Кладбище в Комарово. Часть пятая

Сергей Рябцев
В 1969 году на экраны нашей страны вышел замечательный художественный фильм «Старая, старая сказка», снятый по мотивам произведений Ганса Христиана Андерсена. Главные роли в фильме исполнили: Олег Даль – Сказочник и Солдат, Марина Неёлова – Дочь Трактирщика и Принцесса. Это был её дебют в кино. Почему такие разноплановые роли достались актёрам? Ответ очень прост, в фильме они играли сказку и реальную жизнь.

- А я ночью сказку новую сочинил. Там всё кончалось так хорошо... – сказал Сказочник, укладывая кукол в дорожный сундук.
- Но ведь сказка - это одно, а жизнь - совсем другое. Правда? – извиняясь, проговорила Дочь Трактирщика.
- К сожалению, правда – с грустной улыбкой ответил ей Сказочник. После чего он взял в руки дорожный сундук, надел шляпу и отправился куда-то своей дорогой. Дочь Трактирщика за ним не последовала, она осталась дома с отцом, ведь сказка – это одно, а жизнь – совсем другое.

Так далеко нерадостно заканчивается этот сказочный фильм, созданный режиссёром киностудии «Ленфильм» Надеждой Кошеверовой.

Надежда Кошеверова (1902—1989)

Большинство зрителей, знакомых с отечественным кинематографом, среди имён режиссёров, снимавших фильмы на сказочную тематику, назовут в лучшем случае два – Александра Птушко и Александра Роу. Надежду Кошеверову при этом вспомнят немногие, но именно она была автором таких фильмов-сказок, как «Золушка» (1947), «Старая, старая сказка» (1968), «Тень» (1971), «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил» (1977) и многих других, а ещё в её активе были комедии, самые известные – «Укротительница тигров» (1954) и «Сегодня - новый аттракцион» (1966).

Каждый раз, работая над очередным своим фильмом, Кошеверовой надо было доказывать, что её произведение не хуже тех, что создавались режиссёрами-мужчинами. Кинематографическое начальство почему-то считало, что для создания отечественных фильмов-сказок вполне достаточно двух вышеназванных мэтров. Были периоды, когда Кошеверовой и вовсе не давали снимать. На площадке она отличалась удивительной работоспособностью, была требовательна к себе и к другим, если и ругалась, то исключительно на литературном языке, при этом никого не унижая. Именно она настояла, чтобы шестнадцатилетнюю Золушку сыграла Янина Жеймо (1909 – 1987), на момент съёмок актрисе было 37 лет.

Интересен такой случай, актриса Вера Титова шла как-то по коридору «Ленфильма», когда Кошеверова пробовала актёра Александра Збруева на роль Сказочника-Солдата в фильме «Старая, старая сказка». Требовалось кому-то из женщин подыграть в сцене, где главный герой встречает на своём пути ведьму. Кошеверова тут же остановила Титову, вкратце объяснила, что следует делать и процесс начался. Пробы закончились, Титова покинула киностудию, а через некоторое время, будучи вдали от Ленинграда, в гостинице поздно вечером из рук горничной получила телеграмму:

«Поздравляю, ты - ведьма. Кошеверова»

Представляете реакцию актрисы, получить перед сном такое известие. Ведьма – в каком это смысле? Вскоре Титова сыграла одну из лучших своих ролей. А Збруев роль не получил, она досталась Олегу Далю. Кошеверова не раз приглашала его в свои картины, за что тот, сравнивая её с известным японским режиссёром Акирой Куросавой, ласково называл её – моя Куросавочка.

Могилу Кошеверовой найти непросто, на кладбище нет её памятника, только маленькая гранитная плита, рядом - её сына, обе по сторонам обложены камнями. Дата смерти Кошеверовой значится, как 1990-ый год, хотя во всех справочниках – это 1989. Ошибка, или имеется другая причина - неизвестно.

Евгений Шапиро (1907 – 1999)

Один из лучших советских кинооператоров, вместе с Кошеверовой создал фильмы - «Золушка», «Укротительница тигров», «Тень», «Старая, старая сказка», «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил», «Соловей», «Ослиная шкура». С другими режиссёрами – «Человек в футляре», «Медведь», «Двенадцатая ночь» и другие. Похоронен вместе с супругой.

Иосиф Хейфиц (1905 – 1995)

Выдающийся советский и российский кинорежиссёр, сценарист, педагог, лауреат множества государственных премий и кинофестивалей, Герой Социалистического труда. Вот лишь только некоторые его фильмы: «Депутат Балтики» (1936), «Большая семья» (1954), «Дело Румянцева» (1955), «Дорогой мой человек» (1958), «Дама с собачкой» (1960), «Салют, Мария!» (1971), «Плохой хороший человек» (1973), «Единственная» (1975) и другие, ставшие классикой отечественного кинематографа. В одной могиле с ним похоронена его вторая жена - Ирина Светозарова. Первой была актриса Янина Жеймо, Золушка.

Наум Бирман (1924 – 1989)


Известный советский режиссёр театра и кино, сценарист. Из главных работ в кино - это «Хроника пикирующего бомбардировщика» (1967) – военная драма, «Волшебная сила» (1970) – музыкальная комедия с Аркадием Райкиным в главной роли, «Трое в лодке, не считая собаки» - комедия по рассказам Джерома Клапки Джерома и многих других запоминающихся кинокартин.

Владимир Венгеров (1920 – 1997)

Известный советский кинорежиссёр и сценарист. Снял только 14 полнометражных картин, создать больше помешала болезнь. Самые значимые – «Кортик» (1954), «Два Капитана» (1955), «Балтийское небо» (1960), «Рабочий посёлок» (1965), «Живой труп» (1968), «Строговы» (1976).


Виктор Титов (1939 – 2000)


Советский и российский кинорежиссёр, сценарист и актёр. Наиболее известные его фильмы – «Ехали в трамвае Ильф и Петров» (1972), «Открытая книга» (1979), «Жизнь Клима Самгина» (1988). И конечно всеми любимая комедия - «Здравствуйте, я ваша тётя!» (1975).

Виктор Аристов (1943 – 1994)


Советский и российский кинорежиссёр, сценарист и актёр. Из актёрских работ многим запомнился ролью Джозефа Стэнджерсона в фильме «Шерлок Холмс и доктор Ватсон. Кровавая надпись» (1979). Был сценаристом и режиссёром таких известных картин, как «Трудно первые 100 лет» (1988), «Порох» (1987) и «Дожди в океане» (1994). Последний свой фильм «Дожди в океане» Виктор Аристов не успел закончить, завершал картину его друг – режиссёр Юрий Мамин.

Продолжение следует...