Последний Штурм Манычской VII

Окнеро Паша
[ЦАМО. Фонд: 303, Опись: 4005. Дело: 130.].

Командир дивизии решил:

Ночной атакой 1 февраля силами 91 и 84 гв. сп, без артподготовки овладеть Манычская, закрепиться в ней и организовать круговую оборону.

Начало наступления – в 2.00 1 февраля.

Рота ПТР 31 ОГИПТД обеспечивала 91 и 84 гв. сп противодействие возможным контратакам танков. Саперный батальон, 31 ОГИПТД и заградотряд должны были обеспечить прочную оборону Манычской от вероятных контратак со стороны Арпачина и Самодуровки.

84 гв. сп наступал на правом фланге и атаковал Манычская с северо – запада и с запада.

91 гв. сп атаковал с севера и северо – востока.

Но этот план не удался. На подступах к Манычской противник замеил наступление полков и беспрерывно освещая местность ракетами, открыл ураганный огонь из всех видов оружия. Особенно сильный огонь вели станковые пулеметы и автоматические пушки с флангов. Изо всех домов и окопов на северной и северо – западной окраинах Манычской строчили автоматчики. Полки залегли, наступление приостановилось. Позже полки отошли на исходный рубеж.

88 гв. сп наступал на Самодуровка (хутор Красный в ночь на 1 февраля был взят 2 механизированным корпусом). Вначале полк не встречал из Самодуровки никакого сопротивления, кроме редкого минометного огня. Но на подступах к станице, противник встретил сильным пулеметным и автоматическим огнем. Батальоны залегли, ведя огневой бой. Через некоторое время 8 танков и пехота контратаковали полк. Противник явно превосходил силами и батальоны 88 гв. сп, малочисленные по своему составу, не смогли сдержать натиска. Большая часть погибла в бою, а меньшая отступила за курганы. Первый батальон, наступавший с северо – востока, отошел на Красный, оттуда по Манычу вернулся в полк, который приводил себя в порядок.

Командиром дивизии было приказано командиром 91 и 84 гв. сп быстро привести себя в порядок для повторной атаки Манычской в 17.00 и овладеть ею во чтобы то не стало.

Роте ПТР – следовать в боевых порядках полков и обеспечивать отражение танковых атак.

Саперному батальону была поставлена боевая задача: быстро окопать огневые позиции и ПТР, орудия 45 мм. И помочь закрепиться 91 и 84 гв. сп.

Артиллерии было приказано сопровождать пехоту огнем и колесами. Быть в готовности отразить контратаку танков и пехоты из Самодуровки и Арпачин.

88 гв. сп двумя батальонами сковывал противника в Самодуровке, одним батальоном наступал на Манычская с востока, имея задачей содействовать 91 и 84 гв. сп в овладении Манычской и быть в готовности не допускать подкрепления из Самодуровки.

С боем, примерно в одно время с полками, батальону удалось ворваться на восточную окраину Манычская и закрепиться там, заняв оборону.

В 17.00 1 февраля, под прикрытием артиллерийского и минометного огня, 91 и 84 гв. сп снова перешли в наступление в прежних направлениях.

С подходом на близкое расстояние до Манычской, открыли огонь наши станковые пулеметы.

Противник на этот раз уже не развил прежнего минометного и артиллерийского огня.

Количество пулеметов тоже уменьшилось: нашей артиллерии удалось подавить целый ряд огневых точек противника, потому пехота сравнительно быстро подошла вплотную к Манычской, но здесь на дистанциях 200-250 метров снова были встречены сильным пулеметным огнем. Автоматчики с окраинных домов строчили беспрерывно.

На помощь Манычскому гарнизону, примерно в 18.30 из Самодуровки двинулась группа в 6-8 танков и до 5 автомашин. К западному берегу реки Дон из направления Арпачин подходило до батальона пехоты. Противник намеривался контратаковать 91 и 94 гв. сп с флангов, но эта попытка его сорвалась: скопление пехоты за рекой Дон было рассеяно артиллерией и минометами. На минном поле, поставленном нашими саперами 30 января, на дороге из Самодуровки в Манычскую подорвалось два танка и две машины с пехотой. Эта группа поддержки повернула обратно.

Был момент, когда движение наших подразделений застопорилось, и отдельные бойцы залегли.

Командир 91 гв. сп гвардии майор Епанчин отдал своим комбатам и штабным командирам строгий приказ: ни минуту на месте, только вперед и вперед, врываться в станицу, закрепляться в домах и двигаться дальше, очищая дома от автоматчиков.

Под действием минометов и артиллерии противник нес большие птери. Тем временем 84 гв. сп обходил Манычскую справа по руслу (наверное, льду) реки Дон. Около 20.00 отдельные группы с криком «Ура» ворвались на северную и северо – западную окраины Манычской. Занимая один дом, условный знак, что наши., там. В манычской этот знак подхлестнул оставших, воодушевил уже ворвавшихся в станицу. Разгорелся уличный бой. Немцы отступили, но с упорным боем. Они не бежали, а сопротивлялись. Но дух наших бойцов был исключительно высок и зачастую без всяких команд, они самостоятельно действовали: зная одно, где немец, там его и надо бить.

На центральной улице танки и пехота контратаковала наших, но бронебойщики уже были здесь и встретили танки метким огнем. Саперы под огнем противника, неся большие потери, окапывали ОП, ПТР и 45 мм. Пушки и сами отстреливались, когда фашисты наседали.

Во второй половине ночи батарея шестиствольных минометов из Арпачин дала до 10 залпов по северной окраине Манычской.

Земля дрожала от разрывов, рушились разбитые дома. Но бойцы и командиры 91 и 84 гв. сп не дрогнули и не прекратили боя. К утру 2 февраля удалось очистить по средний сад? От немцев.

Этой борьбе за северную окраину помогли мины саперов, которые не позволили Манычскому гарнизону оперативно получить подкрепление из Самодуровки. В этой части указывается не два танка и два автомобиля, а 1 танк и два грузовика.

В ночь на 2 февраля, опасаясь окружения, гарнизон Самодуровки незаметно отступил.