Развитие инвестиционной теории экономическими школ

Владимир Курбалиев
Теоретические проблемы, связанные с ролью инвес¬тиций в экономическом процессе и формированием необ¬ходимых условий и механизмов инвестиционной деятель¬ности издавна интересовали экономистов. Как объект научного анализа инвестиции формируют особую систему теоретических знаний, интегрирующую выводы инвести¬ционных теорий многих поколений ученых. Глубокий ге¬незис теории инвестиций связан с научными постулатами практически всех школ и течений экономической мысли.
      Для начала определимся с тем, что же подразумевается под термином «инвестиции». Практически в любом словаре инвестиции (от лат. investio — одеваю) — это долгосрочные вложения капитала в отрасли экономики внутри страны или за границей с целью получения дохода.
      Известные из истории экономической мысли первые попытки осмыслить сущность инвестиций и их роль в общественном экономическом процессе связаны с именами античных исследователей Платона и Аристотеля. Их подходы к рассмотрению инвестиций тесно увязывались с функциями денег в обществе, способами и целями их накопления и использования. Хотя эти попытки теоретического осмысления сущности инвестиций носили отрывочный, несистемный характер, в процессе дальнейшей эволюции экономической мысли они получали все более развернутое концептуальное развитие в работах последующих экономистов.
      Начальный этап формирования основных принципов инвестиционной теории связывается обычно с парадигмой экономического анализа школы меркантилистов, среди которых наиболее заметную роль играли теоретические подходы Т. Манна, Д. Юма, Ж. Кольбера.Ведущие принципы их научного мировоззрения в области инвестиционной теории определяли прежде всего источники формирования инвестиционных ресурсов. Смешивая понятие капитала и денег, они рассматривали последние как исключительный источник инвестиционных ресурсов, обеспечивающих наращение объемов торговой и производственной деятельности. Меркантилисты первые обосновали необходимость государственного регулирования условий, обеспечивающих формирование инвестиционных ресурсов и приток в страну иностранных инвестиций. Согласно их научным воззрениям для обеспечения притока денег государству следовало проводить активную протекционистскую политику в области международной торговли, добиваясь положительного сальдо своего торгового баланса. Рост денежных накоплений при одновременном снижении их стоимости являлись, по их мнению, главным фактором стимулирования деятельности, связанной с капиталом, у  предпринимателей и прямых государственных инвестиций в наиболее значимые структуроформирующие отрасли экономики. Однако, вполне правомерно рассматривая деньги как важнейшее средство для развития отечественной промышленности и торговли, меркантилисты тем не менее не придавали значения привлечению в национальную экономику заграничных инвестиций.
      Определенное развитие инвестиционной теории связано с представителями экономической школы физиократов — Ф. Кенэ, Ж. Тюрго. Их подход к источникам формирования инвестиционных ресурсов и объектам инвестирования был акцентирован в основном на земледельческом производстве (а не на торговле, как у меркантилистов). Оно согласно их концепции было единственным источником формирования положительного значения суммы прибыли, часть которой использовалась как инвестиционный ресурс. Соответственно приоритетной инвестиционной политикой государства и отдельных предпринимателей они считали вложение средств в развитие сельскохозяйственного сектора экономики. Физиократы первые заложили основы разделения инвестируемого капитала на основной и оборотный («История экономических учений» - М.Г.Покидченко, И.Г. Чаплыгина). Кроме того, в соответствии с их инвестиционной теорией для эффективного развития сельскохозяйственного сектора экономики, формирующего основную часть инвестиционных ресурсов, государству следовало установить единый налог на использование земли (невзирая на ренту). И наконец, представители этой школы настаивали на отказе от осуществления государством протекционистской торговой и инвестиционной политики.
      Представители  школы КЭ— в первую очередь А. Смит и Д. Рикардо, а также Дж. Милль, Ж.-Б. Сэй, Т. Мальтус, — серьезно углубили исследование сущности инвестиций по всем основным их аспектам, и первые сформулировали важнейшие параметры инвестиционной модели общества. Основным объектом их исследования было промышленное производство. Экономистами этой школы впервые было четко разграничено понятие денег и капитала, определена роль накопления капитала в формировании инвестиционных ресурсов, рассмотрена роль кредитных денег в развитии инвестиций. В рамках этой школы была доказана объективность процесса снижения нормы доходности инвестируемого капитала по мере увеличения объема его использования, выявлен механизм взаимосвязи между возрастанием объема инвестиций и экономическим ростом страны (увеличением валового национального продукта), определена сфера государственных непроизводственных инвестиций и предложена схема оптимизации распределения инвестиционных ресурсов в масштабах экономики страны, заложены основы исследования механизма международной миграции инвестиций. 
      В системе марксизма исследованию инвестиционной теории также принадлежит весомое место, хотя многие выводы этого исследования явились предметом острого критического анализа последующих экономистов. Наиболее весомым выводом инвестиционной теории марксистской школы являлось рассмотрение инвестиций как функции роста прибыли — по утверждению К. Маркса спрос на инвестиции будет поддерживаться, а накопленный капитал инвестироваться в полном объеме до тех пор, пока вложенные средства будут приносить хотя бы минимальную прибыль (как исключение рассматривалась лишь высшая точка подъема экономического цикла, когда существенное падение нормы прибыли дестимулирует развитие инвестиционного процесса, т.к. уменьшает возможности сбережения инвестиционного дохода). Вместе с тем, вариации нормы инвестиционной прибыли (кроме приведенного исключения) по его мнению практически не влияют на интенсивность инвестиционного процесса, т.к. погоня за прибылью в любом ее объеме является для капиталиста самоцелью и он инвестирует свой капитал из соображений престижа и в силу своего социального статуса. Выдвигая в качестве основного регулятора инвестированной активности прибыль, получаемую капиталистом, он игнорировал, однако влияние на инвестиционный процесс других факторов, в частности, ставки ссудного процента.
      Позитивным вкладом марксистской школы в теорию инвестиций следует считать разработанные ею положения о роли инновационных инвестиций в экономическом прогрессе общества и преодолении негативного воздействия ряда экономических факторов. В соответствии с выводами марксистского учения масштабное осуществление инновационных инвестиций, с одной стороны, позволяет в определенной мере преодолевать ограниченность факторов производства, а с другой, — существенно снижать действие закона снижения доходности инвестируемого капитала. Инновационное инвестирование, результатом которого является внедрение в производство новой техники и технологии, в соответствии с марксистской инвестиционной теорией является важным средством активного формирования конкурентных преимуществ.
      Вместе с тем следует отметить, что инвестиционная доктрина марксистской школы, как и вся парадигма марксистского экономического анализа, отличалась чрезмерной политизацией и ее выводы рассматривались сквозь призму непримиримых противоречий между классами капиталистов и наемных рабочих.
      Значительный прогресс в развитии теории инвестиций связан с исследованиями маржиналистов, в частности, С. Джевонса, К, Менгера, Е. Бем-Баверка, Ф. Визера, Л. Вальраса, Дж. Кларка. Основу их экономической парадигмы составляла теория предельной полезности, разработка которой оценивается экономистами как революционная. В свете этой парадигмы маржиналисты основное внимание в своих исследованиях сосредоточили на микроэкономическом инвестиционном анализе. Используя предельный метод экономического анализа маржиналисты выявили систему важнейших факторов, влияющих на спрос и предложение инвестиционных ресурсов и инвестиционных товаров, количественно определили формы взаимодействия инвестируемого капитала с другими факторами производства, ввели в экономический арсенал понятия "предельной полезности инвестиционных товаров" и "предельной производительности инвестируемого капитала", разработали ряд известных математических моделей инвестиционного процесса предприятий, позволивших широко использовать выводы их инвестиционной теории в хозяйственной практике отдельных инвесторов.
      Кардинальный поворот к макроэкономической инвестиционной теории был предпринят представителями этого направления экономической мысли, Д. Кейнсом и его многочисленными последователями. Выводы исследований кейнсианцев внесли революционные изменения в предшествующие инвестиционные доктрины и инвестиционную модель общества. Зарождение кейнсианства было предопределено Великой депрессией 30-х годов XX века, которая полностью опровергла выводы представителей классической теории о саморегулировании капиталистической экономики. Парадигма кейнсианства базируется на выводе о необходимости государственного регулирования основных параметров экономического развития общества, активного формирования условий привлечения инвестиций для обеспечения экономического роста.
      Принципиально новая инвестиционная теория кейнсианства, не отрицая в целом принципы рыночной саморегуляции, основной упор делала на регулировании инвестиционного процесса за счет активной целенаправленной фискальной и кредитной политики. В свою очередь, инвестиционная деятельность должна была выступать важнейшим механизмом влияния на размер валового национального продукта, характер занятости населения и уровень инфляции. Кейнс один из первых исследовал систему взаимосвязей между важнейшими макроэкономическими показателями — национальным доходом, потреблением и сбережением, накоплением капитала и инвестициями, инвестициями и безработицей, воздействуя на которые государство могло бы обеспечивать равновесие социально-экономической системы в условиях рынка. В процессе этих исследований он ввел в научный оборот понятия предельной склонности к потреблению и сбережению, склонность к инвестированию, предпочтение ликвидности, инвестиционный мультипликатор и другие.
      Определенное влияние на теорию инвестиций, в частности, на механизм регулирования объемов инвестиционных потоков, оказали научные положения монетаристского направления экономической мысли, самым ярким представителем которых является М. Фридман. Инвестиционные процессы и механизмы их регулирования монетаристы рассматривали исключительно под призмой денежно-кредитной политики государства и денежного оборота в стране. Количество денег в обращении в соответствии с инвестиционной теорией монетаристов существенным образом воздействует на уровень цен на инвестиционные ресурсы и инвестиционные товары, темпы накопления капитала как инвестиционного ресурса и инвестиционную активность отдельных субъектов хозяйствования. Соответственно их воззрениям вся система государственного регулирования экономики, и в частности, инвестиционных процессов в стране, должна быть сосредоточена на регулировании параметров денежного оборота — объема денежной массы, скорости ее обращения, кредитной и денежной эмиссии, темпов инфляции и т.п.
      В формировании теорий инвестиций определенное место занимают представители институционализма, в частности Т. Веблен, Дж. Коммонс, и другие современные исследователи. Особенности их подхода заключаются в предложенной методологии анализа инвестиционных процессов, которая выходит за рамки чисто экономических проблем и методов и существенно дополняется проблемами политическими, социальными, экономическими, технологическими, правовыми и другими. При этом институциализм базируется не на единых принципах и методологии инвестиционного анализа, а использует подходы различных научных дисциплин, которые существенно различаются между собой. Соответственно инвестиционный анализ институционального направления носит не системный, а взаимодополняющий характер, рассматривающий отдельные стороны инвестиционного процесса. Подходы представителей институциализма к теории инвестиций значительно обогатили методологический аппарат инвестиционного анализа, существенно повысив его комплексность с учетом задач развития общества в целом и отдельных субъектов хозяйствования.
      Надо упомянуть о вкладе Гарри Марковица и Джеймса Тоббина, чьи труды лежат в основе формирования эффективного портфеля. Они предложили матричный подход к планированию доходности инвестиционного портфеля.

Заключение

Вплоть до сегодняшнего дня теория инвестиций не перестает развиваться. Усложняется структура инвестиций, подходы к инвестированию, создаются различные методы оценки и сравнения инвестиционных проектов. И это неудивительно. Инвестиции в современном мире определяют рост экономики, дают возможность более гибкого регулирования цен на продукцию, играют исключительно важную роль для обеспечения нормального функционирования предприятия, стабильного финансового состояния и максимизации прибыли, помогают выжить в жесткой конкурентной борьбе, как на внутреннем, так и на внешнем рынке.



                Владимир Курбалиев