Извините, что я вас застала. Рина Зелёная

Ирина Муратова
Рина Зелёная… Великая комедийная актриса. Мастер эпизодических и маленьких ролей в кино, автор потрясающих юмористических рассказов и стихов о детях и для детей, автор сценария легендарной кинокомедии режиссера Т.Н.Лукашевич «Подкидыш» (сценарий написан в соавторстве с Агнией Барто), эта маленькая женщина – целая эпоха, она свидетельница культурной жизни нашей страны в ХХ-ом веке.
 
С кем только ни сталкивала её жизнь! С какими колоссами театра, кинематографа, литературы! Какое разнообразие лиц! И каких лиц! Здесь В.Маяковский, С.Есенин, А.М.Горький, Н.Островский, Л.Орлова, Г.Александров, Ф.Раневская, Р.Плятт, М.Алигер, В.Инбер, А.Барто, К.Чуковский … невозможно перечислить – практически вся культурная Москва, Ленинград, Одесса... Рина Зелёная пожизненно стремилась дарить людям исключительную радость, так как самое важное свойство настоящего разумного человека, считала она, - быть оптимистом, невзирая ни на какие перипетии судьбы. В ней жила вера огромной силы: несмотря ни на какие превратности жизни, всё равно «всё будет хорошо». Когда в Москве открывался Театр Сатиры, её первой пригласили служить там. Появление актрисы на сцене всегда вызывало улыбку - зрители замирали в предвкушении смешного.
Наше повествование - несколько эпизодов из жизни незабываемой актрисы, действительной звезды юмора и неподдельно доброго отношения к окружающим её людям.
 
Настоящее имя актрисы – Екатерина Васильевна Зелёная. Как видите, «Рина» - это сокращение полного имени, которым называли её домашние и которое так и осталось вторым именем, а заодно сценическим псевдонимом. Люди очень часто интересовались фамилий актрисы – Зелёная: одни спрашивали, почему она выбрала такой псевдоним, а другие говорили, что Рина родилась в Одессе и что она дочь одесского градоначальника Зелёного. Рине Васильевне приходилось отказываться от навязываемого ей родства, потому что у неё был свой отец, «хотя и не генерал», - говорила артистка.

Отец рассказывал ей, уже в старости, что в годы революции он был куда-то вызван, дабы уточнить обстоятельства его деятельности как градоначальника Одессы и узнать, почему он не указывает этого факта в анкетах. Отец сообщил, что никогда не бывал в Одессе до революции и ему не привелось быть градоначальником.
- Как вы можете это доказать? – спросили его.
- Может быть, доказательством служит то, - ответил со свойственным ему юмором Василий Зелёный, - что одесский градоначальник Зелёный давно умер, а я чувствую себя прекрасно.

Рина Васильевна Зелёная была несравненной юмористкой. В её воспоминаниях можно прочитать о разных-разных ситуациях, которые пропитаны смачным юмором. Например, если она звонила человеку по телефону, то начинала телефонный разговор с придуманной ею феноменальной фразы: «Извините, что я вас застала». Она вообще любила изобретать всякие неожиданные фразочки «по случаю». Многие из них уходили «в народ» и становились, как она говорила, «местами общего пользования»: «У меня от вас каждую минуту разрыв сердца делается» или «Такие губы сейчас не носят». Её реакция на происходящее всегда была неожиданна, юмор – неподражаем.

Василий Ливанов, советский артист, сыгравший в известнейшем сериале роль Шерлока Холмса, знавший, кстати, Рину Зелёную с детства, рассказывал об интересных «выкидонах» актрисы. Сериал «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» снимался на киностудии «Ленфильм», актеры-москвичи жили в гостинице. Как-то Рина позвонила ему из своего номера, чтобы узнать, какая сцена намечена к завтрашнему дню? Ливанов ответил, что не знает, никто ничего ему не сообщал. «В этой группе, - ответила Рина Зелёная, - ничего никому никогда не говорят. Пора брать «языка».
 
Однажды они вместе с ним же, В.Ливановым, после запозднившейся съёмки спешили на вокзал к московскому поезду. Маленький студийный автобус мчался по пустому Невскому проспекту, прихваченному ледком. Ливанов сидел спиной к водителю, а Рина устроилась в самом конце салона, напротив прохода. Вдруг из переулка вылетело такси и ударило автобус в бок. Удар был настолько сильный, что Рину выбросило из сиденья, она пролетела через весь автобус и рухнула на колени к Ливанову, обхватив его голову руками! И что она в этот момент выкрикнула??? «Спокуха – я с вами!»

Первое издание своей книги-воспоминаний «Разрозненные страницы» Рина Зелёная подписала именно Василию Ливанову: «Всё в порядке, мистер Шерлок Холмс? Рина Зелёная. ХХ век».
 
У Рины Зелёной были младший брат и сестры, младшая - Зина. Дети в Ташкентском доме, где прошло их детство, не имели детской комнаты: старшая сестра помещалась отдельно, брат спал в столовой, а Рина с Зиной – в комнате родителей. «Когда мы ложились спать, - вспоминает Рина, - а взрослые шумели в столовой, я говорила ей:
- Пойди закрой дверь!
Она возражала:
- Ведь тебе ближе! Закрой сама!
Я вставала и шла от своей кровати к двери, меряя шагами расстояние. Потом считала шаги от двери до её кровати. Потом ложилась и говорила:
- От тебя на два шага ближе. Закрывай дверь! ..»

Однажды с маленькой Риной случилось вот что. В Ташкенте летом - страшная жара. Стоял обычный июльский день. Рина сидит в тени огромной акации, но не под ней, а на ней, довольно высоко над землёй – здесь «гнездо, как у обезьяны», доска прочно лежит на раздвоенном стволе. Сидит и читает – никто её здесь не найдет! Время обеда. Слышит и не слышит, кажется, зовут! Наверное, давно ищут. Уже грозно кричат: «Катерина!» Надо скорее спускаться с дерева, а это слишком долго. Да ещё встречаются опасные места на дереве, с большими дистанциями между ветками, и кора шершавая, больно царапается.

Но есть более скорый способ: по толстой ветке пролезть вперёд и спрыгнуть на железную крышу, по ней бегом, а потом ещё кусок крыши пониже – пробежать до ворот, лечь на живот, сползти на ворота, встать на большущий засов и спрыгнуть на землю прямо около двери своей квартиры.
Ползёт Катерина по ветке вперёд, вот она над крышей, прыгает и … попадает босыми ногами на раскалённое солнцем железо! Рина ужасно кричит и бежит вперёд, бежит и орёт что есть мочи, как сумасшедшая! Горячее железо огнём жжёт ноги, но ведь надо бежать – только в этом спасение.
Все выскочили на детский крик из помещений во двор, что-то ей кричат, но помочь никак нельзя! Рина добегает до ворот и летит вниз на множество подставленных рук. Как говорится: ох уж, эти детки!

Рина Зелёная в свое время была хорошо знакома с В.В.Маяковским, оказывается, отличным игроком в бильярд, знатоком этого дела. Как-то раз Рина выиграла у него игру, а условия Маяковский ставил жёсткие (шутить изволил): если побеждает он, то все присутствующие ставят ему по бутылке вина, если выигрывает Рина - он всем по бутылке. Выиграла Рина. Интересно, снабдил ли Маяковский присутствующих вином? Неизвестно.
 
В.В.Маяковский смотрел спектакли Театра Сатиры очень редко. В одной из программ театра был номер «Московские куплеты». Пели Б.Тенин, Л.Миров и Рина Зелёная. Один из смешных куплетов имел содержание: «Тротуар дрожит московский, Шум и гром кругом идёт, - То проходит Маяковский, себе памятник несёт», - на что Маяковский, услышав однажды, улыбнулся.
Потом случилась горькая ситуация. Актёры поднимались по ступенькам на сцену и Б.Тенин уже открыл дверь, но вдруг кто-то схватил Р.Зелёную и Л.Мирова за руки и успел громким шёпотом крикнуть: «Пусть Тенин не поёт куплет о Маяковском! Ни в коем случае!» Однако было поздно – Тенин поднялся на сцену и шёпота не слышал. Куплет о Маяковском был им спет, и актеры продолжили танцевать, не понимая, почему последовал запрет. Дело в том, что Владимира Маяковского в тот момент уже не было в живых! Все трое узнали об этом, только когда сошли со сцены. Шёл день 14 апреля 1930г.
 
«…Стояла огромная толпа на улице Воровского, где Союз писателей. Ворота закрыты. Дежурит милиция. Проходят люди по пропускам. Я стояла и ждала, не знаю чего. Потом кто-то взял меня за руку и повёл по дороге мимо круглой клумбы к дому и по лестнице. Я вошла и стала плакать. Сначала у гроба, потом забилась в угол, там, где была маленькая сцена, и больше ничего не видела. Я плакала все время. Вместо того чтобы слушать всех, … запомнить все слова…, я сидела лицом к стене и плакала страшно долго», - таковы воспоминания Рины Зелёной о своих чувствах в связи со смертью Маяковского, очень его ценившей и любившей.

Рина Зелёная часто оказывалась в числе актеров, которых приглашали на встречи в дом к известным, прославленным литераторам. Так она попала в квартиру к уже совсем больному, прикованному к постели Николаю Островскому, а А.М.Горький лично (через Крючкова) пригласил «эту Рину Зелёную», желая посмотреть на неё.

«…и вдруг входит в столовую Алексей Максимович и протягивает мне руку и говорит:
- Здравствуйте, Рина.
Трудно поверить: ведь с тех пор, как я научилась читать, я видела его портрет среди других – Некрасов, Толстой, Чехов. У моих родителей в шкафу за стеклом стояли классики …», - пишет она в воспоминаниях.
Входит Горький… Это всё равно если бы вдруг вошёл Достоевский или Лермонтов!.. Сидят за столом, разговаривают, пьют чай… Горький попросил Рину рассказать, «что она читает о детях?» Собрав все актерское самообладание, она стала читать писателю свои крохотные новеллы – первые записи о детях. Горький слушал внимательно и растроганно. Он смеялся от души, и несколько раз на его голубые глаза навертывались слёзы. Писатель удивлялся, что ни разу не слышал Рину на сцене, хотя бывал на концертах.
 
Рина Зелёная признавалась, что когда читала в детстве сказки, то твёрдо верила в существование фей и волшебников. И у неё всегда по жизни было заготовлено в голове три желания, чтобы не растеряться на случай, когда спросят о них внезапно, – была полная уверенность, что когда-нибудь прилетит к ней знакомая фея, чтобы исполнить заветные желания. Но при беседе с А.М.Горьким произошло не так, как в сказке. Горький спросил: «Ну, Рина, скажите-ка мне, что же я могу для вас сделать хорошего?» Рина же ответила «как простодушная сказочная дурочка», что у неё все хорошо и что ей ничего не надо. «А как раз в это время было много непреодолимо ужасного: театр выгоняли из Дома печати…; мы с мамой и сестрой ютились в какой-то полуподвальной комнатёнке; а ещё были временные затруднения с едой, в магазине нечего было купить, все шли в торгсин, сдавали разное серебро или золото и получали талоны на продукты, а у нашей мамы ничего быть не могло», - так пишет Р.Зелёная.

Рина Васильевна Зелёная вышла замуж за архитектора Константина Тихоновича Топуридзе. Все, близко знавшие архитектора, считали, что он был просто ходячей энциклопедией. И.Э.Грабарь говорил о Топуридзе: «Когда я зову старейших на совещание, всегда приглашаю Константина Тихоновича. Он настоящий энциклопедист». Характер у Топуридзе, как отмечала Рина Зелёная, просто ужасный: доброта соседствовала со страшной вспыльчивостью, гнев и даже ярость – с беззащитностью. Кто-то должен был в корне сломать себя, и это пришлось сделать, конечно, женщине.

 Если случалось ему обижать Рину, она могла биться головой о стенку – муж бы и в сторону её не посмотрел. А через несколько часов мог подойти и сказать: "Ну, хорошо, я тебя прощаю".
Они никогда не расставались, кроме служебных командировок. Когда Рина уезжала на гастроли, он ей говорил: "Чтобы каждый день было письмо. Читать я его, может быть, не буду, но чтобы оно лежало у меня на столе".
И она, при всем отвращении к писанию писем, писала-таки ежедневно, зная, что ему это нужно.


«И вот так, как человек никогда не может привыкнуть к прекрасному зрелищу, видя перед окном море.., так я всю жизнь, каждый день ощущала счастье… Сентиментальности ни у меня, ни у него не было никогда. Можно было иногда за целый день не сказать друг другу ни слова, если он работал или я была занята, - это не имело никакого значения. Во всем свете нельзя было найти человека, который был бы более нужен и важен. Среди дня я могла подойти и принести ему стакан воды. Он пил, даже не удивляясь, почему я догадалась, что он хочет пить. Я знала, что я самый счастливый человек на свете. Боже мой! Какое количество бед, огорчений, неудач, оскорблений мы перенесли в нашей жизни! И каждый день, зная, что я увижу его, я радовалась заново. Мы всегда ходили, как дураки, держась за руки», - признавалась счастливая женщина!
 
Писатель, сценарист, киновед Виктор Борисович Шкловский сказал ей в письме: «Я хочу выразить свою радость от появления художественного образа, появления того, что может вытащить человека из непонятнейшей каши жизни на весёлую тропу самопонимания. Вы – Рина Зелёная, Вы – великая актриса».
 
1 апреля 1991 Рине Зелёной присвоили было звание Народной артистки СССР. Однако буквально через несколько часов после указа президента великая актриса скончалась. Награждение отозвали.
Факт оставим без комментариев...

2021г.