Зоя. дорога...

Светлана Ковалева 2
   


   


                Тепло ценится- когда холодно.
                Здоровье- во время болезни.
                Хорошее настроение- когда грустно.
                Может быть радость жизни и состоит
                в том, чтобы научиться ценить то,
                что имеешь и наслаждаться этим ?

     Раннее утро. Зоя лежала в постели и ждала. И вот... снова, как и два дня подряд, раздались уже знакомые трели.Но она не спешила отвечать. Знала,что все эти назойливые знаки так называемого внимания, обусловлены лишь одним единственным желанием в очередной раз обидеть, оскорбить  ее. И, поморщившись, не обращая внимания на звонки,  медленно поднялась и пошла умываться.
     Одевшись, поставила  чайник и  присела на крохотный диванчик, каким-то чудом вписавшийся в эту малюсенькую комнату, которую она превратила в кухню.
     Электрическая плитка, две навесные полочки для посуды, овальный столик и пара стульев. Изначально это была кладовка , большая  и, что удивительно, с таким же большим окном, неизвестно как и почему здесь оказавшимся. А она, Зоя, переехав сюда, в запале не обратила внимания, что теперешнее ее местожительство - это одна комната, всего лишь  одна комната без удобств, в которой ни кухни, ни тем более ванной не предусматривалось. Да вот эта самая кладовушка, захламленная вещами хозяина, который, как сказал сын, временно отсутствовал.
     Тогда ее душу терзала  боль от произошедшего, от гнусного предательства единственного родного ей человека и она была согласна на все, лишь бы ему было комфортно. Тогда  еще знала,что выдержит все,что еще может произойти в  жизни. Тогда- это пять лет назад, когда  была  сильной и ничего не боялась.  Как она всегда любила говорить : мне не привыкать ! Да...конечно...не привыкать...вот только по ночам, уткнувшись в подушку, кричала от бессилия , а перед воспаленными глазами одна за другой вставали картины из прошлой жизни.
     Вот она, совсем еще девчушка, подходит к столу, а старшая сестра отодвигает стул :
     - После нас будешь есть. То, что останется. Ты нам не родная кровь.  Иди отсюда !
     Мать молча придвигала стул к столу и ставила тарелку с едой. Зоя, примостившись сбоку, быстренько работала ложкой и , пробормотав спасибо, шла во двор. Там было относительно спокойно.  Примостившись  под старым тополем , мечтала только об одном. Поскорее вырасти и уехать отсюда, где она была всем в тягость.
     Папа... Вот кто ее любил. Любил такой,какой она была. Смешной девочкой с пытливым умом и ясными, как небесная лазурь, глазами.Отец каждую свободную минуту старался  о чем-то ей рассказать, что-то  показать ,  чему-то научить.  Радовался как ребенок,что дочка скоро  пойдет в первый класс и  мечтал,чтобы   единственная дочь непременно  получила высшее образование. Часто покупал  книги. Очень ему нравилось вместе с девочкой  читать и сказки Андерсена, и стихи Пушкина. А еще они читали и перечитывали  книжку о приключениях бесстрашного Робинзона Крузо. А потом папы не стало. Он утонул. И Зоя вмиг осиротела. Долго не могла прийти в себя от потрясения. Уходила к реке и, стоя по колено в ледяной воде, рыдала и умоляла вернуть ее родненького папочку...
     Через год мать привела в дом нового мужа, а вместе с ним и девочку, которая была старше Зои на три года. Зоя обрадовалась, что теперь будет не так скучно,  но, как оказалось, радовалась  рано.  Падчерица признавала  только своего отца, а когда родилась еще одна сестра,  то и вовсе начала кричать,чтобы Зоя не подходила к ее сестренке, так как она им чужая !   Девочку ненавидели уже за то, что она вообще была и своим присутствием всем  мешала. Мать молчала, боялась отчима. Куда она пойдет с двумя  детьми ? И, когда Зоя   получила аттестат за восьмой класс и сказала, что будет поступать в техникум  мать, не сказав ни слова, вынесла из кладовки чемодан и поставила посреди комнаты.
Из родного дома, ставшего давно чужим и холодным,Зоя взяла лишь фотографию отца, паспорт и аттестат. И больше  сюда не вернулась, а когда отчим заболел и вскорости умер не таким уж и старым, а потом через три года ушла из жизни и мать,  самая старшая из сестер  быстренько продала  квартиру, часть денег отдала родной по крови сестре, напрочь забыв,что есть еще и Зоя. И что это жилье по праву принадлежит прежде всего отцу Зои, который утонул . Но молодая женщина, узнав об этом,  ничуть не удивилась. У нее уже была небольшая малосемейка  из двух комнат и почти взрослый сын, которого  родила исключительно для себя. Мужа, как такового, в ее жизни не случилось.
     Прошло время и  сын привел  молодую жену. Ни уважения, ни помощи от нее не было, но Зоя рассуждала как все матери- лишь бы им было хорошо вместе. Правда, глядя на  постоянные скандалы и каждый раз расстраиваясь, в конце концов  однажды оказалась на больничной койке, где врач, делавший обход, сказал,что если она так и дальше будет реагировать на ссоры молодых,то долго не протянет.
     - Пора, матушка, и о себе подумать ! Примите мои слова как окончательный диагноз вашему сегодняшнему состоянию.
     Выписавшись и испугавшись, что единственный и горячо любимый сын после ее смерти останется на улице, поехала к нотариусу и сделала дарственную  на сына. Дома эту новость не озвучивала, а документ спрятала в папку.И вот прошло не так много времени, когда собственный сын поставил ее перед фактом.
     - У нас скоро будет ребенок, очень тесно втроем, сама понимаешь. Я тут нашел дарственную, значит квартира моя.
     - А мне куда ? На улицу ?
     - Не совсем. У другана моего, Вовки Сапрыкина, есть комната в коммуналке...вот и живи там.
     - Вместе с твоим другом ?
     - Да нет. Он сейчас у бабы  своей кантуется...а хата пустая,вот я и договорился с ним,чтобы ты там жила...Будешь одна, сама себе хозяйка .
     - А здесь я уже не хозяйка ?- со слезами спросила мать.
     - Здесь теперь я хозяин, улавливаешь разницу ?
     - Уловила, отчего же не уловить... - горько ответила. В слабой надежде еще раз спросила,- А , может, вы туда пойдете ? А я в своей родной квартире доживу ?
     - Мать, не начинай. Алка туда ни за какие коврижки не поедет, а я ее поддерживаю... Так что собирайся, мы сейчас тут будем мебель менять... Давай, давай...
     Так она оказалась на улице...Ведь даже та маленькая комнатка ей не принадлежала. Вернется  хозяин и- иди Зоя на все четыре стороны при живом-то сыне... И она снова попала в больницу. Доктор , посмотрев на пациентку, только покачал головой, а она, после трех капельниц, робко у него, тихонько так, чтобы не слышали соседки по палате, спросила :
     - А у вас не найдется для меня работы ? Я согласна на любую.
     - А вы кем раньше работали, Зоя Алексеевна ?
     - Так повар я... поваром проработала в столовой, а потом и в кафе...но  вот стала болеть и меня попросили написать заявление...а пенсия, сами знаете, какая у поваров пенсия.
     - Вы пока лечитесь, а я подумаю...
     И   после выписки из больницы стала работать санитаркой в этом же отделении. Жила в той же  чужой комнате и со дня на день ожидала, когда вернется хозяин. Руки ни к чему не лежали. Да и что бы она там  могла сделать по своему вкусу, если даже продавленный диван принадлежал не ей. И тут, в один из выходных,  в дверь постучали.
     - Можно?
     В дверях стоял невысокий мужчина в куртке нараспашку и с кепкой в руках.
     - Зачем вы спрашиваете ? Вы , наверное, хозяин... так что вам все можно.
     - А как вы догадались,что я хозяин?- улыбался тот.
     - Так я  вас все время жду. Квартирантка я... вот только не знаю, сколько вы с меня за постой денег возьмете... Скажите сразу...
     - Можно мне присесть ?
     - Вот сюда, пожалуйста.
     - Значит так, Зоя Алексеевна... я уезжаю на Север , буду там  работать...поэтому  здесь буду появляться ну ,  может раз в два-три года... Если не прогоните- буду у вас останавливаться...
    - Так это ваша комната...
    - Не перебивайте меня. Вот документы,- и мужчина достал папку,- я оформил комнату на вас и вы теперь здесь хозяйка. Самая что ни на есть настоящая...
     - А вы...как же вы...Я не смогу с вами расплатиться...
     - Не думайте об этом, Зоя Алексеевна... я встречался с вашим сыном и предупредил его, чтобы он оставил вас в покое. И я думаю, он свое слово сдержит. Тем более, что в случае вашей смерти, комната остается за мной. Я же здесь прописан. Да, и еще. Оплату за коммунальные услуги я буду производить сам. Вы об этом не думайте. Вот деньги. Это пока за год. А потом разберемся.  И ничего и никого не бойтесь. Вы теперь здесь полноправная хозяйка.
     И, попрощавщись с ошеломленной женщиной, отказавшись от чаю,  мужчина ушел. А она просидела на диване почти весь день, так и не понимая до конца,что же все- таки случилось...почему ей выпало это маленькое везение, и , главное, откуда этот молодой человек узнал обо всем...Хотя...сын говорил, что они друзья...Но, судя по тому ,что произошло, не такие уже они и друзья... Мужчина- то, вон каким порядочным оказался. И ее пожалел.
     И вот после всех этих событий, Зоя наконец и решилась  привести свое жилище в относительный порядок. Благо, пока работала и кое-какие деньги у нее появились. Сделала из кладовки кухоньку, очень даже уютную, старенькое кресло в комнату привезла сотрудница, с которой они проработали без малого 20 лет. "Хорошая эта Аня, и муж ее, Петр Игнатьевич, тоже достойный человек, всегда встречал их после работы и они втроем шли к остановке автобуса..." Потом уже, чуть позже, тот же муж Ани помог ей подобрать небольшой и симпатичный диван в комнату ...Они же подарили ей на день рождения телевизор. Маленький, правда, ну так ей вполне хватило .В общем, утром еду приготовила, в обед съела, а вечером на звезды поглядела. С тем и жила. И жизнь ей тем же отвечала.   
      Не любила навязываться... ни в дружбе, ни в любви...Не любила быть для кого-то удобной временной заменой  кому-то. Жутко не любила притворяться и делать вид. Особенно не любила ложь, даже во благо. Ну и быть у кого-то в долгу. Эта была  так называемая свобода от людей.  А вот  зависимость и какие-то иллюзии, они ведь еще никого не спасли...Наверное, уроки папы пошли ей впрок. Он таким был, таким и остался в ее детской памяти.
     Зоя сидела в кресле и горестно думала  ,  что все у нее уже  позади. Все, что было отпущено судьбой, прожито. И эти годы не вернуть, как ни крути. Оглянешься- а вспомнить нечего, кроме какой-то дурацкой и бесконечной суеты. Господи, разве это была жизнь ? Разве об этом она мечтала ? Пролетели годочки, а она и не заметила. Почему никто не сказал,что не нужно в школе запоминать химические формулы, а нужно учиться быть счастливой. Всю жизнь искала утешение в работе. Но там, к сожалению, того самого гормона счастья нет! Так горько от собственных мыслей, так отчаянно, что иногда хочется лечь на рельсы и забыть обо всем...
     Любовь... Как же она мечтала о ней в молодости ! А есть ли она, эта самая любовь ? Не страсть или романтика, нет, истинная любовь, способная понять, простить и принять ! Даже когда меня не станет, я искренне  хочу, чтобы именно такая любовь осталась и жила в чьем-то сердце. Но нет, так наверное не бывает. Ведь вот ей, Зое, не дала судьба ни единого шанса с самого рождения. Один только раз она и почувствовала любовь. Любовь отца. И больше никто ее не любил как папа.
     Звонок по телефону раздался ближе к вечеру. На автомате ответила. И услышала :
     - Ну, и чего ты добилась в жизни ? Живешь одна, ни работы приличной за всю жизнь не было, ни мужика, да и хата  у тебя чужая...А вот у нас все супер ! И дома выстроили, и мужья просто загляденье, и сами мы в шелках да мехах щеголяем !
     Зоя молчала. На том конце бросили трубку. "Господи, ну  чего звонить ? Ну  вытащили вы счастливый лотерейный билет - радуйтесь...я же вам не мешаю...не звоню, не пишу, не общаюсь ... Откуда только и узнали  номер телефона ? Сынок любимый постарался, не иначе."
     Она поднялась с дивана и стала собираться на работу. Сегодня у нее ночное дежурство. Где-то недавно прочитала :
     "Держись - это возьми веничек и подмети ! Покажи жизни, что ты еще жива и хочешь жить. И тогда шансов на спасение будет больше. Гораздо больше."

Лана Ковалева. Все права защищены.