Истории в которые никто не верит

Стив Данилец
Я не такой уж и старый, молодой человек, но в последнее время меня все чаще удивляет, что же происходит с институтом репутации в России и в мире. С каких пор свобода слова стала важнее честности этих слов? Почему человек, который подкрепляет свою, возможно и неправильную, точку зрения основой из фактов и конструктивности значит для общества не больше, а иногда и меньше, чем мнение человека полностью оторванного от реальности низким уровнем образования.

Одна из самых поучительных историй, которую знает, наверное, каждый человек в развитом мире, это мальчик, который кричал волки. Безусловно простая история о том, что громкие заявления можно делать ровно до тех пор, пока все не разочаруются в них и не прекратят обращать на них никакого внимания. Рассказать эту историю это хороший способ объяснить ребенку про институт репутации. Про то, что нужно отвечать за каждое сказанное слово, а пранки ни к чему хорошему не ведут. И хорошо если просто игнорировать будут, а не станут активно пинать за глупые шутки.

Интересно что у этой истории два смысла. Ведь люди прекратив обращать внимание на крики сами допустили печальные последствия что последовали за реальным происшествием. Это значит, что частная ответственность при полностью разрушенном институте репутации всегда ведет к коллективной расплате. Это так же стоит объяснять детям, ведь понимание того, что последствия ошибок нельзя оставлять на одной личности, ведет к неверному пониманию мироустройства. Так каждый будет валить все на другого, с твердой уверенностью что одна-единственная личность может повлиять на все умы и мироустройство в целом и наказания удостоиться лишь он. Такое было возможно при феодализме, да и то весьма романтично предполагать, что лорд земель мог полностью принимать все решения за действия своего региона. Нести ответственность да, но не принимать решения.


Существует точка зрения относительно падения монархии в Российской империи, которая мне нравиться, поскольку весьма четко и всеобъемлюще показывает регламент института репутации, Николай второй, несмотря на советы переложить ответственность за поражения в битвах и войне в целом на своих генералов, взял ее на себя. Это привело к тому, что прежде преданный народ, который мог и не любить царя-батюшку, но при этом ценил его руководство, разочаровался в лидере. Сложно не разочароваться в начальнике, если он по своей воле совершает одну ошибку за другой. Именно это и повлекло за собой падение доверия и все дальнейшие события, ведь таким моментом просто невозможно не воспользоваться. Плохо это или хорошо вопрос исключительно частных мнений и объективность зависит только от веяния ветра современности.

При этом последующие лидеры обращали на это внимание и старались не допускать таких же ошибок, ведь будем всё-таки честны сами с собой, груз ответственности самый тяжелый из всех что можно нести и многих он попросту ломает.

Но не только полное отсутствие необходимости в создании и поддержании репутации честного и искреннего человека мешает существованию честных СМИ, но и множество других факторов, например недостаток критического мышления, которое подвергало бы сомнению те или иные тезисы не только из-за негативного настроя, а потому что данный тезис не состыковывался бы с какими-то фактами. Безусловно причина тому отнюдь не призрачное падение уровня образования или просто общее отупение в попытках уменьшить токсичность общества, а просто неготовность человеческих мозгов на данном этапе к такому большому количеству информации, которое резко дал нам информационный век. И я это отлично понимаю, потому что даже сейчас качество этого очерка, его фактология и стиль невообразимо страдают из-за моего рассеянного внимания.

Я хочу рассказать историю, много разных историй, нанести в виде букв свою точку зрения на текущий момент, чтобы смеяться или расстраиваться через года и даже волнуюсь, что не могу сосредоточиться на этом, но все равно ставлю границы и тороплюсь успеть все. Даже прямо сейчас, когда я пишу эти строчки у меня одновременно работает ноутбук, консоль и компьютер с разными играми и интернетом, на фоне играет телевизор, рассказывающий научные истории из ютуба, которые я не могу подвергнуть критическому мышлению, потому что я не сосредотачиваюсь, они просто остаются на подкорке моего мозга, точно так же как информация из телеграмма и разных чатов, которые я то и дело пролистываю в процессе, чтобы не отрываться от жизни. Мне нужно срочно садиться за руль и ехать, но я боюсь, что потеряю мысль и не смогу вернуться к ней позже. Это вызывает стресс и жить с ним при расстройстве внимания очень грустно.

Так как же тут не понять, почему большинство полностью отключает критическое мышление и просто полностью следует за когда-то выбранным лидером своего мнения, чтобы не подвергать свой мозг и свое позитивное мироустройство хаосу. В этом никого нельзя винить, просто однажды, если мы двинемся по тому же самому информационному пути мы придем к закономерной эволюции восприятия информации. Просто на протяжении тысячелетий люди получали за всю жизнь меньше информации чем сегодня среднестатистический житель большого города за один день и наши биологические устройства для сбора и аналитики информации все еще не готовы к этому.

Да и вообще вопрос веры в историю стоит куда выше, нежели сама история. Существование в современной мире жанров фантастики не только в формате религиозных и мифологических направлений, объективно очень сильно влияет на восприятие реальных фактов, если они при всей своей реальности слишком похожи на конспирологические теории, или же эту самую фантастику. Нехватка информации в мире, где существует столько людей и столько событий такая же объективная проблема, как и перенасыщенность этой самой информацией. При этом тут нет какого-то простого способа отделить зерна от плевел, потому логика и логически выстроенный мир будет у каждого общества и отдельного индивидуума свой.


Потому, наверное, передавать какие-то мысли и истины, через заведомо выдуманные истории так же как делали наши предки, сочиняя мифологии, наверное даже более достойно, нежели генерировать отражение реальности, которое из-за узости точки зрения одного человека будет слишком далека от объективной.