Как я разгадывал Святовита

Алексей Ратушный
Как я разгадывал Святовита

Представьте себе картинку: смертельно раненный малыш двух с половиной лет лежит в военном госпитале. В палате он абсолютно один. Он не знает, что сами врачи оценивают его шансы на жизнь крайне низко. Им, врачам, зачем то потребовался спинной мозг малолеток. Мозг был нужен до зарезу. И требовалось его немало. Решение было найдено уникальное. Деток, рожденных в легерях истощёнными мамками привозили в госпиталь и брали ишлой шприца спинной мозг. Отсасывали. А деток с облегченным позвоночником возвращали мамкам или их родственникам. Так попал в госпиталь и этот малыш. Но что-то там со шприцем и иглой пошло не так. И теперь он доживал свой краткий век в палате, с исковерканным судорогой лицом, с парализованным лицевым нервом, со страшными судорогами всего тела по ночам и в дневные часы.
Смертельно раненный – это ещё не убитый.
Господь иногда являет нам своё благословение.
Мальчик промучавшись до четырёх лет пошёл на поправку.
Понятно, что родительнице и родственницам его вернули с добрым напутствием: «На многое не надейтесь!»

А теперь представьте себе его – мальчика – пребывание в палате.
Никого вокруг. Он лежит. Под потолком болтается выелюченная лампочка. Еще одна кроватка неподалёку. Стол. Носчной горшок посередине пола. Дверь. Занавешанное окно. Тишина.
И это он видит часами, днями, неделями.
Знаете, к чему это приводит?

Правильно: к умению концентрироваться долго-долго на одной единственной детали. К умению долго и трукдно размышлять об одном-единственном штрихе.

Никто из находившихся вокруг меня людей, как близких, так и просто знакомых, не имел такого раннего опыта и потому абсолютно не в состоянии был понять, почему я так долго «тупо» сижу около одной и той же статуи в самом центре гигантского города, где тьмы и тьмы объектов куда более интересных, ярких, влекущих, занимающих внимание, воздействующих на чувства, вызывающих игру разнообразнейших эмоций.

Между тем известен миру такой художник, как Николай Рерих. Так вот, Рериха в этом огромном городе не интересовало ничто так сильно и долго, как вот этот удивительнейший объект. Правда сам Рерих даже не догадывался, что однажды именно эту странную конструкцию воткнут в самом центре Киева.
Ему эта статуя была знакома под именем «Збручанский идол».
О реке Збруч и найденной в ней статуе, перемещённой вскоре в город Краков я надеюсь рассказать поподробнее позже.
История, скажу я вам, сама по себе фантастическая.
Каменная статуя, вырубленная славянами из обломка скалы более тысячи лет назад (каменная!!!) однажды «всплыла» в реке Збруч!
Уже интересно, не правда ли!
А если вчитаться в биографию графа Потоцкого, в чьих владениях это произошло, то уже не сможем оторваться.
Но сегодня не о том!
Сегодня о том, как именно я её «разгадывал».

Моя Чатуранга

Начну с главного. С Чатуранги.
Про Чатурангу я знаю с шести лет.
Это древняя форма шахмат.
По официальной версии игра развивалась в истории так: чатуранга,  шатрандж, шахматы.
В Чатуранге было всего четыре фигуры: король, ладья, слон и конь.
На доске 8х8 играли четыре игрока, и у каждого было по четыре фигуры и по четыре пешки.
Фигуры ходили не совсем так как сегодня, но в целом и общем похоже.
Естественно, меня не устраивало такое малое описание.
Я много, долго и трудно болел, частенько месяцами валялся то на больничной койке, то на своём топчане за печкой.
И потому запоем читал.
А научившись играть в шахматы запоем читал про них книжку за книжкой. А шахматных книжках про чатурангу всегда расскахывалось предельно кратко, словно авторы где-то в одном месте списывали чей то рассказ и не стеснялись его повторять.
Наконец в 1969-ом году еще в Свердловске я увидел только что вышедшую в издательстве «Физкультура и спорт» книжечку  Николая Михайловича Рудина.
И он наконец раскрыл мне глаза!
И показал доску, как числовую матрицу.
И рассказал о Чатуранге, как о системе гадания на числовой матрице древними жрецами.
Сделал он это предельно кратко. Сжато!
Не рассусоливая.
И я увлеченно стал работать с этим материалом.
Без своего школьного ансамбля «Кентавры».
Сам!
И к 1989 году я уже выработал собственный устойчивый системный взгляд на это явление.
Одно дело – голые теории.
Другое дело – умение выживать в условиях, когда реально выжить нереально!
Одно дело смотреть на квадратик 3х3 с девятью числами Пифагора, и даже знать, что эта матрица была гербом Древнего Китая, и совсем другое дело зарабатывать на этой самой матрице на наших славных улицах, до отказа забитых компаниями активных молодых людей, желающих отобрать ваши копеечки и умеющих отбирать деньги очень быстро, и очень умело.
Но я выжил на этих самых улицах и моя Чатуранга не раз и не два спасала меня от голода и холода, позволяла зарабатывать на дорогу и перемещаться по всей державе!
На этой матрице я просто быстро и изящно гадал желающим поиграть в эту древнейшую игру.
Отгадайте с трёх раз, кто был главным заказчиком на мои гадания на улицах наших городов в девяностые, ох как не простые, годы?
Да, разумеется группы бандитов, отправлявшиеся на вооружённые баендитские разборки и желавшие узнать: убьют их сегодня или не убьют.
Да, конечно бизнесмены, собиравшиеся крупно рискнуть своими капиталами. Для них двадцать рублей за тридцать секунд были копейкой, крохой, ничтожным подаянием, а для меня их этих крох складывался шанс дотянуть до вечера, пережить страшную бездомную ночь, и выпиьб стакан горячего чая утром.
Но самыми главными моими клиентками были не эти очевидные группы трудящихся.
Денюжки на такое развлечение водились у одной вполнге конкретной группы трудящихся женщин. Профессия их была едва ли не древнее самой Чатуранги.
Поймите бедолагу! Инвалид умственного труда, калека с покалеченным мозгом, недоумок хотел, как ни странно, жить. Просто жить.
Но стране не нужны были его весьма сомнительные «таланты». Стране были нужны нефть, газ, уголь, электроэнергия от падающей воды, лес, соль, металлопрокат, сталь, золото, палладий… в общем всё что унгодно, кроме этого дурака.
Я уверенно входил в группу – одну из двух главных проблем России.
Дороги и Дураки!
Две «Дэ»!
И потому Дурак проводил месяцы в дорогах и не имел бы ни малейшего шанса выжить если бы не Чатуранга.
Мужчина и Женщина!
Вечная тема Жизни и сМерти.
Вообще Женщины рассматривают мужчин как основной источник доходов. Мужчина – расходный материал для умнейших женщин. А глупый мужчина вдвойне! И нет ничего труднее в мире, чем убедить Женщину расстаться с деньгами.
Мужчины рассматривают Женщин как высшие неземные существа, как мадонн. Но иногда у мужчин случаются дичайшие гормональные срывы. И вот тут они решают облегчить свою участь встречей с профессионалками, общение с которыми осуществляется на твёрдой финансовой основе. Утром деньги и утром же на стулья! Вечером деньги – вечером на стулья! Но деньги вперёд.
Мудчины отдают деньги вперёд. И потом еще многое делают именно вперёд. Но речь не об этом.
Именно эти профессионалки самые платёжеспособные женщины на улицах наших городов.
И вот общаясь с ними я наконец начал разбираться в женщинах!
Другие мужчины платили им, а я добивался абсолютно невозможного: извлекал денюжки из них.
Понемножку.
По чуть-чуть.
В щадящем их кошельки режиме.
И они отдавали мне деньги легко.
Нежнее чем бабочка дарит нам шелест своих крылышек.
Во время гадания девушки обычно исповедуются!
Легко. Непринужденно.
Репликами.
Я гадал нескольким тысячам женщин и постепенно у меня выкристаллизовалось несколько «типичных» картин женской жизни.
Нет, было немало женщин и имевших мужей, и разведенных, и живущих и вторым и третьим браком.
Но картины женских судеб были удивительно однообразны.
Как и описания Чатуранги у самых разных авторов.
Но о Женщинах и их судьбах когда-нибудь в другой раз.
Капитально в Киев я попал впервые не в 1981 году с группой спорткомитета поощренного трехдневной экскурсией за успех на Олимпиаде в Москве. И не в мае 1995 года, когда я привозил свою группу студентов из Херсона на Игры с семейными школами и Университетом. И не в 2002 году, когда я жил на Крещатике, на бочонках пива. Там и тогда я встретил Её!! И умудрился в третий раз не заметить её – Статую.
А вот в 2004-ом году я её наконец впервые увидел!
И увидев остановился.
Присел на скамеечку рядом и просидел несколько часов неподвижно!
Передо мной стояла Она!
Моя Чатуранга!
Я узнал её сразу именно потому, что более тридцати лет изучал её, исследовал, размышлял о ней.
Никто из шедших мимо статуи людей не посвятил ей и трех дней своей жизни. А я посвятил ей практически ВСЮ свою Жизнь!
И потому рассказ о том, как я часами созерцал это Совершенство и разгадывал её каждую деталь, это рассказ обо мне подлинном, о том, который как тот лётчик истребитель сидит внутри моего «Як».
Но прервёмся и дождёмся следующей ночи!