Почему Титаник не верил в суеверия?

Николай Каланов
Из книги Каланова Николая - "Я не суеверный моряк" Путеводитель по глубинам морских суеверий" - www.kalanov.ru
https://www.litres.ru/nikolay-kalanov/

Крушение парохода «Титаник» – морская катастрофа, произошедшая в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года в северной части Атлантического океана… во время первого рейса самый большой на тот момент океанский лайнер с 2208
людьми на борту по касательной столкнулся с айсбергом и получил повреждения обшивки корпуса. Спустя 2 часа 40 минут … он полностью ушёл под воду. Катастрофа унесла жизни, по разным данным, от 1495 до 1635 человек."Из Википедии, свободная энциклопедия"

Моряки не любят вспоминать истории, связанные с кораблекрушениями и смертью людей. Гибель «Титаника» – это не только цепь непредсказуемых случайностей, но в большей степени это история халатного отношения к морской стихии, просчёты кораблестроителей и непрофессионализм экипажа несчастного судна. Однако и в этом перечне ошибок не обошлось без нарушения морских традиций и невнимательного отношения к морским суевериям.

1. Название лайнера – «Титаник» – было выбрано не случайно. По замыслу руководителей судоходной компании, назвать судно в честь героев древнегреческих мифов – титанов, которые вознамерились свергнутьбогов-олимпийцев, было хорошей рекламной идеей. Возможно, они плохо знали морские поверья, связанные с наименованием судов. Первое из них: «море не любит громких, вызывающих корабельных имён и наказывает за это».

Тем более что по легенде титаны за свою гордыню были низвергнуты богами и отравлены в Тартар. А Тартар по древнегреческой мифологии – глубочайшая бездна, находящаяся где-то на Севере. Как тут не поверить в мистику, когда «Титаник» затонул на севере Атлантики и лежит на дне океана на глубине 3750 метров!

2. Второе морское поверье, которое нарушили судовладельцы: «нельзя называть новое судно именем уже погибшего корабля». Если бы хозяева судна поинтересовались историей корабельного имени «Титаник», то они бы с удивлением узнали, что в 1898 году – за 14 лет до спуска на воду погибшего «Титаника» – американским писателем-фантастом Морганом Робертсоном была опубликована повесть «Тщетность». В повести описывается лайнер «Титан», который считался «непотопляемым» и по главным параметрам удивительно сильно походил на «Титаник». По сюжету в плавании, проходившем в апреле (!), «Титан», шедший на предельной скорости (!), около полуночи (!) столкнулся с айсбергом (!), в результате чего получил сильные повреждения правого борта (!) и затонул (!). Большинство людей, находившихся на борту, погибли, а главная причина большого количества жертв – нехватка шлюпок из-за уверенности судовладельцев в непотопляемости судна (!). В реальности с «Титаником» всё так и случилось 14 апреля 1912 года. Гибель «Титаника» показала всю сверхъестественность сходства между вымышленным сюжетом книги и реальной историей крушения. Как можно было после появления такой книги давать похожее имя судну? Возможно, те 55 человек, которые отказались от рейса и сдали свои билеты, читали эту книгу и верили в мистику корабельных имён, поэтому остались живы.

3. Как известно, лайнер «Титаник» был построен достаточно быстро – всего за 26 месяцев. Его строительство не обошлось без крови: за это время погибло восемь рабочих, а 246 человек получили травмы. Первой и, пожалуй, самой известной жертвой стал Сэмюель Скотт, которому было всего 15 лет. Предполагается, что он умер от черепно-мозговой травмы в результате падения с корабля. Доподлинно это неизвестно, ведь даже могильную плиту с его именем на кладбище Белфаста поставили лишь спустя 100 лет. После таких трагических происшествий ещё до спуска на воду за «Титаником» потянулась дурная слава. А по морским поверьям на таких судах ходить по морям – всё равно что испытывать свою судьбу.

4. Грубейшим нарушением флотских традиций стало то, что на судне вообще не проводился обряд морского крещения при спуске «Титаника» со стапеля, то есть его по-морскому не «крестили». А в начале ХХ века этот морской обряд был в моде, и практически на всех судах при спуске разбивалась бутылка шампанского, и «крёстная мать» давала имя судну. Вряд ли судовладельцы экономили на проведении этого мероприятия. Просто они не были моряками и не уважали морские традиции.


5. Следующим несоблюдением морских правил было то, что на «Титанике» перевозилась настоящая египетская мумия. В 1880-х годах во время раскопок близ Каира была обнаружена мумия прорицательницы Амен-Оту, жившей во времена правления фараона Аменхотепа IV. Мумия была приобретена каким-то коллекционером, затем перепродана другому, а тот третьему и так далее... Причём из-за неё у хозяев сразу начинались разные проблемы. Все предыдущие владельцы погибали при самых таинственных обстоятельствах, а те, кто был рядом с ней, заболевали странными болезнями.

В 1912 году американский коллекционер выкупил мумию у Британского музея и решил отправить её в Америку на «Титанике». Столь ценный груз не рискнули перевозить в трюме и разместили в помещениях прямо за капитанским мостиком лайнера. Известно, что у изголовья останков прорицательницы Амен-Оту среди драгоценностей и амулетов лежала статуэтка бога Осириса, украшенная надписью: «Восстань из праха, и взор твой сокрушит всех, кто окажется на твоём пути».

По непроверенной версии, капитан «Титаника» из любопытства приоткрыл саркофаг и взглянул в глазницы древней мумии, чем вызвал её недовольство и… древнее пророчество сбылось, накликав на корабль беду.

6. Капитан «Титаника» Эдвард Смит был опытным моряком. Он прослужил на флоте почти 40 лет и командовал такими крупными кораблями, как «Адриатик», «Маджестик», «Коптик» и «Олимпик». Безусловно, он имел большой опыт судовождения, но не был «везучим» капитаном. На многих судах, которыми он командовал, случались аварии, пожары, посадки на мель, и, конечно, моряки опасались несчастливой кармы такого начальника. Тем более что этот рейс «Титаника» был его последним плаванием перед выходом на пенсию.

7. Первый день плавания «Титаника» показал, что все недобрые знаки начали сбываться. 9 апреля 1912 года не успело судно отплыть в море, как уже на выходе из порта из-за ошибки капитана оно чуть не столкнулось с американским лайнером «Нью-Йорк». Избежать первой катастрофы удалось практически в последнюю минуту – суда разошлись на расстоянии не больше полуметра! Такие происшествия при первом выходе в море для опытных моряков – верный знак, что с судном что-то случится в дальнейшем!

8. Возможно, последним символическим предупреждением перед кораблекрушением стало то, что на судне умер пассажир – Эдвар Клаувер. Что тщательно скрывалось от экипажа и пассажиров. А через несколько часов и самого судна не стало. Смерть пассажира – всегда признак будущих неприятностей для корабля.

Интересно, что владельцы судостроительной компании «Уайт Стар Лайн» сделали выводы из трагедии с «Титаником». Впоследствии у «Титаника» появился младший брат – лайнер «Гигантик». В 1912 году он ещё только строился на верфях. Чтобы с ним подобной трагедии не произошло, в его конструкцию на ходу стали вносить изменения, но главное – ему сменили имя. Помня из древнегреческих мифов, что судьба как титанов, так и гигантов была весьма плачевна, владельцы корабля решили сменить название «Гигантик» на более патриотичное – «Британник». Что характерно, это лайнеру не помогло, и в Первую мировую войну он был потоплен немецкой субмариной.

Слово «Титаник» стало синонимом обречённых на неудачу авантюр, трусости, потрясений и приключений. Но чаще всего «Титаник» – это печальный символ непомерной человеческой гордыни.


Мои каналы в интернете
http://kalanov.ru/
https://www.litres.ru/nikolay-kalanov/
http://lit.lib.ru/k/kalanow_n_a/
http://proza.ru/avtor/kalanov
https://vk.com/kalanov2015
https://ok.ru/profile/570599594390
https://www.facebook.com/nikolay.kalanov/
https://zen.yandex.ru/kalanov
https://www.youtube.com/channel/UC9z-wa20a3lgk7MVxecesbw
http://gorizont.moscow/kalanov-nikolaj-aleksandrovich
https://rutube.ru/channel/26768920/
https://www.facebook.com/groups/sea.literature/people
https://ru.wikipedia.org/iki/,_
Подписывайтесь на мой канал  Каланова Николая - https://zen.yandex.ru/kalanov