Правители Руси. Столица - Киев. часть 1

Александр Павлов 3
               
«…  Изгнали  варяг  за  море  и  не  дали  им  дани,  и  начали  сами  собой  владеть,  и  не  было  среди  них правды,  и  стали  род  на   род, и  была  у  них  усобица,  и  стали  воевать  друг  с  другом.
         И  сказали  себе:  поищем  себе  князя, который  был  владел  нами  и   судил  по  праву…»
        И  пошли   за  море  к  варягам,  к  Руси…
 княжить  и  владеть  нами…».
        Пришли  три  брата:  РЮРИК   сел  в  Ладоге,  СИНЕУС  -на  Белозерье,  ТРУВОР  -  в  Изборске.  И  от  тех  варягов  произошла  Русская  Земля…

      Рюрик  (862- 879) после  смерти  своих  братьев  занял  их  города  и  присоединил  Полоцк, Ростов, Муром, основал  Новгород.
         «… передал  княжение  Олегу – родичу  своему,  отдав  ему  на  руки  сына  Игоря,  ибо  был  тот еще  очень  мал…».

      Олег  Вещий (879 – 912)  взял  Смоленск, Любич  и  пошел  к  Киевским  горам.  В  это  время  двое  варягов  АСКОЛЬД  и  ДИР  княжили  в  Киеве,Они  прогнали  хазар, совершили  поход  на  Константинополь  и  разграбили  его  окрестности.  Олег, подойдя  к  Киевским  горам,  обманом  выманил  Аскольда  и  Дира, убил  их,  сел  княжить  в  Киеве  и  сказал: «… да  будет  Киев   матерью  городам  русским…). В  885 году  завоевал  кривичей,дрвлян,родимичей, полян – образовалась  Древнерусская  держава
В 907  году  Олег  пошел  на греков, разорил  и  разграбил  окресности, захватил  много  добра  и  пленных.  Этот  поход  прославил  Олега  в  веках:
«… твой  щит  на  вратах  Царьграда…». Власть  в  Киеве  он  передал  Игорю. Умер  Олег  от  укуса  змеи,  выползшей  из  черепа  его коня.
 «…Как  ныне  сбирается  вещий  Олег
Отмистить  неразумным  хазарам,
Их  села  и  нивы  за  буйный  набег
Обрек  он  мечам  и  пожарам
С дружиной  своей  в  царьградской  броне
Князь  по  полю  едет  на  верном  коне.

Иэ  темного  леса  навстречу  ему
Идет  вдохновенный  кудесник.
Покорный  Перуну старик  одному,
Заветов  грядущего  вестник,
В мольбах и  гаданьях  проведший  весь  век,
И  к  мудрому старцу  подъехал  Олег.
«…Скажи  мне  кудесник,любимец  богов,
Что  сбудется  в  жизни  со  мною?
И  скоро  ль  на  радость  соседей- врагов,
Могильной  засыплюсь  землею?
Открой  мне  всю  правду,  не  бойся  меня,
В  награду  любого  возьмешь  ты  коня…».

«…Волхвы  не  боятся  могучих  владык,
А  княжий  дар  им  не  нужен.
Правдив  и  свободен  их  вещий  язык
И  с  волею  небесной  дружен,
Грядущие  годы  таятся  во  мгле,
Но  вижу  твой  жребий  на  светлом челе.

Запомни  же  ныне  ты  слова  мое
Воителю  слава -  отрада,
Победой  прославлено  имя  твое,
Твой  щит  на  вратах  Царьграда,
И  волны  и  суша  покорны  тебе,
Завидует  недруг  столь  завидной  судьбе.

И  синего  моря  обманчивый  вал
В  часы  роковой  непогоды,
И  пращ,  и  стрела, и  лукавый  кинжал
Щадят  победителя  годы
Под  грозной  броней  ты  не  ведаешь  ран,
Незримый  хранитель  мгущему  дан!

Твой  конь  не  боится  опасных  трудов,
Он, чуя  господскую  волю,
То  смирно  стоит  под  стрелами  врагов,
То  мчится  по  бранному  полю,
И  холод  и  сеча  ему  ничего,
Но  примешь  ты  смерть  от  коня своего…».

Олег  усмехнулся – однако  чело
И  взор  омрачился  думой.
В  молчанье,рукой  опершись  на  седло,
С  коня  он  слезает  угрюмый,
И  верного  друга  прощальной  рукой
И  гладит  и  треплет  по  шее  крутой.

«…Прощай  мой  товарищ,  мой  верный  слуга,
Расстаться  настало  нам  время
Теперь  отдыхай!  Уж  не  ступит  нога
.В  твое  позлащенное  стремя,
Прощай,  утешайся -  да  помни  меня.
Вы, отроки _ други,  возьмите  коня!

Покройте  попоной,  мохнатым  ковром,
В  мой  луг  под  уздцы  отведите,
Купайте,  кормите  отборным  зерном,
Водой  ключевой  поите…».
И  отроки  тотчас  с  конем  отошли,
А  князю  другого  коня  подвели

Пирует  с  дружиной  вещий  Олег
При  звоне  веселом  стакана
И  кудри  их  белы, как  утренний  снег
Над  славной  главою  кургана…
Они  поминают  минувшие  дни
И  битвы,  где  вместе  рубились  они…

«…А  где  мой  товарищ? –промолвил  Олег
Скажите, где  конь  мой  ретивый?
Здоров  ли?  Все  так  же  ль  легок  его бег?...».
И  внемлет  ответу  на  холме  крутом
Давно  почил  непробудным  сном.

Могучий  Олег  головою  поник
И  думает: «…Что  же  гаданье?
Кудесник, ты  лживый,  безумный  старик!
Презреть  бы  твое  предсказанье!
Мой  конь  и  доныне  носил  бы  меня!
И  хочет  увидеть  он  кости  коня.

Вот  едет  могучий  Олег  со  двора,
С  ним  Игорь  и  старые  гости,
И  видят: на  холме  у  брега  Днепра
Лежат  благородные  кости:
Их  моют  дожди, засыпает  их  пыль,
И  ветер  волнует  над  ними  ковыль.

Князь  тихо  на  череп  коня  наступил
И  молвил: «…Спи, друг  одинокой!
Твой  старый  хозяин  тебя  пережил,
На  тризне  уже  недалекой
Не  ты  под секирой  ковыль  обогришь,
И  жаркою  кровью  мой  прах  напоишь…».

Так  вот  где  таилась  погибель  моя!
Мне  смертию  кость  угрожала
Из  мертвой  главы  гробовая  змея 
Шипя  между  тем  выползала,
Как  черная  лента, вкруг  ног  обвилась
И  вскрикнул  внезапно  ужаленный  князь.

Ковши  круговые,  запенясь  шипят
На  тризне  плачевной  Олега,
Князь  Игорь  и  Ольга  на  холме  сидят,
Дружина  пирует  у  брега,
Бойцы  поминают  минувшие  дни
И  битвы, где  вместе  рубились  они…


     Князь  Игорь ( 912 – 945).  «…в  год  1912  после  Олега  стал  княжить  Игорь.  И  затворились  от  Игоря  древляне  по  смерти  Олега.  В  год 914   пошел  Игорь  на  древлян  и,  победив  их,  возложил  на  них  дань,  больше  Олеговой.  Потом  пришли  половцы  «… они  носили  персидскую  одежду, и  лица  их  изоброжали  свирепость.  На  первый  раз  Игорь  сумел  договориться  с  ними  и  спроводил  их  дальше  на  запад,  за  Дунай…».
   Потом    он  отогнал  их  и  они  убрались  восвояси…».
Пришло  время  женить  Игоря  и  послы  отправились  в  Псков  искать  невесту.  Среди  многих  красивых  девушек  послы  выбрали  Ольгу- взгляд  у  нее  прямой, твердый,  держится  спокойно,  уверенно  с  достоинством, ей  всего  пятнадцать  лет.   Невеста  не  понравилась  Игорю, дескать,  привезли  ребенка.  Жених  тоже  не  понравился  Ольге:  небольшого  роста, грубый, корявый. Ольгу  поселили  в  Киеве  в  отдельном  тереме  и  вскоре  она  полюбилась  горожанам,  так  как  Игорь  редко  бывал  на  месте  и  Ольга быстро   и  справедливо  решала  все  дела  сама.
   В  941  году «…пошел  Игорь  на  греков…». Войско  Игоря  пересекло  Черное  море  и  разграбило  две  византийские  провинции  Вифинию  и  Пафлогонию.  Пока  занимались  грабежом,  Константинополь  сумел  собрать  флот  и  армию  и  наголову  разгромить  войско  Игоря.  Победу  «Греческого  огня…»   Вернувшись  в  Киев,  Игорь  нашел  утешение  от  поражения  у  своей  жены.  Цветущая  Ольга  пожалела  и  приласкала  мужа  и  от  их  любви  у  них  родился  сын   Святослав.
       Осенью  Игорь  вместе  со  своей  дружиной  пошел  к  древлянам  собирать  дань.  Собрав  дань,  ему  показалось  мало,  и  он  с  малой  дружиной  вернулся  обратно.   чтобы  собрать  еще.  Древляне  схватили  его,   нагнули  два  дерева, привязали  ноги к каждому дереву, потом  отпустили  их  и  разорвали  Игоря  на  части.

       Ольга  «Святая» (945 – 966).  Жестоко  отмстила  за  смерть  мужа  и  стала  княжить  в  Киеве..  Трудно  пришлось  вдове  с  малолетним  сыном  на  руках  отбиваться  от  наседающих с  разных  сторон   хазар, половцев,  печенегов,  и  она  мудро  решила  опереться  на  Константинополь,  но  для  этого  ей  нужно  было  сначала  принять  ХРИСТИАНСТВО.
    Базилевс,  Константин  Багрянородный,  как  увидел  красавицу  Ольгу, так  сразу  влюбился  в  нее  и  покрестил. Таким  образом, Ольга  приняла  крещение  в  Византии.   Княгиню  Ольгу    Русская  православная  церковь  возвела  в  ранг  святой. Нелегко  пришлось  Ольге  внедрять христианство - новую  веру,   в  Киевском  княжестве.  Сын,  Святослав  не  принял  христианство:  «…как  же  мне  одному  принять  иную  веру?  А  дружина  моя  станет  насмехаться…». Действительно, все  дружинники    Игоря  были язычниками,  и  пройдет  еще  немало  времени,  пока  новая  вера  не  утвердится  на  Руси.
     Святослав  собрался  в  новый  поход, тяжелобольная  мать  просит: «…сначала  похорони  меня,  а  потом  иди  куда  хочешь…».
       Умерла  Ольга  11 июля 969 года.  Этот  день  Церковь  и  чтит  память  святой  Ольги.

      Сятослав  Игоревич  (966 -972)  Еще  при  жизни  матери  Святослав  ребенком  участвовал  на  войне.  Во  время  похода  на  древлян, когда  два  войска  сошлись  на  поле  битвы,  Святослав  первым  бросил  свое  копье  на  древлян.  Копье  пролетело  между  ушей  коня  и  упало  у  его  ног  -Святослав  был  еще  очень  мал.  Но  Свенельд  и  Асмун  сказали:  «…Князь  уже  начал,  последуем,  дружина  за  князем  и  победим  древлян…».  Вся  жизнь  Светослава  - это  воистину  «вечный  бой».  Он  объединил  восточнославянские  племена  на  Оке  и  Волге, где  жили  вятичи.
 В  967 году началась  русско- византийская  война.  Сначала  Святослав  разбил  болгар,  захватив  80  крепостей  по  Дунаю  и  стал  брать  с  византийцев  дань.  Тогда  хитрые  византийцы  натравили    на  Киев    печенегов,  и  Святославу  пришлось  срочно  возвратиться    домой  и  разгромить  печенегов.  После  смерти  матери  Святослав  снова  пошел  на  греков,  оставив  в  Киеве  старшего  сына  Ярополка. У  греков  было  большое  войско  и  Святослав  сказал:  «…  нам  некуда  уже  деться,  хотим  мы  или  не  хотим,  должны  сражаться, так  не  посрамим  земли  Русской,  ибо  ляжем  здесь  костьми,  ибо  мертвые  сраму  не  имут…». Греки  на  этот  раз  были разбиты,  но  война  шла  с  переменным  успехом. В 971  году  Святослав  потерпел  поражение  под  Доростолом – начались  переговоры  о  заключении  мира и  греки  выпустили  его  вместе  с  воинами.  По  пути  в  Киев  у  днепровских  порогов  им  пришлось  зазимовать.  Здесь,  у  поргов,  в  самом  узком  месте  реки  их  и  подстерег  печенежский  хан  Куря:  «…Убили  Святослава,  и  взяли  голову  его,  и  сделали  чашу  из  черепа,  оковав  его,  и пили…».
         Остались  три  сына:  младшего  Владимира  взяли  себе  новгородцы, решившие «вскормить»  князя,  второго  сына  Олега  посадили  в  землю  древлян,  в Киеве  остался  княжить  старший  сын  Ярополк.

     Ярополк  Святославович  (972 – 980).  Развязал  междоусобную  войну. Поводом  к  войне  послужила  драма  на  охоте, когда  Лют,  сын   ближнего  боярина  князя  Свенельда, оказался  в  заповедных  угодьях  Олега  и  был  убит.  Свенельд  уговорил  Ярополка:  «… Пойди  на  брата  своего  и  приимеши  власть  един  его…».  Олег  потерпел  поражение  и  погиб, Ярополк  горько  оплакивал  брата  и укорял  Свенельда:  «…Вишь   иже  ты  сего  хотяше…».
      Узнав  о распре,  Владимир  собрал  войско  и поспешил  в  Киев:  «…Владимир  искал  между  тем  способа  возвратиться  с  могуществвом  и  славою…».  Ярополк  собрать  войско  не  успел,  нападение  застало  его  врасплох  и  он  укрылся  в  столице  за  крепкими  стенами,  где  взять  его  было  трудно.  И  тогда  Владимир  соблазнил  главного  советника  брата  воеводу   Блуда   на  предательство: «…Аще  убью  брата  своего  имети  тя   начну  в  отца,  место  своего,  и  много  чести  возмеши  от  меня…».  Предатель  уговорил  Ярополка  пойти  на  переговоры  с  братом,  где  люди  Владимира,  двое  варягов: «… подняли  Ярополка    мечами  под  пазухи…». 

    Владимир   Святославович  - Креститель (980- 1015 )  укрепил  и  расширил  княжество: в  982  году  он  совершил  успешный  поход  на  вагачей, в 984  году  на  родимичей,  отвоевал  у  поляков  червенские  города  Юго- западной  Руси, в 983  году  русские  войска  ходили  на  ятвагов- племена  прибалтики, а в  922 году  « на  хорваты».Растет  и  хорошеет  Киев « мати  градам русским».  Для  обороны  от  печенегов  основаны  пограничные   опорные  города  Белгород, Переяславпь. Владимир  стремился  установить  единый  духовный  мир, символизирующий  единство  восточно-славянских  племен. Прежде  всего он  обратил  внимание    на  христианство, отражающую  централизацию  и  монотеизм. Однако,  Владимир  пристально  познакомился  и  с  другими  религиями  и  отклонил  их  по  разным  причинам:  в  религии    Ислама  волжских  Болгар  не  понравилось  обрезание, воздержание  от  свиного  мяса  и  питья. Известны  по  этому  поводу  его  знаменитые  слова: 
  «…Руси  есть  веселие  пить,  не  можем  без  того  быть…»
Посланцам  папы  из  Рима  он  сказал:  «…Идите  откуда  пришли,  ибо  и  отцы  наши  не  приняли  этого…»; хазарским  евреям  он  задал  вопрос:
«…А где  земля  ваша? Как  же  вы  иных  учите,  а  сами  отвергнуты  богом  и  рассеяны?...». Только  византийскому  посланнику  Владимир  сказал: «…Пожду  еще  мало…» и  послал  в  другие  страны  «…мужи   добры  и  сметливые  числом  10 …». Послы  сообщили  Владимиру, что  из  всех  религий,  увиденных ими  в  разных  странах, больше  всего  понравилось  греческое  богослужение. 
     Владимир  понимал, что  сильная  власть  невозможна  без  сильной  религии.. Принятию  христианства  послужило  и  еще  одно  обстоятельство:  в  это  время  Владимир «положил  глаз»  на  сестру  византийского  императора  Анну  и  попросил  ее  руки.   Греки  отказали,  так  как  Владимир  был  язычником,  и  тогда  он  пошел  походом  на  Корсунь –большой  крымский  город, принадлежащий  Византии.  Захватив  город, Владимир  поставил  условие,  что  освободит  Корсунь, если  отдадут  ему  в  жены  Анну. «…Коли  сбудется  это, крещусь!..»- восклицает  князь…
     Тогда  Анна  взяла  с  собой  священников, все  необходимое  для  совершения  обряда  и  сама  приехала  в  Корсунь,  покрестила  Владимира  и  заодно  обвенчалась  с  ним.  Возвратившись  в  Киев,  Владимир  велит  изрубить  и  сжечь  идолов,  а  главного  из  них  Перуна  привязывают  к  хвосту  коня  и  сбрасывают  в  реку.  После  этого  князь  объявляет,  чтобы  назавтра  все  пришли  к  реке  креститься,  а  кто  не  придет – «…противник  мне  да  будет…». Киевляне  не  очень-то  хотят  креститься,  но  боятся  грозного  князя  и  являются  к  реке, где  и  совершается  массовое  крещение. Случилось  это  согласно  летописи  28  июля  988  года. Киевляне  восприняли  непонятный  обряд  с  залезанием  в  воду, как  очередную  прихоть  сурового  властителя  и,  хотя  повесили  на  шею  крестики,  остались  при  прежних  верованиях.  Владимир  и  не  стремился  проникнуть  в  душу  поданных -  ему  было  достаточно  соблюдение  внешних  установлений  новой  религии,  но  он  действовал  последовательно  и  основательно..Первым  шагом  было  строительство  церквнй, причем  на  тех  местах,  где  раньше  находились  капища   и  стояли  идолы.  Нравы  дохристианской  эпохи  были  суровы  и  жестоки.  Христианство  упразднило  человеческие  жертвоприношения, многоженство  и  кровную  месть.  Церковь  очень  скоро  превратилась    в  одну  из  опор,  на  которых  держалось  все  русское  государство, иногда  -  в  единственную  опору.  В  самые  тяжкие  времена  от  России  оставались  только  язык  да  церковь.  Владимир -  Креститель  избрал  христианство  не  западной,  а  восточной  ветви. На  Руси  распространилась  СЛАВЯНСКАЯ  грамота,  изобретенная  Кириллом  и  Мифодием.
      Самым  важным  для  престижа  государства  стала  чеканка  собственной  монеты – Русь  стала  выпускать  не  только  серебряные,  но  и  золотые  монеты.  Владимир  оставил  после  себя  большое  потомство :  тринадцать  сыновей  и  десять  дочерей.  Он  попытался  назначить  себе  приемника, но  взялся  за  дело  слишком  поздно, что  породило  в  дальнейшем  междоусобные  войны.

      Святополк 1  Владимирович,  « Окаянный» (1015 – 1019).
Пасле  смерти  Владимира  власть  в  Киеве  захватил  старший  сын Святополк. Он  приказал  убить  других  своих  братьев: Владимира, Бориса,Глеба  и  Святослава.  За  это  он  получил  прозвище  « Окаянный».
    Пришедший  из  Новгорода  Ярослав (  сын  Владимира  и  княгини Рогенды)  разгромил  Святополка, изгнал  его  за  пределы  Руси  и  сел  на  «златокованный»  Киевский  стол.

       Ярослав  Владимирович « Мудрый»  (1019 – 1054)  - это  годы  подьема   и  развития  Киевской  Руси  и  Киева, развитие  зодчества: «…заложил  Ярослав  город  великий  у  него  же  града  суть золотая  врата,  заложил  же  и  церковь  Святыя  Софья,  метрполью,  и  посем  церковь  на  золотых  воротах  святыя  Богородица  Благовещенья, посемь  святого  Георгия  монастырь  и  святых  Ирины…».
   И  по  сей  день  Софиевский  Собор  поражает  своим  величием  и  красотой.  Со  всех  концов  Руси  стекались    в  Киев  артели  мастеров,  шумел  на  Подоле   многолюдный  торг.  Началось  основание  монастырей,  в  том  числе  Киево –Печерской  Лавры.  «… Ярослав  любил  церковные  уставы, пристрастился  к  книгам,  часто  читал  их  днем  и  ночью.  Он  собрал  многих  писцов,  и  они  переводили  с  греческого  на  славянский  язык…».  В  Киеве  и  других  городах  основывались  школы  и  библиотеки.
  В    1043 году  пошел  походом  на  Византию  во  главе  с  сыном  Владимиром  и  воеводой  Вышагой.  Налетевший  шторм  разбросал  русские  корабли.   Много  воинов,  выброшенных  на  берег,  попали  в  плен.  Мирный  договор  между  Византией  и  Русью  был  заключен  и  закреплен  браком  Всеволода  Ярославовича  и  дочери  византийского  императора  Марии.   В  1054 году   Ярослав  составил  «Завещание»- старшему  сыну  Изяславу  он  завещал  Киев:  Святославу – Чернигов: Всеволоду –Переяславль.

    Изяслав 1  Ярославович  (1054 -1068 ).
Он  был  красив  собой,  толст,  нравом  незлобив  «…кривду  ненавидел, правду  любил, хитрости  льстивости  не  ведал,  был немстителен  и  прост  умом…».  В  1058  году  Изяслав 1  ходил  походом  против  балгского  племени  Голядь.  «… победи  Голядь»-  сообщает  летопись..  В 1960 году –поход  на  торков  силами  всех  князей.  «…совокупившие  воя  бещислены  и  пойдоша  на  конях  и  в  ладьях, бесщисленно  множество…».Киевское  государство  находилось  на  пике  своего  могущества,  но  приближалось  потрясение  от  нашествия  половцев.  Изяслав,  не  получив  поддержки  от  Святослава  и  Всеволода,  растерянный  вернулся  в  Киев  один.  Его  смятение  и  бездействие  вызвало  возмущение  населения  Киева :
«…дай  нам  князь  оружие  и  коней,  хотим   еще  биться  с  ними…» -потребовали  горожане…  Но  Изяслав  не  верил, что  может  победить  половцев  и  боялся  вооружить  своих  поданных.  В  результате  престиж  великокняжеской    власти  окончательно    пал,  и  в  Киеве  началось  восстание.  Сначала  толпа  разгромила  двор  тысяцкого  Коснячка, потом  пощли  к  тюрьме  и  освободили  арестованных.   Бояре  проведали,  что горожане  собираются  сидевшего  в  тюрьме    половецкого  князя  Всеслава-  храброго  воина,  котрый  может  спасти  город.  Все  так  и  вышло:  восставшие  взломали  темницу  и  провозгласили  Всеслава  киевским  князем.  Законный  правитель  Изяслав 1  постыдно  бежал  не  только  из  города,  но  и  за  пределы  Руси.

        Всеслав  Брячиславич  Полоцкий   (1068 – 1069)
Прослыл  кудесником  и  чародеем -  на  голове  имел    мету «язвено», (как  у  Горбачева, прим.)  Предполагают,  что  по  этой  причине    князь  отличался  кровожадностью.  Был  способным  военачальником    и  умел  быстро  перебрасывать  свою  дружину  с  место  на  место.  Властвовал  столицей  Всеслав  всего  семь  месяцев -  из  Польши   вернулся  Изяслав, которго   поддержал  своим  войском  польский  король  Болеслав 11.
          Всеслав  пошел  было  с  дружиной  навстречу, но  увидев  неравенство  сил  убежал  стремительно  прочь  и,  таким  образом,  полностью  утратил  доверие  киевлян.

      Изяслав 1  Ярославич (1069 – 1073).
Второй  раз  занять  киевский  стол  Изяслав  смог  весной 1069  года  при  помощи  польского  войска.  Киевляне,  оставшись  без  предводителя,  обратились  за  помощью  к  Святославу  и  Всеволоду.  Киевляне  пригрозили  сжечь  город  и  «уйти  в  греческую  землю»,  если  младшие  Ярославичи  не  защитят  их  от  младшего.  Братья  уговорили  Изяслава   не  вводить  в  город  все  войска, а прийти  с  небольшой  дружиной -  тогда  Киев  сдатся  без  сопротивления.  Изяслав  согласился  и  послал  своего  сына  Мстислава  принять  сдачу  города.  Мстислав  начал  с  мести  и  велел  схватить  горожан
Которые  освободили  Всеслава  из  темницы,  и  предал  их  казни. Таким  образом,  Изяслав  занял  киевский  престол  во  второй  раз. Получив  Киев  благодаря  младшим  братьям  ,  он  оказался  в  зависимости  от  них. 
   В 1073  году  Святослав  со  Всеволодом  выступили  против  Изяслава  совместно.  И  опять  он  сдался  без  боя.  Забрав  богатую  казну, Изяслав  с  семьей  уехал  в  Польшу.

              Святослав   Ярославич (1073 – 1076).
Своими  успехами  по  сохранению  единства  русских  земель  Святослав  напоминает  своего  отца. Первое, что  он  сделал – это  перераспределил  столы,  посадив  кругом  своих сыновей  и  племянников. Упрочил  положение  Руси  на  международной  арене: установил  военный  союз  с  Византией,  посылал  военную  помощь  польскому  королю  Болеславу  для  борьбы  с  чехами. В  1075  году  в  Киев  приезжало  германское  посольство.
  Пожертвовал  большую  сумму  на  строительство  храма  Успения  Богородицы  Печерского  монастыря.
  Но  в  это  время  изгой  Изяслав  снова  решил  отобрать  киевский  престол
  с  помощью  военной  силы  со  стороны.

       Изяслав 1 Ярославич (1076 – 1078).
Чтобы  в  третий  раз  вернуться  на  Киевский  стол, Изяслав  попрсил  помощи  в  Польше,   в  Германии и  у Римского  папы.  Однако  получить  Киевский  стол  он  смог  только  после  заключения  мирного  договора  со  Всеволодом.  Впрочем, спокойно  покняжить  ему  снова  не  удалось:  со  своими  претензиями  на  княжеские  столы  выступили  сыновья  Светослава.   
был  убит.
 
     Всеволод 1 Ярославич  (1078  - 1093).
Великим  Киевским  князем  становится  Всеволод – долстойный  сын  своего  почтенного  родителя.  Он  постоянно  занимался  государственными  и  церковными  делами.  Его  дочь  Анка  «Монахиня»  по поручению  отца  ездила  в  Царьград,  чтобы  привести  ученого  митрополита.  Всеволод  был  образованным  человеком,  заботился  о  развитии  грамотности  и  просвещения.  Во  время  его  княжения  в  Киеве  был  возведен  собор  св.Петра, св.Михаила,  закончено  строительство  главного  храма  Печерского  Монастыря,   основан  Андреевский  женский  монастырь.  Первой  его  игуминией  была  дочь  Всеволода    Янка.  При  монастыре  была  открыта  школа  для  молодых  девушек  в  которой  Янка  «…обучала  писанию,  також  ремеслам,  швению  и  иным  полезным  им  занятиям…»
В  последние  годы  жизни  Всеволод  Яросавич  отошел  от  государственных  дел  и  «…нача  любити  смысл  уных (молодых)  свет  (совет)  творя  с  ними…»  Эти  «уные»  советники  князя  скоро  стали  злоупотреблять  своим  положением:  «…нача  грабити,  людей  продавати…».
   Но  Всеволоду  уже  ни  до  чего  не  было  дела: «…сему  не  ведущу  в  болезнях  своих…».

               Святополк  Изяславич  (1093  - 1113)
В  Киеве  разворачивется  борьба    между  князьями,  были  неурожаи  и  постоянные  набеги  половцев.  Князья  решили  договориться: в  1097  году  в  г.  Любече  состоялся  княжеский  съезд – «снем».  Князья  решили:  «… каждо    да  держить  отчину  свою…». Не  успели  кязья  разъехаться из  Любеча,  как  вспыхнула  межкняжеская  вражда:  Владимиро-  Волынский  князь  Давыд  Игоревич  ослепил  князя  Василько  Теребовальского,  стремясь  захватить  его  княжение.  За  ослепленного  князя  вступился  Владимир  Мономах.  На  съезде  в  1103  году  у  Долобского  озера  было  решено  совершить  совместный  поход  на  половцев,  который  завершился  победой  русской  рати. Объединение  княэей  позволило  одержать  ряд  побед  на  половцами  и  отбросить  кочевников  далеко  на  восток.  После  смерти  Святополка  Изяславича  Киев  потрясло  мощное  народное  восстание.  Население  было  недовольно  «сребролюбием»  князя,  который  спекулировал  солью  и  поддерживал  хазарских  иудеев – ростовщиков.  Только  раздача  имущества  князя  его  вдовой  удержала  киевлян    от  разграбления  княжеского  двора. Киевляне   решили  призвать  на  княжение  в  Киев    Владимира  Мономаха.

         Владимир  Всеволодович  « Мономах» (1113  -1125)
Старший  сын  Всеволода  Ярославича  и  царевны  Марии –дочери  византийского  императора  Константина 1у  Мономаха,  поэтому  ему  наряду  с  христианским  именем  дали  еще  и  имя  по  отцу.  Владимир  Васильевич  Мономах  был  выдающейся  личностью: сильный  физически,  храбрый, смелый,  «…лицом  он  был  красен,  очи  велики, власы  рыжеваты  и  кудрявы, чело  высоко, борода широкая, ростом  не  вельми  высок, но  крепкий  телом  и  силен…».  В  13  лет  он  прошел  через  территорию  вятичей  в  междуречье  Волги  и  Оки  -  вятичи  никому  не подчинялись  и  убивали  всех  пришельцев  на  своей  территории.      
     В  1074  году  Владимир  Всеволодович  вступил  в  брак  с  дрчерью  английского  короля  Гарольда – Гитой.  Этот  брак  был  продолжительным  и  счастливым.  После  битыы  под  Нежатной  Нивой,  Мономах  занмает  престижный  Черниговский  стол. В  это  время  его  отец  Всеволод  княжит  в  Киеве,  и  Мономах  часто  ездит  в  Киев  к  отцу  за  советами.  Только  с  половцами  Мономах  провел  двенадцать  сражений,  ходил  походами  на  Волынь,  в  Полоцкую  землю. Положил  конец  бесконтрольному  росту  ростовщическому  еврейскому  проценту,  содействовал  всем  прослойкам  общества -  это  был  идеальный  князь  того  времени.  Велел  свести  все  ранние  летописи  в  единую:  « Повесть  временных  лет», сохранившуюся  до  наших  дней.

             Мстислав  Владимирович «Великий» (1125  -1132).
Участвовал  в  междоусобных  разборках  галицких,  черниговских  и  полоцких  правителей.  Следил  он  и  за  Новгородом – хорошо  известна  его  «дарованная»  грамота  Юрьевскому  монастырю.  Совершил  несколько  победных  походов  против  половцев,  воевал  с  литовцами  и  чудью.  С  Византией  поддерживал  союзнические  отношения. В  годы  правления  Мстислава  происходит  дальнейшее  развитие  русской  культуры: в  Киеве  возводится  несколько  монументальных  храмов.

            Ярополк 11  Владимипович  (1132- 1139)
 После  смкрти   Мстислава  киевским князем    стал    сын  Мономаха  Ярополк. Вопрос  о   преемстве  киевского  стола  решали  сами  киевляне    на  «городском  вече».  Против  Ярополка  выступила  целая  каолиция  князей  и   снова  развернулась  ожесточенная  борьба.

          Всеволод 11  Олегович  (1139  - 1146)
В  результате  этой  борьбы  после  смерти  Ярополка  на  престижный  киевский  престол  утвердился  Всеволод 11  Олегович.  Он  начал  укреплять  единство  русских  князей,  однако  встретил  ожесточенное  сопротивление  маномаховичей,  но  даже  и своих  братьев.  Однако  он  все  же  добился  больших  успехов  в  сплочении  князей.  Вне  сферы  влияния  остались  лишь  Ростово-  Суздальская   и  Новгородская  земли.  Два  похода  Всеволода 11  на  Галичину   не  дали  ощутимых  результатов.  В  это  время  судьба  княжеской  власти  и  земли  стали  решаться  на  ВЕЧЕ –совещании  городской  общины.

         Игорь  Ольгович (1146 -146)
Известна  неприязнь  киевлян  ко  всем  Олгьговичам.

        Изяслав  11  Мстиславич  ( 1146 -1149).
После  длительного  обсуждения  ВЕЧЕ    решило  пригласить  на  княжение  в  Киеве   Изяслава  Мстиславича.  Признание  Изяслава  киевским  князем  сопровождалось  грабежами  дружинников   Всеволода.

            
  Юрий  1  Владимирович  «Долгорукий»  (1149  -1151).
Шестой  сын  Владимира  Мономаха  в  наследство  получил  самые  захудалые  «захолустные»  земли  - Суздальское  княжество.  Отец  постарался  укрепить  союз  с  половцами    и  женил  сына  на  дочери  половецкого  хана.  Юрий  прожил  в  этих  краях  почти  всю  свою  жизнь  и  воспринимал  ростово-  суздальские  земли  как  свою  родину  и  обустраивал  их.   Однажды,  объезжая  окрестности  ,  он  выбрал  прекрасное  место  на  реке    Москве  для  строительства  нового  города, названного  по  имени  реки.  Юрий  поставил  на  холме  церковь,  возле  нее  княжеские  хоромы,  помещения  для  дружины  и  челяди, дворы  для  охраны,  мастерские, «житный  двор», а  вокруг    высокий  крепкий  тын.  Весной  1147  года  Юрий  пригласил  сюда,  к  себе  «в  Москов»  дружеских  князей  на  совет  и  гостям  здесь  был  дан  «обед  силен».  К  этому  времени  Москву  было  уже  не  стыдно  показать  своим  друзьям. Москва  связывала  в  единый  узел  княжество  Суздальское,  Смоленское, Рязанское, Северское, Ростовское, Новгородское  -  вот  такие  «длинные  руки»  оказались  у  князя  Юрия  Владимировича,  В  дальнейшем  Юрий  Долгорукий  участвовал  в  борьбе  за  киевский  престол  и  не  раз  становился  киевским  князем. Однако  он  был  здесь  человеком  чужим.  После  его  смерти  киевляне  жестоко  расправились  со  всеми    его  помощниками -  суздальцами.

         Изяслав 11  Мстиславич ( 1151  -1154 )
Внук  Владимира  Мономаха,  второй  сын  князя  Мстислава  и  шведской  принцессы  Кристины. В  1154  году  женился  второй  раз  на  грузинской  царевне  Деметре1.  Изяслав 11  Мстиславич  говорил: «… не  идет  место  к  голове,  а  голова  к  месту…»,  то  есть  княжить  и  управлять  государством  нужно  с  умом.  Искусный  полководец,  он  вел  непрерывные  войны  за  великое  княжение  в  Киеве. Больше  всего приходилось  бороться  с  Юрием  Долгоруким. В  результате  несколько  раз  занимал  Киевский  стол.  Погребен  в  киевском  Федоровском  монастыре.

         Ростислав   Мстиславич  Смоленский  (1154 -1155 ).
Был  блюстителем  народного  вече,.сплотил  дружину  с  земщиной. Его  влекло  к  мирной  организации  деятельности  и  обустройству  Смоленского  княжества,  в  результате  край  сделал  богатым  и  сильным.  Упорядочил  сбор  дани,  30  сентября  1150 года  принята  «уставна  грамота», где  определены   сроки  и  размер  дани.  Любил  книги  и  рукописи,  много  читал. В   течение.  В  1147  году  Рязанское  княжество  признало  вассальную  зависимость  от  Смоленска.   Почти  год  занимал  престижный  киевский  стол,  но  в  1155  году    на  это  место  стали  претендовать  князь   Изяслав  Давидович  и   Юрий  Владимирович  Долгорукий.  Ростислав  вывел  из  Киева  смоленские  полки,  но  до  столкновения  дело  не  дошло -  Ростислав  признал  старшинство  дяди  и  покинул  Киев.

        Юрий 1  Владимирович  Долгорукий (1155 – 1157 ).
Князь  киевский  с  марта  1155  по  май  1157 года.  Два  года  правления  историки  оценивают  двояко:  с  одной  стороны,  князь  хитрый, завистливый,  жадный, с  другой  стороны- умелый,  отважный  и  храбрый  воин. У  него было  много  побед  и  достижений, одной  из  которых  является  мирный  договор  с  половцами  и  с  Византией.  В  мае  1157  года  Осмянщик  Петрила  дал  пир  в  Киеве,  на  котором  гулял  и  Долгорукий.  В  ночь  на  10  мая  ему  стало  плохо – ненавистного  князя  отравили  киевские  вельможи, он  умер  15  мая  1157  года.  Место  упокоения   стала   Берестовская  обитель  Спаса    в  Киево-  Печерской  Лавре.  Памятник  Юрию  Долгорукову    на  Тверской  площади  Москвы  утвердил  лично  Сталин.   


       Изяслав  111  Давидович  Черниговский  ( 1157  -1159 ).
Вел   беспринципную  политику  -  предавал  своих  союзников , переходил  из  -одного  лагеря  в  другой  и  обртно. Активно  участвовал  в  междоусобицах  Олеговичей  и  Владимировичей.  К  киевлянам  Изяслав  Давидович  послал  сказать: «…хочу  к  вам  поехать…».  Киевляне,  напуганные  приближением  половцев  послали  сказать  ему: «…ступай  в  Киев, чтобы  не  взяли  нас  половцы,  ты   наш  князь,  приезжай…». Изяслав 111  был  женат  на  неизвестной,  дочь  его  выдана  за  Глеба  Юрьевича, брата   Андрея  Боголюбского. Изяслав  Давидович  погиб  в  бою- неприятельский  всадник  рассек  ему  голову  саблей. Погребен  в  Чернигове  в  церкви  святых  мучеников  Бориса  и  Глеба.

        Ростислав   Мстиславич  (1159  -1167 ).
Великий  князь  Киевский  был  доблестным  воином.  В  1127  году  с  дружиной  ходил  на  город  Луцк.  В  это  же  время  получил  Смоленское  княжество,  где  правил  до  1132 года  более  тридцати  лет. Был  склонен  к  мирной  созидательной  жизни.  Постоил  несколько  городов, в  том  числе  Ростиславль,  Дорогобуш,  Ельня.  Учредил  собственную  епископию,  во  главе  которой  стал  епископ  Мануил.  Собирал  и  списывал  книги,  составил  «Хронику  Ростислава».  В  междоусобной  войне  четыре  раза  совершал  походы  на  Киев.  В  конце  жизни  сильно  болел  и  спешил  в  Киев,  чтобы  принять  пострижение.  По  дороге  умер  в  селе  Зарубе  Смоленского  княжества.  Он  умер  17  марта  1167  года,  погребен  в  Киеве,  в  Федоровском  монастыре.
   
    
  Мстислав  Изяславич  Владимиро –Волынский  (1167 -1169 )
 Последний    Великий    киевский  князь,  почитаемый  первым  среди  равных  князей  Дома  Рюриковичей. Старший  сын  Изяслава11  Мстиславича  и  немецкой  принцессы  Екатерины.  Активно  участвовал  в  междоусобной  борьбе  за  престижный  Киевский  престол. В  1153  году  одержал  победу  приглашен    в  Киев  на  княжение.  В  1168  году  одержал  еще  одну  победу  над  половцами.  К  сожалению,  вступил  во  вражду   с  Андреем  Боголюбским,  который  разгромил  и  разорил  Киев.  В  1169  году  Мстислав  Изяславич  бежал  в  Владимир -  Волынский,  где  и  умер.  Погребен  в  Успенском  соборе  Владимира – Волынска.  После  этого   Киев  окончательно  утратил  прежний  статус,  а   эстафету   первенства  приняли  Великие  князья  Владимирские.

     Подборку  составил       Александр  Павлов     01.2022г. Колпна.

 

        .