Сосредоточься или забудь

Стив Данилец
Сосредоточься или забудь

Если что-то и стало хуже в процессе работы и отдыха с приходом цифровой эпохи в жизнь обычного человека так это процесс сосредоточения. Современный человек получает в день в 5 раз больше информации, чем 30 лет назад, а 100 лет назад крестьянин за всю жизнь мог получить меньше информации, чем современный человек, изучающий между делом интернет.
Степень информационной загруженности современного человека, имеющего доступ к мировой сети, подсчитал доктор Мартин Гильберт из Университета Южной Калифорнии. Его команда проанализировала период с 1986 по 2007 гг., использовав сложную технологию, чтобы понять, сколько же данных хранится по всему миру. По словам ученых, человечество на сегодняшний момент накопило около 295 эксабайт информации.
Сухие цифры, которые покрывают информацию на тех или иных носителях, но ведь эта информация никоим образом не относиться к отдельным индивидуумам, которые ею пользуются, сколько же храниться и обрабатывается в мозгах живущих одномоментно людей?
Информация с википедии гласит: Американские учёные попытались сравнить человеческий мозг с жестким диском компьютера и подсчитали, что человеческая память способна содержать в себе около 1 миллиона гигабайт (или 1 петабайт) (например, поисковая система Google обрабатывает ежедневно около 24 петабайт данных). Если учесть, что для обработки такого большого массива информации мозг человека тратит только 25 ватт энергии, его можно назвать самым эффективным вычислительным устройством на Земле.
При этом нужно понимать, что человеческий мозг хоть и является отличным инструментом для накопления, анализа и использования информации, но больше заточен на ее использование в необходимых для выживания целях, чем для простого последовательного накопления информации. Его направленность изначально была направлена на выживание, но не на хранение.
Допустим мы поместим компьютер, имеющий доступ ко всей информации из интернета в тело человека и отпустим в лес погулять. Там у него будет куда меньше шансов выжить, чем не такому знатоку, обладающему активным анализирующим интеллектом, способным быстро сравнивать и принимать те или иные решения. Доисторическая окружающая среда была сложной и суровой, поэтому большую часть времени вы бы старались просто выжить, ставив во главу угла покрытие всех энергетических потребностей тела. Компьютер же будет обладать лишь теоретическими знаниями, которые минимально актуальны для быстрого принятия решений, напротив, замедляют их.
Мы можем фотографически запомнить любой момент нашей жизни, люди со специфическими заболеваниями мозга могут детально воспроизвести на бумаге каждый кадр своей жизни, другие же, вроде меня, воспроизвести могут лишь сильно «пережатое», смятое и не похожее на реальность изображение. При этом сложно сказать помним мы все по-разному или мозг запоминает все, а влияет на воспроизведение лишь «логистика», ориентированная на полностью разное мироощущение. Кто-то отлично запоминает и держит на короткой памяти цитаты и шутки, другие же помнят лица знакомых только в момент узнавания, во все остальное время он не сможет даже примерно описать человека которого видит ежедневно. Наш мозг обладает лучшей функцией – построению абстракций.
Потому, как мне кажется, оценивать человеческую память в знакомых всем нам единицах измерения попросту невозможно. Аналоговая память размещаемая на масштабируемом белковыми соединениями носителями все еще вне полного нашего понимания да и понимание ее объема не поможет нам пользоваться ею более комфортно, ведь расширение и «логистика» воспоминаний слишком энерго-затратный процесс, который не настолько уж и нужен в современном мире, где есть огромное количество вариантов как перенести свою память на другие носители.
При этом наш мозг очень экономичен, когда есть какие-то способы экономить энергию и естественно не будет спокойно допускать ситуаций, когда его рвут и мучают, как какую-то мышцу, чтобы получать от него больше пользы. Особенно если его мучают без перерывов и отдыха, не обеспечивая необходимыми веществами, как я изо дня в день. Даже этот материал я накидываю глубокой ночью, отлично понимая, что с утра надо будет ехать на работу на мороз. Я забираю весь резерв энергии, чтобы не забыть ускользающие мысли, пытаясь сосредоточиться на нескольких делах, а глаза просто закрываются. Можно требовать от мозга лучшей работы какое-то время он будет работать с повышенным качеством, за что придет расплата, которая для многих кончается нервными срывами, болезнями, рассыпанием памяти и безумием.
Головной мозг человека, являясь очень большой нейронной сетью, постоянно анализирует сигналы органов чувств и внутренних органов тела, накопленную ранее информацию, строит и корректирует модели окружающего мира и делает прогнозы на основе этих моделей. Процесс прогнозирования при этом может происходить как в сознании, так и без необходимости подключения к этому внимания. Вот только в таком случае никуда не пропадает необходимость затрачивать на принимаемое решение энергию, а значит уставать.
Повышенный стресс и происходит от того, что мозг, принимая во внимание все большее количество информации, как например сейчас, когда новости идут одним сплошным потоком из множества источников, обрабатываются и анализируются на основе огромной базы знаний что уже есть в мозгу. Она составлена, например, из обрывков информации, которую когда-то, на фоне желаний, стресса или просто по приказу кого-то важного, мы запустили в нашу память, обозначив ее как важную. Таким образом в моменты стресса эта информация актуализируется и в зависимости от ситуации может успокоить и подготовить нас, или напротив, отправить нас в паническую атаку.
Автоматическая реакция на любой стресс это попытки избавиться от него любыми способами и переключение сосредоточения с объектов стресса на какие-то конкретные мелкие, доставляющие удовольствие дела, очень помогает. Любой из нас в нарастающем потоке обязанностей ищет направления для расслабления и ухода от дел ровно до тех пор, пока эти пути сами не становиться объектом стресса. Таким образом смена объектов сосредоточения помогает ровно до тех пор, пока мы можем обеспечить свою заинтересованность в чем-то. А в мире, переполненном информацией жадному до впечатлений разуму крайне сложно уделить чему-то достаточно времени. У меня возникает процесс «многозадачности», который превращает любое дело в ограниченное по времени и качественному анализу. Поток, который попросту разбивает сосредоточение на деления на временной шкале и чем дальше, тем меньше. Сосредоточенность на деле в крошечном промежутке фактически таковой и не является.
Объяснить сложность и запутанность прошлого абзаца можно просто – я выделил себе на него лишь маленький кусочек времени и полноценно не исполнил ни одной из целей его написания. Ни донес мысль, не смог ее выразить, не сослался на источники, что помогли бы мне самому из будущего или случайному читателю самому разобраться в этом. Я просто написал абзац, поскольку сосредоточенность усталого человека — это сосредоточенность через палку, и не важно в чьих руках эта палка. Самый жестокий надзор любой человек обеспечивает самому себе.
Тем не менее сосредоточение один из важнейших процессов, который просто необходим нам для выполнения любой не автоматической задачи. И даже если вам удается сочетать много мыслительных процессов одновременно, это не значит, что так будет получаться всегда. Мозгу с этим справляться сложнее по нарастающему коэффициенту.
Недавно, относительно написания данного материала, Майкрософт выпустили отличную рекламу своего сервиса проката видеоигр Game Pass, который позволяет за минимальную плату иметь в своем распоряжении 100+ игр, каждую из которых можно играть в любой момент, пока активна подписка. В рекламе богатый человек составляет тайм-менеджмент игр на день и неделю, в какой день и час он будет играть в какую игру и что конкретно он будет в ней делать, при этом на остальные дела, вроде выгула любимой собаки, или завтрака остаются микроскопические окошки, которые он и хотел бы убрать, но не может. Главная мысль этой рекламы: «много игр. Свободное время в комплект поставки не входит».
И это действительно так. Если мы не можем обрезать свою сферу интересов и производства на ту, которую позволяет время, разрешая себе время на полное отключение или интересы новыми сферами, то мы планомерно уничтожаем не только внешнюю свободу, но также и замораживаем свою личность, требуя от нее максимального автоматизма, до тех пор, пока любые действия не прекратят приносить хоть какое-то удовольствие. Это и есть первичная смерть личности. Личность должна развиваться, это процесс ее метафизической жизни, а остановка этого процесса сродни смерти.
Таким образом я и прихожу к выводу, указанному в заголовке. Если у тебя нет желания на чем-то сосредоточиться, то позитивный итог будет под большим сомнением и лучше научиться забывать и бросать на пол пути те дела, что требуют полного вовлечения. Во всяком случае надо позволять некоторым менее приоритетным вещам дождаться своей очереди, не погружая себя в вечный стресс метками в календаре и дедлайнами. Приоритеты определит жизнь и те процессы выборов, что проводит наш мозг без всякого контроля, на основании собранных нами данных. То есть наша личность.
В конце концов всему что мы должны доделать – однажды найдется место в жизни, а если не найдется, то так тому и быть, ничто и никто не вечен, все что кажется нам важным сейчас все равно забудется однажды как бы мы не старались наследить.