Женщина в любви. Лидия Вертинская

Наталья Приходько
Вертинская Лидия — жена некогда всемирно известного шансонье   Александра Николаевича Вертинского, актриса, художница. В ее творческой биографии несколько ролей в  советских кинофильмах:  Садко», «Королевство кривых зеркал», «Новые похождения Кота в сапогах» и др.
Лидия родилась в Китайском городе Харбине 14 апреля 1923 года. Отец девушки Владимир Циргвава, занимал руководящую должность в управлении Китайско-Восточной железной дороги в Харбине. Мать - Лидия Павловна (дев. Фомина) была домохозяйкой. Они  жили в грузинской общине среди родственников и друзей.  Её семья принадлежала к древнему грузинскому роду и  имела дворянское происхождение. Лидии с детства прививали хорошие манеры и культуру поведения в обществе, всё то, что положено знать барышне из хорошей семьи.

В 1933 году глава семьи умер. Мать и дочерью переехали в Чифу, Лидию отдали учиться в закрытый пансион  при католическом женском монастыре. Девушка была умной,  обладала весёлым,  общительным, доброжелательным нравом.  Она обожала популярного в те времена певца Александра Вертинского, слушала его пластинки и танцевала, напевала его песни и к ней присоединялись одноклассницы и подруги.

Лидия была красива необычайной красотой, была очень яркой и вокруг неё крутились поклонники. Всё это очень печалило школьных  воспитательниц-монахинь.  В 1937 году началась японская экспансия и Лидия Павловна с юной Лидой перебрались в Шанхай, где была большая русско-грузинская колония иммигрантов.  В Шанхае Лидия окончила английскую школу и прошла обучение на курсах стенографии.

В 1940 году Лидия устроилась секретарем-референтом в английскую пароходную компанию «Моллер». В авторской книге «Синяя птица любви» Лидия Владимировна вспоминала о том жизненном периоде: «Однако у меня была и совсем другая сторона жизни: подруги, молодые люди. Мы ходили смотреть последние голливудские фильмы, посещали кафе, играли в бейсбол, вообще, разнообразно проводили время. Чтение английской литературы всегда было моей страстью».
Ее мама мечтала, что дочь встретить англичанина, выйдет за него замуж. Но у судьбы были другие планы - в  Шанхай приехал певец Александр Вертинский.

Лидия с подругой пошли на концерт  Вертинского в шанхайском ресторане «Ренессанс». Лидии тогда было 17 лет, а ее кумиру, чьи пластинки она с детства слушала с упоением, исполнился 51 год.
Талантливый,  успешный он произвёл впечатление на девушку. О своем первом восторге от этого человека она напишет гораздо позже: «На меня его выступление произвело огромное впечатление. Его тонкие изумительные и выразительно пластичные руки, его манера кланяться – всегда чуть небрежно, чуть свысока. Слова его песен, где каждое слово и фраза, произнесённые им, звучали так красиво и изысканно. Я еще никогда не слышала, чтобы так красиво звучала русская речь, слова поражали своей богатой интонацией. Я была очарована и захвачена в сладкий плен».

Лидии удалось пообщаться с Вертинским.  И  умненькая красивая семнадцатилетняя девушка, с большими глазами и идеальной фигурой, произвела впечатление на Вертинского. Это была любовь с первого взгляда. Впоследствии Вертинский называл себя «Кавказским пленником». Через несколько месяцев Александр Николаевич попросил руки Лидии, но мама девушки была категорически против такого союза – дочери 17, а жениху 51 год.   Вертинскому было отказано, но он не сдался и продолжил настойчивые ухаживания. Они часто встречались,  он Лидию записаться в русскую библиотеку. И девушка открыла для себя Ивана Шмелева, Владимира Набокова, Ивана Бунина. Полюбила и русских поэтов – Александра Блока, Николая Гумилева, Анну Ахматову и других представителей Серебряного века, с которыми был лично знаком Вертинский.
Вертинский много гастролировал, но всегда писал письма Лидии. Из письма Вертинского Лидии: «…Все это слишком чудесно, чтобы быть правдой. …Куда девать эту большую радость, это непостижимое и единственное счастье? Верить ли мне в него? Вы еще так молоды. Быть может, через неделю Вы забудете обо мне? И легким шагом, как сон, как мечта, в мою жизнь, спокойно и уверенно (тогда, в баре Ренессанса) вошла длинноногая, зеленоглазая девочка, и взяли меня за руку, и сказали: Вы мой! Я испугался, но поверил. И сразу все остальное стало ненужным и неинтересным. Правда ли это? Может быть, я проснусь, и все это окажется сном? Подумайте об этом еще раз! Одно я знаю наверное — если бы когда-нибудь Вы стали моей женой — это было бы таким огромным счастьем, которого, вероятно, не выдержало бы мое усталое сердце».
Из-за японско-китайской войны жизнь дорожала, Лидии и её маме приходило всё труднее. Александр Николаевич помогал им, и мама наконец согласилась на брак дочери. В мае 1942 года Лидия Циргвава и Александр Вертинский зарегистрировали брак в посольстве СССР в Японии и обвенчались в храме. По воспоминаниям Лидии Владимировны на торжестве был «весь русский Шанхай».
В июле 1943 года у супругов родилась дочь Марианна. Лидия занималась дочерью и не работала. Времена были тяжёлые, население беднело и, несмотря на то, что Вертинский давал по 2 концерта в день, его гонорары были небольшими, так как  зрители не могли платить большую сумму за билеты на концерт.
Вертинские написали несколько писем с просьбой переехать на постоянное  место жительство в СССР. В ноябре 1943 года Вертинский получил положительный ответ и с супругой, тещей и новорожденной дочерью Марианной  приехали в Советский Союз. Вертинскому было предписано дать несколько концертов в Чите. Директор Читинской филармонии предложил им пожить в коммунальной квартире, многочисленные чемоданы  оставили в коридоре, а наутро нескольких чемоданов с вещами не досчитались. На гонорар, полученный в Чите Александр Николаевич купил жене  валенки.  В Москве семья поселилась в отеле «Метрополь» на три года, здесь же 1944 году родилась вторая дочь Анастасия (которая в шестнадцатилетнем возрасте сыграет Ассоль).
  Александр Николаевич много ездил  по гастролям, чтобы  обеспечить семью, и довольно часто выступал на фронте с патриотическим репертуаром.
 В 1946 году семья получила большую квартиру, которая была в запущенном состоянии. Лидия, её мама и Александр, когда позволяло свободное время, долго  приводили её в порядок, так как единственным источником дохода были заработок Вертинского. Лидия занималась маленькими дочками, а её мама следила за хозяйством.
После окончания войны   Вертинский снимался в фильмах и много гастролировал и всегда  писал супруге письма, исполненные любви и нежности. Некоторые из них опубликованы в книге Лидии Вертинской «Синяя птица любви».
Лидия поддерживала мужа, оберегая от душевного кризиса.  Хотя творчество Вертинского не было запрещено, но не смотря на мировую славу, советскими  критиками воспринималось прохладно. В СССР было очень мало его пластинок и практически не выпускались афиши к его выступлениям.
Когда  доходы возросли он  начал дарить жене дорогие ювелирные украшения и покупать антиквариат, чтобы обеспечить своей семье безбедную жизнь в  будущем. Он понимал, что когда-то забота о материальном состоянии семьи упадёт на плечи его жены.
Дочки подросли, и Лидия, имеющая художественный дар, найдя поддержку у мужа,  в 1951 году  поступила на  факультет живописи московского государственного художественного института имени Василия Сурикова. Кто бы тогда мог подумал, что их внук – сын Анастасии – будет праправнуком Сурикова. Какая удивительная жизнь, какое невероятно сплетение судеб!
В 1951 году честь девятилетия свадьбы Вертинский написал стихотворение, посвященное жене.
Жене Лиле
в день девятилетия нашей свадьбы

Девять лет. Девять птиц-лебедей,
Навсегда улетевших куда-то...
Точно девять больших кораблей.
Исчезающих в дымке заката.

Что ж, поздравлю себя с сединой,
А тебя – с молодыми годами,
С той дорогой, большой и прямой,
Что лежит, как ковер голубой,
Пред тобой. Под твоими ногами.

Я – хозяин и муж и отец.
У меня обязательств немало.
Но сознаюсь тебе наконец:
Если б все начиналось сначала,
Я б опять с тобой стал под венец!

Чтобы ты в белом платье была,
Чтобы церковь огнями сияла,
Чтобы снова душа замерла
И испуганной птицей дрожала,
Улетая с тобой- в купола!

Уплывают и тают года...
Я уже разлюбил навсегда
То, чем так увлекался когда-то.
Пережил и Любовь, и Весну,
И меня уже клонит ко сну,
Понимаешь? Как солнце к закату!

Но не время еще умирать.
Надо Родине честно отдать
Все, что ей задолжал я за годы,
И на свадьбе детей погулять,
И внучат – писенят – покачать.
И еще послужить для народа.

Даже в этом шуточном  стихотворении он передал безграничную любовь к жене и дочерям, а в «Песенке о жене» он называет её женулечкой и  чиженькой.
В 1952 году Лидия была с мужем на светском мероприятии и  познакомилась с режиссером Александром Птушко, приступившим к съемкам фильма-сказки «Садко». Он  подыскивал актрису на роль Птицы-Феникс, и  предложил эту роль Лидии.  После выхода фильма на экраны,  на Лидию, с её необычной красотой, обратили внимание и другие режиссеры страны.
В 1955 году Лидия окончила факультет живописи московского государственного художественного института имени Василия Сурикова,  получив высокую оценку от преподавательского коллектива, и начала работать на графическом комбинате. Она занималась линогравюрой: придумывала рисунок для ткани.  писала пейзажи, создавала эстампы. Ее работы участвовали в различных выставках, приносили семье дополнительный доход.
В 1957 году Лидия сыграла герцогиню в фильме «Дон Кихот». В этом же  году её постигла огромная утрата - 21 мая на гастролях в Ленинграде Вертинскому стало плохо, и он умер от сердечной недостаточности.
Лидии было 34 года, и  вся ответственность за семью легла на нее. Она занялась тем, что делала лучше всего -  начала писать пейзажи на  заказ и на продажу. Это приносило стабильный доход. Съемки в фильмах «Киевлянка», «Новые похождения Кота в сапогах», «Королевство кривых зеркал» ей приносили  неплохие гонорары. Цветная линогравюра „Синие дали“, посвященная живописным тарусским местам, позволила Вертинской стать членом Союза художников.
Лидия Владимировна была замужем за Вертинским 15 лет. Оставшись молодой вдовой, она  не заводила любовных романов и не принимала предложений о замужестве. Она была звездой Вертинского и навсегда осталась ею, как в романсе  «Моя звезда» на стихи Анненского И., который исполнял её муж.
 Она посвятила свою жизнь творчеству и семье: две дочери – знаменитые советские актрисы, две внучки заняты в шоу-бизнесе, внук предприниматель.
В 2004 году выпустила книгу «Синяя птица любви», рассказав о своей единственной любви.
Перед своим уходом Лидия Владимировна слушала песню Вертинского «Ваши пальцы пахнут ладаном», которую он в молодости посвятил Вере Холодной. Её миссия на земле закончилась в возрасте 90 лет 31 декабря 2013 года, и она упокоилась с миром рядом со своим мужем Александром Вертинским.