Различные ценностные ориентации личности и обществ

Владимир Курбалиев
Какие ценности присущи каждому индивиду? Как субъект себя ведёт в тех или иных ситуациях и почему его мнение изменчиво? Что представляет собой система ценностей для каждого человека, и почему базовые ценности интерпретированы человеком не так как нужно и это может привести к необратимым последствиям?
      На эти и также многие другие вопросы из области психологии, социологии, даже сейчас нельзя дать однозначный ответ, так как человеческий мозг до конца ещё не изучен и не исследован. По сути ценности это духовные ориентиры, которые задают стратегию поведения индивида в определённом обществе. Если индивид будет чувствовать что он отстаёт в совершенствовании себя от общепринятых норм развития, то либо он будет развиваться, либо впадать в депрессию, что может в конечном итоге привести к фатальному исходу. Тут «золотой середины» нет. Также базовые ценности, предположим социальной группы играют большую роль в интеграции обществ одно в другое. Например ценность равноправия всех людей, оказала большое влияние на интеграцию капитализма в социализм. К сожалению в Российской Империи она прошла через революцию и привела к образованию СССР через Гражданскую Войну. Общество прогрессирует и на мой взгляд базовые ценности со временем тоже подвержены изменению, и тут возникает вопрос: передаются ли базовые ценности на генном уровне через поколение, или они психологически изменяются в процессе жизни человека? По мнению автора два варианта правильны. По сути базовые ценности тождественны понятию «вечные ценности». Это утверждение красоты, добра, приобщение к культуре, искусству, но всё это под воздействием психологических изменений, разных ситуаций, которые оказывают существенное влияние на жизнь человека, могут поменяться коренным образом. Есть примеры когда человека воспитывают например под существующий политический режим, а он вырастает и меняет взгляды, то есть тут идёт превалирование его собственного взгляда на какие-либо вещи и формирование собственного мнения независимо от взгляда родителей. Ценностные ориентации включают:
1) Архетипы – что было в прошлом;
2) Стереотипы – что есть в настоящем;
3) Идеалы – что будет в будущем.
Здесь уместен пример экономиста, философа, психолога Карла Маркса: когда он писал свой труд «Капитал» архетипом являлся феодально-рабовладельческий строй, так как он был в прошлом, стереотипом – капитализм, идеалом же являлось переход капитализма в социализм путём революции. Этот идеал стал стереотипом уже после смерти Маркса.
      Ценности людей, как я сказал выше меняются, но не только с точки зрения радикальных перемен в психологии и сознании индивида, но и от его деятельности в жизни: например люди (большая часть людей) у которых деятельность связана с социальным вращением и частым появлением на публике стремятся быть молодыми как правило по возможности очень долгое время, так как это обеспечивает их привлекательность и вместе с этим социальный успех.
      С точки зрения крупных объединений, компаний, концернов, холдингов, сейчас одна из главных ценностей, это способность к инновациям, так как они обеспечивают конкурентоспособность фирм в борьбе друг с другом, ведь по сути рынка свободной конкуренции нет, потому что у разных фирм с момента развития появляются разные возможности, и фирма лидер может поглощать остальные фирмы в отрасли, таким образом будет идти преобразование в монополистическую конкуренцию, позже в олигополию, а на последнем этапе в монополию, поэтому инновации важны для фирм, особенно в развитых странах.
      Также в рекламной деятельности ценности человека связаны очень сильно. Например торговые марки со временем приобретают эмоциональную ценность, которая зачатую превосходит стоимость марки.
      Систему ценностей составляют: духовные ценности, моральные ценности, общение с людьми (когда ты дорожишь общением с ними), культурные ценности ( музыкальные предпочтения, литература, философия, кино, архитектура, живопись, которые играют важную роль в развитии человека).
      Есть также ценности истинные и ложные: истинные это то что человек унесёт с собой в другую жизнь, ложные это те на наш взгляд которые после смерти человека исчезнут. Хотя по сути смерть это понятие спорное, и её можно рассмотреть с разных сторон: с точки зрения изменения физического объёма смерть распространяется только на него, человеческая душа просто меняет свой облик  - это и называется смертью, но у самой души нет смерти, она вечна, только в других телах. Тела – это временные саркофаги для хранения нашей души, но они начинают со временем устаревать и требуется изменение внешности, но не внутренней оболочки. Для многих как раз и является базовой и главной жизненной ценностью поменять саркофаг с чистой душой.
      Духовные ценности это несомненно религия, мировоззрение. Человек по словам Людвига Фейербаха сам себе сделал Бога, а Бог не сделал его, и можно с этим отчасти согласиться, ведь если бы Бог сделал людей, они бы молились Единому Богу,  а ведь разные люди поклоняются разным Богам, в зависимости от религии. Например у христиан – Иисус Христос, мусульман – Мухаммед и так далее. К сожалению в духовных ценностях возникает проблема нетолерантности относительно друг друга, что приводят к конфликтам как между религиями (христианство и мусульманство), так и к столкновениям внутри верований (католики и протестанты в христианстве, сунниты и шииты в мусульманстве).
      Культурные ценности по мнению автора, связаны с психологическим аспектом и приходят в процессе жизни человека, и не передаются на генном уровне, ведь если бы всё передавалось по поколениям аналогично, то не было бы прогресса ни в пассивном уровне, ни в активном, все бы слушали одно и тоже, наблюдали те же самые картины, и был бы регресс человечества в общем.
      Также есть в системе ценностей и семейные ценности, это например воспитание подрастающего поколения, с которым имеется общая кровная связь, передача идей поколению, ведь по сути задача каждого человека в своей жизни научиться у других, анализировать, делать выводы, запастись знаниями, выделить нужную информацию, точки зрения и обучить своим взглядам молодое поколение, и тогда твои идеи если будут правильно приняты обретут бессмертие.
      Также есть ценности общества, это поведение в нём, ведь если например поведение индивида будет отличаться в каком-то пространстве от поведения группы людей, то оно будет странным, неприемлимым, и выражаясь социологически грамотно – девиантным, то есть уклоняющимся от нормы. Выбор места жительства позволяет людям избрать нормы, которые будут характерны для их восприятия.
      Также существуют основные ценности, такие как мораль, которая стала уже была при первобытно-общинном строе, этика – это моральный выбор, вопросы добра и зла. Как написал Солженицын в произведении «Архипелаг ГУЛАГ», добро и зло находятся в гармонии друг с другом, добро не может победить зло, зло не может победить добро. Фигурально выражаясь, можно сказать пятьдесят на пятьдесят.
      Существует ценность отношений, которая затрагивает психологические, любовные, сексуальные аспекты, порой человек не может разобраться: любит ли он человека или это просто влюблённость и влечение к нему, которое выражается заботой? И что такое вообще любовь? Эти вопросы сложны и риторичны, входящие как раз в ценность отношений. Есть определённые психотипы в отношениях, например разрушающий, когда человек начинает навязывать свою волю, упрекать и попрекать партнёра, что может привести к нравственному его разрушению и разложению,  а есть наоборот более толерантный, есть поддерживающий, который не упрекает партнёра, а наоборот помогает ему в преодолении трудностей на жизненном пути. Ценности отношений влияют и на семейные ценности, на подрастающее поколение (есть даже психологический пример: стоит посмотреть как мама твоей девушки общается с папой, так возможно и твоя девушка будет обращаться с тобой). Но конечно это не аксиома.
      Есть ценность знания, когда человек стремится к познанию Мира, читает книги, смотрит соответствующие передачи, слушает выступления учёных и специалистов по дифференцированной тематике. Это способствует более чёткому взгляду на происходящее, анализу решений и применению быстрых и своевременных ходов в чрезвычайных ситуациях на жизненном пути.     Политические ценности – это предпочтения в той или ином виде государственного устройства. В политических ценностях человек как правило стремится к более справедливому и прогрессивному обществу, которая сделает жизнь народа лучше (пример Карла Маркса и социализма). Есть этические ценности, например удовольствие, представляющее душевное удовлетворение чем либо. 
      К социальным ценностям общества можно отнести например ценности которые характерны для определённого этноса, в зависимости от традиций, культуры, религии, мировоззрения, государственного устройства.
      В заключении отметим что у разных людей ценности разные, и на мой взгляд даже базовые ценности передающиеся на генном уровне склонны к изменениям в процессе жизни человека. Самое главное в этой жизни просто оставаться человеком.
               



                Владимир Курбалиев