Сравнительный анализ эпохи Средневековья и врёмен

Владимир Курбалиев
      В этой статье уместно слияние этих двух времён, поскольку они неразрывно связаны между собой: если в 13 веке началось Возрождение знаний, обращение к Древней Культуре (прежде всего к Древней Греции и Древнему Риму), то уже в начале 16 века началось Просвещение умов людей в том направлении, что не всё на Свете можно трактовать Волей Божию не опираясь Средневековья наступил после краха Римской Империи в 5 веке и продолжился до 13 века. Его характерной особенностью было сильное влияние католической Церкви на умы людей. Один из основных принципов этого Времени гласил «Верую, потому что абсурдно». В науке в то время господствовала геоцентрическая картина Мира Клавдия Птолемея, в которой в центре Вселенной была Земля, остальные тела вращались вокруг неё. Градации на звёзды, спутники тогда не было. Во многом при создании этой Картины Мира Птолемей опирался на труды Аристотеля, который сделал открытие о круглой на научные наблюдения, аксиомы, открытия, законы и формулы. Период форме Земли (правильное), но в то же время допустил ошибку, посчитав что Солнце крутится вокруг нашей планеты, а не наоборот. В то время инакомыслие было под запретом и многих несогласных считая еретиками могли представить к сожжению на костре (Ян Гус, Джордано Бруно).
      С точки зрения науки и технологий можно говорить о довольно продолжительном периоде застоя, только примерно с 12 века можно увидеть прорыв изобретений: были изобретены компас, пушки, очки, из Китая пришёл в Европу шёлк и порох. Во многом развитие прогресса было связано с Великими Географическими Открытиями, когда началось визуальное знакомство с новыми неизвестными раньше просторами. Один из первопроходцев в этом направлении стал итальянский купец Марко Поло в 13 веке, по сути, данное время уже было на грани Средневековья и Возрождения. Хотя, по сути, Марко Поло был предшественник этих открытий, их расцвет пришёлся на 15, 16, 17 века, 18 век тоже можно сюда отнести по причине Дальневосточных Экспедиций во время правления Петра 1 и после его смерти. Приход Эпохи Возрождения был во многом обусловлен падением Византийской империи, с христианским вероисповеданием и захватом этого места арабами. Бежавшие византийцы захватили и принесли в Европу много книг и учебников Древнего Рима, Древней Греции. Во многом с крахом Византийской Империи связаны и Великие Географические Открытия, поскольку арабы перекрыли европейцам доступ в Азию через свою Османскую Империю, и им пришлось искать новые пути выхода в Азию. Поэтому долго назревавшая смена эпохи случилась, хотя произошло это плавно, поскольку даже в развитии эпохи Возрождения выделяют четыре этапа. Одним из главных произведений этой эпохи является «Город Солнца» Томаззо Кампанеллы, где были смешаны теократизм и впервые в смешении с ним появилось слово коммунизм. Далее в статье будет происходить смешение Возрождения и Просвещения, их сравнение относительно Средневековья.
      Одним из коренных различий этих двух времён было отношение к человеку и к его личности. Если в Средневековье человек ничего не решал, его дело было послушание и беспрекословное принятие догматических воззрений Церкви, то в эпохе Ренессанса человек рассматривается как самостоятельная личность и единица, которая имеет право на собственное мнение и воззрение. С точки зрения науки произошёл её несомненный прогресс и развитие, причём во многих сферах.
      В астрономии был написан труд, который коренным образом  повлиял на этот предмет, он был написан польским астрономом Николаем Коперником в 1542 году под названием «О вращениях небесных сфер», где впервые в истории этой науки им была предложена в противовес геоцентрической Картине Мира Клавдия Птолемея, его собственная – гелиоцентрическая, где в центре Вселенной находилось Солнце, а планеты (в том числе и Земля) вращались вокруг него. Впервые в этом научно-революционном труде были представлены понятия звезда, спутник (напомним у Птолемея и Солнце и Луна были планетами). В научном Мире она была воспринята неоднозначно. Например Тихо Браге соглашался одновременно с видениями и Птолемея и Коперника, представив свою компромиссную модель в виде гео-гелиоцентрической Картины Мира. Несмотря на неоднозначную реакцию в Мире, в начале 17 века, немецкий учёный Иоганн Кеплер вывел три закона о взаимодействии друг с другом планет, спутников и звёзд в Солнечной Системе, их движении и притяжении, доказав что чем больше масса планеты, тем сильнее у неё притяжение, вся Солнечная система подчинена этим законам, и Солнце словно магнитом притягивает все остальные планеты друг к другу. По сути, труды Кеплера поставили большой крест на геоцентрической картине Мира Птолемея. Позже на основании этих трёх законов английским физиком Исааком Ньютоном будут разработаны три закона небесной механики. Таким образом, можно утверждать что история астрономии неразрывно связана с историей физики. Также большой вклад в то время оказали на развитие астрономии Джордано Бруно (приговорённый к сожжению на костре в 1600 году) и его ученик Галилео Галилей, который изобрёл телескоп, на основании которого звёзды стали доступней нам.
      В математике труды того же Иоганна Кеплера дали основу математическому анализу. Французский математик, физик и философ Рене Декарт изобрёл систему координат, которой пользуются по сегодняшний день.
       В философии трудом английского философа Френсиса Бэкона «Новый органон» был положен рациональный аспект поведения человека, а не сенсуальный. Это произведение можно сравнить с произведением Рене Декарта «Рассуждение о методе», которое можно назвать переходом внутри двух эпох (Возрождения к Просвещению). В обоих трудах во главу угла ставится рациональная трактовка происходящего («Знание – сила» по Бэкону, «Я мыслю, следовательно, я существую» по Декарту). По сути фундамент этой эпохи (Просвещения) был в рационализме и свободомыслии, что характерно и для Возрождения. Также можно отметить в этих двух эпохах Николо Макиавелли, Николая Кузанского, Мартина Лютера. Труды Эммануила Канта, возможно, являются вершиной эпохи Просвещения.
       В географии с этими эпохами, несомненно, связан период Великих Географических открытий. Открытие в 1492 году Америки Христофором Колумбом, оказало огромное влияние на дальнейший ход истории, хотя он думал и многие тоже что он открыл не Америку, а путь в Индию, но в 1498 обогнув Африку через Атлантический Океан другой путешественник – Васко Да Гама, опроверг это, тем самым доказав что это была не Индия, а другой ранее неизведанный континент. Позже Америго Веспуччи в ряде экспедиций установил общность почв нового континента с Африкой, предположив что возможно раньше они были соединены, через несколько столетий это станет одним из оснований теории движения континентальных плит в 20 веке Альфреда Мегенера. Кругосветное плавание Фернана Магеллана можно даже назвать венцом и самым ярким историческим моментом этих Открытий, однако были и другие плавания и открытия, например плавание Джорджа Кука и открытие им Австралии, и другие.
      В изобразительном искусстве в этих эпохах можно выделить картины Леонардо да Винчи  - «Тайняя вечеря» и «Мона Лиза», «Сотворение Адама» - Микеланджело Буонаротти, также творения Рафаэля Санти, Тициана, Сандро Боттичелли. Также Микеланджело Буонаротти известен как архитектор своими творениями в Риме. Леонардо Да Винчи считается гением этой эпохи (Возрождения), он был известен как художник, физик, инженер.
      В литературе тех эпох можно выделить Николо Макиавелли, Данте Алигьери, Лопе де Вега, драматургов Уильяма Шекспира и Жана Батиста Мольера, «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы, Жака Вольтера, Денни Дидро, Жан-Жака Руссо, Иоганна Вольфанга Гёте с его известнейшим произведением«Фауст».
       Если проследить развитие этих двух совместных эпох, то можно сделать вывод что начальное его становление пришлось на Италию, и она имеет массу представителей в различных науках и разных годах (Николо Макиавелли, Леонардо да Винчи, Галилео Галилей, Джордано Бруно, Данте Алигьери, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти и так далее), однако позже оно охватило всю Европу, активно стало подключение в этот процесс таких стран как Англия (Френсис Бэкон, Исаак Ньютон), Германия (Иоганн Кеплер, Фридрих Шиллер, Иоганн Вольфганг Гёте), Франции (Денни Дидро, Жан-Жак Руссо, Мишель де Монтень), Швеция (естествоиспытатель Карл Линней который предложил систему градации животного Мира), Нидерланды (Бенедикт Спиноза, Нострадамус). Окончание эпохи Просвещения связано с войнами Наполеона и датируется примерно 1800 годом. По сути Возрождение и Просвещение дали фундамент научным революциям в Мире.

        Анализируя и противопоставляя эти эпохи друг другу можно сделать вывод что господствующая модель беспрекословного поклонения Богу год за годом утрачивала свою актуальность в свете открытия новых земель, формул, предметов труда, законов, аксиом; преобразования философской мысли, во главе её стало обращение к человеку, возрождение интереса к Античной истории (отсюда и целое название эпохи), позже просвещение умов обыкновенных людей, что всё подчинено законом природы, их можно ощутить, оформализовать и смоделировать в моделях, уравнениях, дать им трактовку в виде анализа и установить в виде законов. В изобразительном искусстве стало актуально не обращение к религиозной живописи, а именно интерес к человеку, его поведению, телу и месту в этом Мире. Эти две эпохи столкнули с Европейского трона господствующую и в чём-то очень жестокую и безжалостную Церковь, доказав людям и самому религиозному Институту, что их толкование лживо и рассчитано на массовый гипноз людей, их в какой-то мере одурачивание. Две эти эпохи принесли Миру массу открытий, в какой-то мере дали развитие даже современному телевидению, телефону и Интернету. Возрождение и Просвещение всколыхнули прогресс человека и человечества, который продолжается и по сегодняшний день.


               
                Владимир Курбалиев