Настольная лампа

Григорий Кузнецов
               

Если бы вещи, предметы умели говорить, какие бы истории мы узнали от них. Чтобы они нам поведали?..
Сегодня мне снова не спалось. Дома никого не было, поэтому среди ночи я вышел на балкон, чтобы полюбоваться на небесную красавицу, виновницу моего короткого сна. Луна, словно волшебная лампа, сияла своим загадочным, волшебным светом над спящим миром. По знаку зодиака я рак, а луна моя покровительница. Что-то есть мистическое в лунном сиянии. Я всегда восхищаюсь зарождением месяца, его полным ярким диском с чёткими очертаниями, и с сожалением смотрю на его ущербный серп, бледный с тусклым свечением. Сравниваю нашу жизнь: детство, юность и старость.
Полюбовавшись лунной ночью, возвратился в комнату. Включил настольную лампу, протянул руку к книжной полке, но взгляд остановился именно на ней, исторической лампе…
В то, теперь уже далёкое время, я служил в штабе знаменитого Семипалатинского ядерного полигона. Городок был режимный, именуемый в народе: Москва-400, Надежда, Конечная, Семипалатинск-22 и позже Курчатов. Перед отъездом из гарнизона в отпуск, мне предстояло пройти инструктаж и поставить подпись в журнале. В назначенное время я прибыл в приёмную начальника полигона, где находился адъютант. В приёмной, кроме адъютанта никого не было. На полу возле стола лежала куча старых вещей.
-Привет, молодой! Цель визита? – поинтересовался бравый адъютант.
Он смотрел на меня цепким, доброжелательным взглядом, удивительно добрым, располагающий к себе. На высоком лбу пролегли две неглубокие, но хорошо заметные продольные морщины. Голову припорошила седина. Толстые как пельмени губы расплылись в улыбке. Его служба подходила к завершению и видимо, в душе он завидовал нашей молодости и тому времени, в котором мы прибывали. Адъютант был участником Великой Отечественной войны, с января 1945 года. Дошёл до Берлина. Невзгоды послевоенных лет ушли в прошлое, наступила брежневская оттепель. Народ стал приобретать легковые автомобили, а за анекдоты на политические темы не преследовали.
-Прибыл на инструктаж Ваше величество, - чётко отрапортовал я.
-Это хорошо. Любишь пошутить, отлично. Видишь вот это богатство?- указал жестом на кучу. Возьми себе что-нибудь на память. Я порядок навожу, всё лишнее убираю из шкафов, что не числится, а выбрасывать жаль. Ведь эти вещи служили полигону с первого дня его существования. Смотри, как жалобно на тебя смотрит настольная лампа.
Адъютант подошёл и похлопал меня по плечу. Действительно, лампа стояла, «опустив» светильник словно голову, как бы грустила.
-Хорошо, я возьму настольную лампу, если Вы не возражаете.
- Бери, бери. Представляешь, она видела Лаврентия Берия, а он её! Ещё первому начальнику полигона генерал-майору Рожановичу помогала в работе. А каких она видела именитых учёных: Игоря Васильевича Курчатова, Андрея Дмитриевича Сахарова. Мне не хочется, чтобы свой век она закончила на свалке. Позже вспомнишь меня добрым словом.
После такой исторической справки, я расписался за инструктаж, поблагодарил за подарок, взял реликвию и, не задерживаясь, унёс в свой рабочий кабинет. Лампы такого образца, выслужив положенные сроки, были списаны года три назад. Корпус лампы был из чёрного эбонита, такая лампа стояла на столе в кабинете Владимира Ильича Ленина. В моём кабинете стояла лампа нового образца более компактная и современная, а этой реликвии досталось место на шкафу. Года два она пылилась без надобности. Однажды наш кабинет навестила комендант штаба (женщина истребитель) такой кличкой её нарекли сослуживцы. Окинув своим проницательным взглядом кабинет, она увидела настольную лампу.
-Достаньте лампу, я её унесу финансистам, у них нет.
Хорошо, что я был на рабочем месте, иначе было бы сложно возвратить раритет обратно. Мне с трудом удалось отстоять и доказать подаренную вещь. В свой адрес услышал.
-Ну, ты, и Плюшкин, - так оценила меня Эльвира Ивановна.
Вечером после работы, я решил унести лампу домой. Сначала она освещала дорогу в мир знаний моей старшей дочери Лене, а затем и младшей Олесе. Наступил день моего увольнения из Вооружённых сил. Я, как бывший уволенный адъютант и настольная лампа в прошлом, стал не  нужен Армии. Наступил день отъезда из гарнизона. Накануне много вещей нашли своё место на городской свалке, куда я отвёз их на своей машине. Лампа поехала вместе с нами к новому месту жительства, хотя жена предлагала расстаться с ней. В доме ей применения не нашлось, и она отдыхала четыре года в гараже. После долгих ожиданий я получил квартиру и переехал к новому месту жительства. При отъезде домочадцы предлагали оставить лампу, но я знал её ценность и доходчиво отстоял историческую реликвию. Сейчас я пишу чаще по ночам, когда меня посещает муза и появляется вдохновение. Лучшего помощника не отыскать. Она является первым читателем моих мыслей. Эх! Если бы она умела говорить. Какие интересные истории поведала мне о том далёком прошлом.
Нет тех командиров, кому лампа освещала рабочий стол, помогая в работе. Они ушли в мир иной, а лампа живёт, благодаря мудрому совету адъютанта. Эти люди защищали нашу Родину в годы Великой Отечественной войны, а после ковали ядерный щит нашего государства, занимали должность – начальник полигона в/ч 52605.
генерал-майор РОЖАНОВИЧ
генерал-лейтенант ВИНОГРАДОВ Н.Н.
генерал-лейтенант СМИРНОВ В.И.