Брат

Татьяна Мордасова
   Помню, как однажды в детстве я попыталась изменить ход судьбы. Брату было 3 года, мне 9 лет. Мама всегда была на работе. А наш папа иногда сильно выпивал. Но в этот день папа пришел домой абсолютно трезвым. Он купил новый мотоцикл и решил прокатить брата на нем. Нянькой брату я была с шести лет. Не понимая почему, но я почувствовала себя плохо, так как будто у меня отнимают самое дорогое сокровище.
   Схватив Алешку на руки, я убежала в дом. По пути закрыла все крючки на дверях: на веранде и в доме. Отец сначала думал, что шучу, стал уговаривать меня, чтобы открыла ему двери. Потом он рассвирепел, стал стучать в двери, в окна, стал угрожать мне, мол, дверь выломаю, мне не покажется мало.
   Алеша тоже стал кричать, вырываться, ему несмышленышу очень хотелось прокатиться на новом мотоцикле. Я забилась в углу маленькой комнаты, цепко держала брата на руках и не отпускала до тех пор, пока отец не вышиб двери и не расцепил мои побелевшие пальцы силой. Я думала, что от злости отец меня прибьет, но он лишь оттолкнул меня и уехал с ребенком на мотоцикле.
   Вечером знакомые привезли перепуганного брата, они нашли его на обочине дороги. Мотоцикл был перевернут, отец пьян. Мальчик не разговаривал почти неделю. Мы думали, что от стресса он останется немой.
   Тогда обошлось. Судьба настигла брата в армии. В драке ему повредили голову. Домой он вернулся инвалидом. Немного не в себе. Видимо так сошлись звезды. Судьба…
   Зная, что он невменяемый, его посадили за кражу велосипеда на год. Упрятали так сказать за решетку злодея. Мы искали его почти год, а потом психоневрологический диспансер.
   Тихо помешанный брат жил с мамой. Мой сын, приезжая к бабушке, играл с ним в машинки.  Брат бывал счастлив в это время. Говорил, говорил, захлебываясь, причитывал, смеялся…
   Иногда брат убегал из дома. Его избивали на улице, снимали одежду.  Он приходил домой раздетый, тело в синяках, лицо в ранах и ссадинах. Жаловался как ребенок, размазывая слезы по щекам на грязном, опухшем лице.
   Однажды мы нашли его на вокзале. Он стоял на площади вокзала с протянутой рукой. И просил милостыню. Я посадила его в машину и увезла домой.
   И вдруг однажды мой сын, когда подрос, сделал открытие: «Мама, этот дядя Леша, твой брат, он дурак?»
   Как же я ночью плакала. Я вспоминала каким был Алеша в детстве. Льняные волнистые волосы и карие глаза. Как он не отпускал меня, цепляясь за платье, и так доверял мне, глядя в глаза, когда я встречала его и провожала в садик. Учила с ним таблицу умножения и читала сказки.
   И я все время помню его глаза. Однажды я заигралась с подружками на улице, и вдруг вспомнила, что оставила брата во дворе.  Прибежала, а он был таким послушным мальчиком, никогда не доставлял мне проблем, и сердце мое обмерло. Мой братик стоял у забора и выглядывал меня между щелями штакетника (забора), его лицо торчало между этих самых щелей. Он не плакал, он терпеливо ждал. И этот взгляд. Он смотрел на меня с укором.
   Как тогда. Когда я провожала его в армию. Мое сердце разрывалось на куски. Мы прощались с ним, как будто навсегда. И он чувствовал что-то неладное. Почему-то мы молча плакали. Сказал мне: «Таня, ты прости меня, если что. Меня не будут там унижать. Ты не бойся за меня»
   Прости меня, милый и добрый брат. Не уберегла. Кто же знал на самом деле, что ты ехал учиться защищать нас от внешних врагов, а назад вернулся через два года в мир, полный внутренних врагов, видимо обратного билета в свой МИР не было …
   Чтобы оформить брата в психоневрологический диспансер по заявке родственников, нужны деньги. Он бы проживал там и получал бы лечение, но плата за сутки как в элитной гостинице, а таких средств на содержание у меня нет.
   При обследовании сказали, что брат вменяем. Ему не нужно жить в больнице.  Он так и жил в старом доме отца. Маму он напугал. Напился, хватался за топор, я увезла маму к себе. Жить с ним невозможно. К себе забрать невозможно.
   На бензозаправке я вижу бездомную собаку. Она встает передними лапами на дверцу машины и просит еды. Я иду в кафе и покупаю ей пирожки. И вспоминаю о брате. Разворачиваю машину и еду к нему.
   Брат постоянно пьет. Он систематически продает продукты, которые мы ему покупаем. Живет как брошенный котенок в старом доме. Худой. Грязный. Неухоженный. Несчастный. Одинокий. Голодный. Пьяный.  Невменяемый. Тихо помешанный … брат.
   Это его выбор, говорим мы с мамой сами себе, одновременно понимая, что так нельзя, чувствуем вину, часто приезжаем.
   Сердце кровоточит.
   Иногда он приходил к нам в гости. Однажды пришел на Новый год. Вменяемый. Аккуратный. Весь вечер говорил так, как будто совсем выздоровел.
   В этом году Алеша умер. Сгорел в доме. Не выключил плитку. Недавно похоронили его. Ему исполнилось 48 лет.