Краткая история дороссийской Украины. 1 Действие

Александр Ягольник
В двух действиях и множестве актов

Поёт хор:

Ой на горі та женці жнуть,
А попід горою
Яром-долиною
Козаки йдуть.
***
Попереду Дорошенко,
Веде своє військо,
Військо Запорізьке
Хорошенько.
***
А позаду — Сагайдачний,
Що проміняв жінку
На тютюн, на люльку,
Необачний.


Действие первое. Сагайдачный.

1618 год. Где-то под Москвой.
Сагайдачный (гетман запорожцев): - Гей, гей, на Красную площадь!
Владислав (польский королевич): - Охолонись. Я тут за престолом московским пришёл.
С: - А как же парад? Я же на своём Абрамс … на коне обещал перед Кремлём пройтись!
В: - Будет корона, будет парад.
С: - Добре. Тогда я с хлопцами пошёл посады жечь да москаликов грабить.

Несколько месяцев спустя.
В: - Гей, казаки! Повертаем до дома.
С: - А парад, а Красная площадь?
В: - Не дали корону.
С: - Як так?
В: - Мишка, что царём себя кличет, заперся в Кремле. Приступом не взять.
С: - Так в осаду его!
В: - Гроши кончились, жолнеры (солдаты, польск.) жалование требуют, голода боятся.
С: - Так чего бояться? Пройтись рейдом круг Москвы …
В: - Так кто-то уже посады пожёг, москалей распугал. Харчи из Кракова везти, что ли? Мои ещё помнят, как недавно в том же Кремле последнюю собаку доедали. Едем до дому.
С: - И ничего не прихватим?
В: - Прихватим, конечно. Четырнадцать лет мира, Смоленск и Чернигов.   
С: - А казакам что с того?
В: - Казакам 20 000 злотых.
С: - И посады погра…
В: - Пся крев! В Крым пойдёшь татар щипать.
С: - О, це добре.

В Кремле:
Михаил (Русский царь): - Здравствуй, папа!
Филарет (Патриарх Московский и всея Руси): - Какой я тебе Папа?
М: - Святейший Владыко, отче, вызволили мы вас из плена!
Ф: - Спасибо, сын мой. Ох, горе-то какое, разорение великое!
М: - Ничего, отче. Мир у нас нынче. Пожары потушим, пепелища расчистим, мужиков новых бабы нарожают. Будет и на Красной площади праздник!

2 года спустя, Москва.
Сагайдачный: - Тук, тук, це я, Конашевич, посольство вам прислал.
Михаил: - Что надо?
С: - Да так, по-дружески. Всё ж братья во Христе.
М: - Не брат ты мне.
С: - Ой, да ладно. Я на всё согласный.
М: - На что конкретно?
С: - Службу служить, татарву, турок да басурман разных вразумлять…
М: - У нас мир.
С: - ляхам перья ощипать…
М: - Через 12 лет зайдите.
С: - Что, совсем не? А в Кракове на центральной площади совместный парад…
М: - Мир у нас, мир. Нет войне.
С: - А ещё православных притесняют. Возродить надо Церковь нашу.
М: - Так ты же гетман, тебе и булаву в руки.
С: - Так-то так, да пока я татар вразумлял, казачки мои избрали другого гетмана, Бородавку. И теперь эту бородавку сковырнуть бы …
М: - Войск не дам, самим не хватает.
С: - А ещё грошей нема. Королевич-то Владислав обещал после москов… одного большого похода и денег, и вольностей казачеству, да сбрехав, дал лишь часть малую.
М: - Кинул?
С: - Ох, кинул, собака такая.
М: - Попрошу без оскорблений. Нам ещё с ним двенадцать лет в мире жить.
С: - Так как с грошами?
М: - Вот тебе триста рублей, ни в чём себе не отказывай.
С: - И на том спасибо. Так может в Краков, парадом по …
М: - Спасибо за ваше предложение. Мы рассмотрим его в установленные законом сроки.
С: - Нет, значит. Эх! Придётся мне одному Киев, мать городов руських, да веру Православную от ксёндзов да жидов защищать! Будет у нас свой митрополит, не чета вашему! (поёт, уходя) Ой-да, где мой томос? В Ерусалиме…
Филарет (выглядывая из-за двери): - Ушёл?
М: - Ушёл, отец. Еле спровадил.
Ф: - Молодец, Миша! Они ж такие. Чуть пустишь на порог, всё просят да просят… Я уж нагляделся, пока у Сигизмунда сидел. Скатертью дорога, яром-долиною!