В ЭТИ ДНИ.
Церковь в эти дни Великого Поста вспоминает св. Иоанна Лествичника, – автора книги, которая считается лучшим «путеводителем» по христианской жизни.
А также недавно прославляла Алексея – человека Божьего, «Юродивого Христа ради». И каждый раз у меня по этому поводу «преткновения». Я прочитал все доступные мне материалы по этому поводу, все доводы, оправдания и разъяснения, и не встретил ни одного убедительного.
Не в том суть, – было ли так, как повествуется, или не совсем так, или не было вообще, – а в том, какое значение придаёт Церковь этому рассказу из Предания.
Считается, что Бог призвал Алексея к такому служению, и дело вовсе не в этом, – Бог призывал многих, и по-разному, начиная с Авраама, – пророков, подвижников, ап. Павла.
А в том, что, как гласит Предание, святой Алексей оставил свою невесту на всю жизнь «соломенной вдовой», обрёк на страдания своих родителей, (кстати, как сказано, добрых и благочестивых христиан), безутешно оплакивающих «без вести пропавшего» сына, а потом, живя рядом с ними в качестве неузнанного нищего, наблюдал их слёзы. И в письме открыл им истину уже после своей смерти, чем ещё больше усугубил их боль. Лучше уж оставил бы их в неведении. Немыслимая жестокость!
И, (главное), – по мнению Церкви, всё это он проделал для их же наивысшего блага, для их ещё большего «возрастания» к Богу. Кстати, не предоставив им личной «свободы выбора», также декларируемой Церковью.
Встретилась и такое разъяснение: – видя их мучения и сострадая им, он этим чувством сострадания также и свою душу ещё более возвышал. Т. е, – «приближался ко Христу» . Но – «за их счёт»?! Как Вам – такая версия? И за это – прославляется?
Ещё писали, что родители возрадовались тому, что их сын был настолько боголюбив, и возблагодарили его за эту радость. Тоже – не очень убедительно
А вот - пример из жизни. Лет пять тому назад застрелился больной раком отставной адмирал флота, чтобы прекратить невыносимые страдания свои и своих близких. Тема обсуждалась в плане бездушия и формализма медицинских чиновников, у которых не могли добиться разрешения давать ему наркотики. Я же вспомнил об этом в ином ключе.
Довольно давно на ТВ был репортаж о форуме по эвтаназии. Проблема рассматривалась в различных аспектах, – медицинских, юридических, религиозных. И женщина врач, онколог, заявила, что, по её мнению, больным раком на последней стадии не следует давать анальгетики, чтобы они предсмертными муками искупили свои грехи, и тем могли облегчить свою посмертную участь. Не буду обсуждать её человеческие качества и профессиональную верность Клятве Гиппократа. Но можно ли принять к действию сам принцип? Применять его на практике?
А теперь – вопрос: чем отличается этот принцип, эта мотивация от логики Церкви, от изложенных выше оправданий и разъяснений к биографии преподобного Алексея?
Этот «частный случай» относится вообще к, проходящей лейтмотивом через всю Церковную педагогику апологии страданий, когда-то поразившей и ужаснувшей меня в первых главах «Лествицы», которую я стал читать с рвением и доверием неофита. Там описаны обычаи и правила одного из монастырей. «Монах считал прожитый день потерянным, если никто из братии не оскорбил или не ударил его». И это ещё – не самое страшное из тамошних «картин». Я тогда подумал: – «Если это – только первая ступень, каковы же будут следующие!»
В жизнеописании преподобного тоже написано; «Слуги всячески унижали Алексея, чему тот был несказанно рад». Это обстоятельство, а также его отношение к близким, «в миру» дали бы основание врачу-психиатру для диагноза: – «Садомазохизм». А что, если «...Христа ради», то всё – иначе?
Известный проповедник Константин Корепанов в назидательной лекции на православном ТВ-канале рассказал историю о том, как в некоем монастыре игумен постоянно избивал инока, чтобы воспитать в нём смирение. И, наконец, забил насмерть. Убитый явился убийце во сне и сообщил, что простил его. Тот раскаялся, – и, таким образом, оба спаслись. Так и осталось непонятным, – какой предлагается вывод из повествования, этот ли путь ко Спасению тоже рекомендован благочестивым христианам? У телевизора не спросишь.
Вот слова св. Паисия Святогорца (Афонского): – «Если у человека всё в порядке, ему следовало бы испросить для себя какую-нибудь болезнь»
(С любовью и болью о современном человеке)
А вот, что пишет св. Феофан Затворник: – «Когда человек заболевает, это хорошо, потому что него уже не остаётся сил, чтобы грешить, и он обращаются к размышлениям о своих грехах, об исправлении жизни».
(О покаянии)
Как можно возражать таким «Столпам Церкви»? Но и согласиться – не получается. Когда человек заболевает, его мысли обращаются к тому, как бы ему выздороветь, чтобы у него опять стало «всё в порядке». Не так ли?
Примеры «навскидку», из множества подобных. «Помилуй нас, Господи, всякого бо ответа недоумеющи!» Это – слова молитвы.
Но, если, как признано, «Бог непостижим», то смысл Церковных установок и назиданий должен быть доступен постижению и пониманию.
Не так ли?