В эти дни

Марк Олдворчун
В ЭТИ ДНИ.
     Церковь в эти дни Великого Поста вспоминает св. Иоанна Лествичника, – автора книги, которая считается  лучшим «путеводителем»  по христианской жизни.
      А также  недавно прославляла   Алексея – человека Божьего, «Юродивого Христа ради». И каждый раз у меня по этому поводу  «преткновения».  Я прочитал все доступные мне материалы по этому поводу,  все доводы, оправдания и разъяснения, и не встретил ни одного убедительного.
   Не в том суть, – было ли так, как повествуется, или не совсем так, или не было вообще, – а в том, какое  значение придаёт Церковь этому рассказу из Предания.
      Считается, что Бог призвал Алексея к такому служению, и дело вовсе не в этом, –  Бог призывал многих, и по-разному, начиная с Авраама, –  пророков, подвижников,  ап. Павла.
    А в том, что, как гласит Предание,  святой Алексей  оставил свою невесту на всю жизнь «соломенной вдовой», обрёк на страдания своих родителей, (кстати, как сказано, добрых и благочестивых христиан), безутешно оплакивающих «без вести пропавшего» сына, а потом, живя рядом с ними в качестве неузнанного нищего,  наблюдал их слёзы.  И в письме открыл им истину уже после своей смерти,  чем ещё больше усугубил их боль. Лучше уж оставил бы их в неведении. Немыслимая жестокость!
     И, (главное), – по мнению Церкви,  всё это он проделал для их же наивысшего блага, для их ещё большего «возрастания» к Богу. Кстати, не предоставив им личной «свободы выбора», также декларируемой Церковью.
     Встретилась и такое разъяснение: –  видя их мучения и сострадая им, он этим  чувством сострадания также и свою душу ещё более возвышал. Т. е, –  «приближался ко Христу» .  Но – «за их счёт»?!  Как Вам –  такая версия? И за это – прославляется?
     Ещё писали, что  родители возрадовались   тому, что их сын был настолько боголюбив, и возблагодарили  его за эту радость. Тоже – не очень убедительно
 
    А  вот - пример из жизни. Лет пять тому назад застрелился больной раком отставной адмирал флота, чтобы прекратить невыносимые страдания свои и своих близких. Тема обсуждалась в плане бездушия и формализма медицинских чиновников, у которых не могли добиться разрешения  давать ему наркотики. Я же вспомнил об этом в ином ключе.
   Довольно давно на ТВ был репортаж о форуме по эвтаназии. Проблема рассматривалась в различных аспектах, –  медицинских, юридических, религиозных. И женщина врач, онколог, заявила, что, по её мнению, больным раком на последней стадии не следует давать анальгетики, чтобы они предсмертными муками искупили свои грехи, и тем  могли облегчить свою посмертную участь. Не буду обсуждать её человеческие качества и профессиональную верность Клятве Гиппократа.  Но можно ли принять к действию сам принцип? Применять его на практике?
    А теперь  –  вопрос: чем отличается этот принцип, эта мотивация от логики Церкви, от изложенных выше  оправданий и разъяснений к биографии преподобного Алексея?
 
     Этот «частный случай» относится вообще к, проходящей лейтмотивом через всю Церковную педагогику апологии страданий, когда-то поразившей и ужаснувшей меня в первых главах «Лествицы»,  которую я стал читать с рвением и доверием неофита. Там описаны обычаи и правила  одного из монастырей.  «Монах считал прожитый день потерянным, если никто из братии не оскорбил или не  ударил его». И это ещё – не самое страшное из тамошних «картин».  Я тогда подумал: – «Если это – только первая ступень, каковы же будут следующие!»   
    В жизнеописании преподобного  тоже написано;  «Слуги всячески унижали Алексея, чему тот был несказанно рад».  Это обстоятельство, а также его отношение к близким, «в миру» дали бы основание врачу-психиатру для диагноза: – «Садомазохизм».  А  что, если «...Христа ради», то всё – иначе?

     Известный проповедник Константин Корепанов в назидательной  лекции на православном ТВ-канале рассказал историю о том,  как в некоем  монастыре  игумен постоянно избивал инока, чтобы воспитать в нём смирение. И, наконец, забил насмерть.  Убитый  явился убийце во сне и сообщил, что простил его. Тот раскаялся, – и, таким образом, оба спаслись. Так и осталось непонятным, –  какой  предлагается вывод  из  повествования,  этот  ли путь ко Спасению  тоже рекомендован  благочестивым  христианам?  У телевизора не спросишь.

    Вот слова св. Паисия Святогорца (Афонского): – «Если у человека всё в порядке, ему следовало бы испросить для себя какую-нибудь болезнь» 
(С любовью и болью о современном человеке)
   А вот, что пишет св. Феофан Затворник: –  «Когда человек заболевает,  это хорошо, потому что  него уже не остаётся сил, чтобы грешить, и он обращаются к размышлениям о своих грехах, об исправлении жизни».
 (О покаянии)
   Как можно возражать таким «Столпам Церкви»?  Но и согласиться – не получается. Когда человек заболевает, его мысли обращаются к тому, как бы ему выздороветь, чтобы у него опять стало «всё в порядке». Не так ли?

  Примеры «навскидку», из множества подобных. «Помилуй нас, Господи, всякого бо ответа недоумеющи!»  Это – слова молитвы.
Но, если, как признано, «Бог непостижим», то смысл Церковных установок и назиданий должен быть доступен  постижению и пониманию.
Не так ли?