Матильда стали любовниками, хотя свечку никто не держал...
 Дневник наследника, очень закрытого и сдержанного человека, пестрит описаниями встреч с Кшесинской:
"Отправился к М.К., где ужинал по обыкновению и прекрасно провел время"; "Отправился к М.К., провёл чудесных три часа с ней";
"Уехал только в 12 ; прямо к М.К. Оставался очень долго и чрезвычайно хорошо провёл время".
   В своём дневнике, сугубо женском,   Кшесинская описывала  переживания, чувства, слезы. У Николая никаких вольностей нет. Однако вот как он пишет про зимние события:
"25 января 1893 года. Понедельник. Вечером полетел к моей М.К. и провёл самый лучший с ней вечер до сих пор. Нахожусь под впечатлением её  - перо трясётся в руке".
  Даже в описании куда более грозных событий такие сильные эмоции со стороны Николая практически незаметны.
"27 января 1893 года. В 12 час. отправился к М.К., у которой оставался до 4 час. (имеется в виду, до четырех часов утра). Хорошо поболтали, и посмеялись, и повозились"...
"Сердце изменяется так быстро - не уследишь"
(Мурасаки)
   Что думали о  романе Николая с Матильдой в царской семье? Прежде всего, их первая встреча была хорошо подготовлена.  Александр III начал волноваться, что наследник стал вялым, инертны.
"Николя уже взрослый юноша, а романов, вернее, женщин, у него  всё нет".
  По совету Константина Победоносцева -  воспитателя Николая и главного идеолога Российской империи -  Александр решил подыскать ему девушку. Балерины в этом качестве, несомненно, подходили.
 "Например, Матильда, пусть и незаконорожденная, - рассуждал заботливый император, -  но отец  всё-таки был дворянин. К тому же девушка молода, не испорчена громкими романами".
  Что ж, отец беспокоился за сына. А мать Мария Федоровна точно знала о романе Николая. Ей об этом ей  рассказала одна из фрейлин - после того, как  императрица пожаловалась, что её сын часто не ночует дома.
  Влюбленные пытались маскировать свои встречи довольно смешным образом. Например, Николай говорил, что едет к великому князю Алексею Алексеевичу. Дело в том, что особняк на Английском проспекте примыкал садом к его дому: маршрут тот же, адрес другой.
   Или говорил, что едет куда-то и заезжал туда уже после Матильды. К тому же  слухи о романе наследника и балерины записывала  владелица великосветского салона Александра Викторовна  Богданович. Её дневник издавался несколько раз: она вела его с 1870-х и до 1912 года. Вечером после приема гостей Богданович внимательнейшим образом заносила в свою тетрадь все новые сплетни.
  Также сохранились очерки балетного деятеля Дениса Лешкова. (9) Он пишет, что слухи дошли до высочайших родителей. Мама рассердилась и поручила одному из своих флигель-адъютантов отправиться к Феликсу Яновичу Кшесинскому. Матильда тогда ещё жила с семьёй. 
 "Вы должны запретить  под любым благовидным предлогом принимать дома цесаревича".
  Кшесинский  оказался в очень сложной ситуации.
  "Выход был найден в духе романов Дюма, - пишет  Лешков. -  Молодые люди виделись в карете, стоявшей в укромном переулке".
 Что ж, наследник был молод  и влюблён.
  Зимой 1892 /1893 годов наступает кульминация романа  с Ксешинской.  В какой-то момент Николай всё меньше перестал упоминать Матильду в своём дневнике. К 1894 году упоминания  исчезли совсем. Но нужно учитывать, что  его дневники могли читать посторонние люди, родители, камердинер. А также то, что  появилась ещё одна особа. Это была любовь со второго взгляда.
"Всё начинается со взгляда. Всегда"
(Сергей Есенин)
  Будущая государыня - Алиса Гессен-Дармштадтская, жена Николая II,  родилась в 1872 году и приходилась внучкой английской королеве Виктории. Мать скончалась, когда девочке было всего шесть лет, поэтому все заботы по воспитанию легли на бабушку и воспитательниц.(10)  Уже в подростковом возрасте Алиса неплохо разбиралась в политике, знала историю, географию, английскую и немецкую литературу. А чуть позже получила докторскую степень по философии. (11)
  В 1884 году её старшая сестра Элла (Елизавета Фёдоровна) вышла замуж за младшего брата российского императора Александра III, князя Сергея Александровича. И будущая императрица вместе с многочисленными родственниками отправилась с визитом в Петербург.
  Девочка с любопытством наблюдала за тем, как на Николаевском вокзале в Санкт-Петербурге сестру встречала золочёная карета, запряжённая белыми лошадьми. Во время церемонии бракосочетания, состоявшейся в дворцовой церкви в Зимнем дворце, Аликс (так её называл Николай II  - производное от Алиса и Александра) стояла в стороне, с розами в волосах, одетая в белое платье. Слушая длинную, непонятную для неё службу и вдыхая благоухание ладана, она искоса поглядывала на шестнадцатилетнего цесаревича. (12)
  Николай же написал в дневнике:
"Девушка, пронзительного взгляда которой невозможно было не заметить, произвела на меня неизгладимое впечатление".
 А вот довольно интересная  запись, сделанная значительно позже:
"Весьма странное явление, которое я в себе замечаю: я никогда не думал, что два одинаковых чувства, две любви одновременно совместились в душе. Теперь уже пошёл четвертый год, что я люблю Аликс Г. и постоянно лелею мысль, если Бог даст на ней когда-нибудь жениться… Проблема  в том, что  родители не очень одобряют этот выбор".
  У царствующих Романовых были другие планы. Мария Федоровна рассчитывала на брак сына  с французской принцессой, одновременно присматривалась и к другим вариантам.
Несколько раз Николай приезжал к Алисе, однако посвататься не получалось - чему очень радовалась Кшесинская.
"Я снова была рада, что ничего не состоялось, что Ники ко мне вернулся. Он такой счастливый", - писала она.
Был ли он таким уж счастливым или нет
-  большой вопрос. Алиса не хотела переходить в православие. Это было важным условием династического брака. Её сестра Элла (Елизавета Федоровна), ставшая женой московского губернатора Сергея Александровича, тоже не сразу на это согласилась.
 Мария Фёдоровна  решила, что её Ники слишком ответственен.
"Связь с балериной Кшесинской может  отразиться на его будущем царствовании".
 Папа же относился к роману совсем спокойно - списывал всё на грешки молодости. Так что встречи с Кшесинской императора Александра устраивали -  а может быть, устраивали и маму: уж больно ей не хотелось брака Николая с Алисой.
Алиса долго колебалась, принимать ей православие или нет. Только весной 1894 года состоялась помолвка.
Ещё до этого Николай разорвал отношения с Кшесинской.
 После резкого ухудшения здоровья Александра III события приняли известный оборот - можно сказать, что свадьба состоялась одновременно с его кончиной.
Час разлуки, час свиданья -
Им ни радость, ни печаль;
Им в грядущем нет желанья
И прошедшего не жаль.
(Михаил Лермонтов, "Демон")
  Последнее свидание Николая с Кшесинской  состоялось у сараев на Волхонском шоссе. Матильда подробно описала его в своём дневнике.
Она приехала из города в карете, а он прибыл верхом из гвардейских лагерей.
 "Николай сказал, что наша любовь навсегда останется самым светлым моментом его молодости и разрешил продолжать  обращаться к нему на ты, обещал откликнуться на любую мою просьбу".
  Казалось, что  Кшесинская легко отнеслась к произошедшему, но это не  так.  Конечно переживала, что  после расставания с Николаем её дневники обрываются. В расстроенных чувствах она их  забросила. По крайней мере, о существовании других подобных записей ничего не известно.
 В  1894 году роман с балериной совершенно точно прекратился.
Своей семье Николай II был верен: папина натура, а не дедушкина, у которого романов было море.
" - Нежно любимая душка Солнышко… Бог даст, наша разлука не будет долгой. В мыслях я всегда с тобою, никогда не сомневайся в этом… Спи спокойно и сладко. Твой навеки старый муженёк Ники".
   Такое письмо последний император России Николай II отправил своей супруге Александре Фёдоровне морозным декабрьским утром 1916 года. В дневнике же он написал, что вечером этого дня "много читал и сильно грустил".
"Закаты пропитаны грустью. Потому что каждый раз, провожая его, думаешь: каким ни был, удачным или неудачным, день - это мой день, и он уходит навсегда"
(Эльчин Сафарли)
  После 4 лет отношений с Николаем (до его помолвки с ) Кшесинская  встречалась   с великими князьями  Сергеем Михайловичем и  Андреем Владимировичем.(13)
   Долгие годы Сергей Михайлович и Матильда Кшесинская жили вместе, но женаты не были. 18 июня 1902 года у Матильды  родился сын Владимир, получивший по Высочайшему указу от 15 октября 1911 года фамилию "Красинский"*, отчество "Сергеевич" и потомственное дворянство.
*По семейному преданию, Кшесинские происходили от графов Красинских.
  В знаменитый особняк на улице Куйбышева Кшесинская переехала зимой 1906 года.
"Каждый живёт, как хочет, и расплачивается за это сам"
(Оскар Уайльд "Портрет Дориана Грея")
   Великий князь Сергей Михайлович, генерал-адъютант, генерал от артиллерии, выдающийся военный реформатор, фактически создал русскую скорострельную артиллерию, заложил основы тяжёлой мобильной артиллерии, неизменно требовал и лично проверял у каждого офицера-артиллериста умение вести огонь с закрытых позиций, что было совершенно неизвестным для армий союзников и неожиданным для противников России в войне.
  Ещё в русско-японскую войну он ввёл это новшество и заставил неповоротливых снабженцев к каждому орудию, отправляемому в Маньчжурию, обязательно прикладывать оптику для скрытой стрельбы. Это сберегло жизни многим тысячам артиллеристов. Он настаивает на открытии новых артиллерийских училищ, выступает за чёткое взаимодействие всех родов войск на поле боя, за первенство инициативы командиров в ведении боя.
   Великий князь Сергей Михайлович избегал принимать участие в светских торжествах и в высоких кругах прослыл как человек замкнутый и молчаливый. Был прост в обращении с простыми людьми и доступен всем. Являлся близким другом императора Николая II в течение многих лет и был в Ставке до последних дней существования Российской империи.
   После Февральской революции отстранён от должности. 21 марта (3 апреля) 1917 года лишён звания генерал-адъютанта в связи с упразднением всех званий. На следующий день  полевой генерал-инспектор артиллерии при Верховном Главнокомандующем, генерал от артиллерии великий князь Сергий Михайлович был уволен, по прошению, от службы, с мундиром.
   А через год , в начале апреля 1918 года великий князь Сергей Михайлович был выслан большевиками из Петрограда в Вятку, в мае 1918 года перевезён в Екатеринбург, а затем в Алапаевск. В ночь на 5 (18) июля 1918 вместе с другими членами дома Романовых вывезен за город, оказал сопротивление и был застрелен. Его тело вместе с ещё живыми алапаевскими узниками из рода Романовых было сброшено в одну из заброшенных шахт железного рудника Нижняя Селимская.
  Когда в город вошли белогвардейские войска и тела расстрелянных подняли на поверхность, в руке Сергея Михайловича был зажат маленький золотой медальон с портретом Матильды Кшесинской и надписью "Маля". 8 июня 2009 года Генеральная прокуратура России посмертно реабилитировала великого князя Сергея Михайловича.
 Женатым Сергей Михайлович никогда не был.
"Не важно, как ты ушёл, главное, кем ты был"
(Зинедин Зидан)
  В  1921 году в Каннах великий князь Андрей Владимирович и Матильда Феликсовна Кшесинская вступили в брак.  Андрей Владимирович усыновил сына балерины, который стал Владимиром Андреевичем Красинским  В своих воспоминаниях, написанных после Второй мировой войны, Кшесинская утверждает:
"Ребёнок был от Андрея, и Сергей благородно "взял вину" на себя".
  Великий князь Андрей Владимирович  активно поддерживал своего старшего брата Великого князя Кирилла Владимировича, в 1924 году принявшего титул Императора Всероссийского в изгнании.(14)  Он стал  "Августейшим" представителем Государя Императора Кирилла I во Франции.
   Во время немецкой оккупации Франции сын Андрея Владимировича, Владимир Красинский был арестован гестапо и оказался в концлагере. Отец почти обезумел от горя, обращался к различным группам и лицам русской эмиграции и нигде не получил никакой поддержки. Спустя 144 дня заключения сына ему удалось добиться снятия с сына обвинений о занятии "вредной" для Германии деятельности и Владимир Красинский был освобождён.
  После смерти в 1943 году великого князя  Бориса Владимировича (15) Андрей Владимирович на протяжении 13 лет оставался последним великим князем дома Романовых. После его смерти в 1956 году великих князей Романовых из рождённых до февраля 1917 года не осталось.
  Кшесинская  прожила яркую и интересную жизнь. Со своим  мужем -  близким родственником императора - Великим князем Андреем Владимировичем во время революции она бежала во Францию  и безбедно жила в Париже до глубокой старости.
  В эмиграции она носила титул светлейший княгини, который присвоил ей великий князь Кирилл Владимирович. Умерла Матильда Кшесинская 6 декабря 1971 года  в возрасте 99 лет.
***
"Рано или поздно наступает момент, когда ваши пути расходятся. Каждый выбирает свою дорогу, думая, что когда-нибудь они вновь сойдутся. Но со временем они становятся всё дальше. Сначала ты считаешь это нормальным: «Вы ведь созданы друг для друга; ведь рано или поздно всё вернётся». Однако, этого не происходит. Вместо этого наступает зима. И ты вдруг понимаешь, что всё кончено. Раз и навсегда. И в этот момент, ты понимаешь, что некоторые вещи случаются всего раз в жизни. И не важно, как сильно ты будешь пытаться почувствовать это снова. Ты больше никогда не поднимешься на три метра над небом…"
("Три метра над уровнем неба"(Three Steps Above Heaven)

(1) "Поступление в хореографическое училище" Наталья Солдатова blog fenix help
(2) читайте: "Императоры и их любимые балерины. Не только Кшесинская" на сайте: aperturescience.ru/threads/
(3) Николай  II Алекса;ндрович (6 [18].05. 1868 -  17.07. 1918)  -  император Всероссийский, царь Польский и великий князь Финляндский (20.10. [1.11.] 1894 - 2 [15].03.1917). Из императорского дома Романовых.
    Матильда Феликсовна Кшесинская, (Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кшесиньская (19 [31].08. 1872 -  6.12. 1971) - российская артистка балета и педагог польского происхождения, прима-балерина Мариинского театра, Заслуженная артистка Императорских театров. Дочь танцовщика Феликса Кшесинского, сестра артистов Юлии и Иосифа Кшесинских, мать Владимира Красинского*.
  * Владимир Сергеевич Красинский ("Вова") (c 1921 года - после усыновления -  Владимир Андреевич Красинский, с 1935 года звался - светлейший князь Владимир Андреевич Романовский-Красинский, с начала Второй мировой войны - Владимир Романов; (18.06. 1902 -  23.04.1974) - внебрачный сын балерины Матильды Кшесинской от одного из русских великих князей.
(4) Феликс Янович (Иванович) Кшесинский (17.02.1823 - 16.07.1905) -  польский танцовщик и педагог, солист Мариинского театра, особенно знаменитый своим исполнением мазурки. Сын Яна Кшесинского и Фелицаты Петронелли-Деренговской. Отец танцовщиков Юлии, Иосифа и Матильды Кшесинских.
(5) Алексей Павперов "Своей семье он был верен": историк -  о романе между Николаем II и Матильдой"
daily.afisha.ru/
   Иосиф-Михаил Феликсович Кшесинский (5 [17].02.1868 -  1942) - характерный танцовщик и балетмейстер Мариинского, позднее Кировского театра. Заслуженный артист РСФСР (1927). Автор  статьи "1905 год и балет".
Как и отец долго выступал на сцене. Поставил балет 'Красный мак". Был женат трижды. Скончался вместе с супругой в блокадном Ленинграде в августе 1942 года.  Дата смерти и место захоронения неизвестны. После окончания Великой Отечественной  войны его старшая сестра Юлия * приезжала из эмиграции в Москву, но посетить Ленинград ей не разрешили. Узнать какие-либо подробности его смерти ей не удалось.
  Юлия Феликсовна Кшесинская, в замужестве Зедделе ( 1866-1969) - балерина, сестра Матильды Кшесинской. Окончила театральное училище в 1882 году и  заняла одно из видных мест в кордебалете балетной труппы Императорских театров. Покинула сцену в 1902 года.
(6) Тщетная предосторожность» (фр. La Fille mal gardеe - в дословном переводе "Плохо присмотренная дочь") - балет в двух действиях, созданный французским балетмейстером Жаном Добервалем. Премьера: 1 июля 1789 года, Бордо. Музыка специально к балету не сочинялась, Ж.Добервалем.
Композитор: П. Гаво (1796, переделка в комическую оперу); Л. Герольд (1828 год).
Первая постановка: 1 июля 1789 ( Бордо, Франция).
(7) Восточное путешествие Николая II в 1890-1891 годах - поездка цесаревича Николая Александровича, будущего царя Николая II, во время которой он побывал во многих местах Евразии. В Нагасаки Николай решился набить себе татуировку. На его  правом предплечье появилось изображением чёрного дракона с жёлтыми рожками, зелёными лапками и красным брюхом. Одновременно мастер тату  нанёс рисунок на руку греческого принца.
(8)   Барон Александр Логгинович Зедделер (23.05. 1868 - 18.11.1924) - русский военный, полковник, белоэмигрант. Муж  Юлии Феликсовны Кшесинской. Был шафером на свадьбе великого князя Андрея Владимировича с Матильдой Кшесинской.
(9) Денис Иванович Лешков  (3.12.1883 - 1933) - балетный критик, историк балета. Офицер артиллерии. С 1907 года  регулярно выступал с рецензиями на балетные спектакли и историческими очерками на страницах петербургской прессы.
(10) Александра Федоровна, урождённая принцесса Виктория Алиса Елена Луиза Беатриса Гессен-Дармштадтская (6.06.1872 - 17.06.1918) - русская императрица, супруга Николая II (c 1894 года). Четвёртая дочь великого герцога Гессенского и Прирейнского Людвига IV и герцогини Алисы, дочери британской королевы Виктории.
   Виктория, имя при крещении Александрина Виктория (24.05.1819 -  22.01. 1901) - королева Соединённого королевства Великобритании и Ирландии с 20 июня 1837 года и до смерти.
(11) "Ники и Аликс. Великая любовь последнего русского императора"
Life ru 16 июля 2017,
(12) Р. Мэсси "Николай и Александра" (1992).
Роберт Кинлох Маси (Мэсси) III (5.01.1929 - 2.12. 2019) -  американский журналист и писатель-историк. Посвятил большую часть своей научной и писательской деятельности изучению императорского дома Романовых.
(13) Великий князь Сергей Михайлович Романов (25.09. (7.10.) 1869 -  18.07. 1918) - пятый из шести сыновей великого князя Михаила Николаевича и Ольги Фёдоровны, внук Николая I; генерал-адъютант (1908), генерал от артиллерии (1914), полевой генерал-инспектор артиллерии при Верховном Главнокомандующем (1916-1917)
     Великий князь Андрей Владимирович, Андрей Владимирович Романов (2 (14).05.  1879 -  30.10. 1956) - четвёртый сын великого князя Владимира Александровича и Марии Павловны, внук Александра II.
 (14)  Великий князь Кирилл Владимирович (30.09. [12.10.] 1876 -  12.10. 1938) - второй сын великого князя Владимира Александровича, третьего сына императора Александра II, и великой княгини Марии Павловны; двоюродный брат Николая II.
(15) Великий Князь Борис Владимирович (12 (24).11. 1877 - 8.11. 1943) - Свиты Его Величества генерал-майор, третий сын великого князя Владимира Александровича и великой княгини Марии Павловны, внук императора Александра II.  Во время I мировой войны Кирилл Владимирович командовал лейб-гвардии Атаманским полком, затем был Походным атаманом всех казачьих войск при императоре Николае II.