Воскресение Христа краеугольный камень веры

Борис Ейский
       Христос воскрес! Воистину воскрес! Слово «воистину» подчёркивает глубокую убеждённость и правдивость произносимого утверждения. Сегодня нам важно вспомнить, что воскресение Христа – не древняя легенда, а истина, на которой утверждается наша вера.   


       На протяжении двух тысяч лет постоянно находились люди, которые боролись с христианством, старались доказать абсурдность и наивность веры. Они готовы были буквально уничтожать тех, кто видел в Иисусе Божьего Сына и Спасителя мира.
Одним из первых борцов с христианством был человек, который получил блестящее образование, обладал выдающимися способностями и мужественным характером. Его звали Савл. Вот что он сам говорил о себе: «Правда, и я думал, что мне должно много действовать против имени Иисуса Назорея. Это я и делал в Иерусалиме: получив власть от первосвященников, я многих святых заключал в темницы, и, когда убивали их, я подавал на то голос; и по всем синагогам я многократно мучил их и принуждал хулить Иисуса и, в чрезмерной против них ярости, преследовал даже и в чужих городах» (Деяния 26, 9-11).

        Но неожиданно произошло совершенно невероятное. На пути в Дамаск, где яростный гонитель должен был продолжать свою страшную миссию, произошло событие, которое не только останется в памяти Савла навсегда, но и совершенно преобразит его жизнь. Так что же произошло? Гонитель христиан встретился с воскресшим Иисусом. И об этой встрече Савл свидетельствовал даже перед самыми именитыми людьми, например, перед царём Агриппой. «Среди дня на дороге я увидел, государь, с неба свет, превосходящий солнечное сияние, осиявший меня и шедших со мною. Все мы упали на землю, и я услышал голос, говоривший мне на еврейском языке: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна. Я сказал: кто Ты, Господи? Он сказал: "Я Иисус, Которого ты гонишь". Но встань и стань на ноги твои; ибо Я для того и явился тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел и что Я открою тебе» (Деяния 26, 13-16).

       Кто бы мог подумать, что из злобного гонителя Бог сделает человека, который станет главным глашатаем христианского учения для гибнущего языческого мира! «Он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Моё перед народами и царями и сынами Израилевыми» (Деяния 9, 15). Итак, Савл, взявший вскоре себе новое имя Павел, посвятил свою жизнь новой цели. Теперь он свидетельствует о живом, воскресшем и явившемся ему Христе «перед народами и царями». Богу было угодно сохранить для нас послания Павла. И сегодня сквозь столетия звучит его голос, напоминая нам суть Благой вести:

       «Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали.
Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребён был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне, как некоему извергу.
Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию.
Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною.
Итак, я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали.
Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мёртвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мёртвых?
Если нет воскресения мёртвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша.
Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мёртвые не воскресают; ибо если мёртвые не воскресают, то и Христос не воскрес.
А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы ещё во грехах ваших.
Поэтому и умершие во Христе погибли.
И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков.
Но Христос воскрес из мёртвых, первенец из умерших» (1 Коринфянам 15, 1-20).


Евангелие неразрывно связано с воскресением


       Дорогой читатель! Каждому человеку стоит приложить все усилия, чтобы понять суть Евангелия. Почему? Потому что Сам Христос произнёс очень важные слова: «...покайтесь и веруйте в Евангелие» (Марка 1, 15). Нам необходимо не только покаяться перед Богом, но и веровать в Евангелие. Слово Евангелие в разных изданиях Библии переводится по-разному: Благая или Радостная весть. Верно и то, и другое. В этой вести для нас самое большое благо и самая большая радость. Почему? Потому что вера в Евангелие даёт нам спасение от вечной гибели, а также вводит нас в общение с воскресшим Спасителем. Из слов апостола Павла мы видим, что Благая весть неразрывно связана с воскресением Христа. Это чудесное и славное событие – краеугольный камень христианской веры.


Воскресение – доказательство оправдания


       Слово «воскресение» ясно говорит о том, что ему предшествовала смерть. К несчастью, мы хорошо знакомы с этим словом. Но смерть Христа – это совершенно особое событие. Эта смерть не была преждевременной. Она не была бессмысленной. «Христос умер за грехи наши». Апостол Пётр подтверждает слова Павла: «…зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, предназначенного ещё прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас, уверовавших чрез Него в Бога, Который воскресил Его из мёртвых и дал Ему славу, чтобы вы имели веру и упование на Бога.» (1 Петра 1, 18-21). Бог в высшей степени свят и справедлив. Он не может оставить ни один грех без наказания! Пролив Свою кровь, Иисус исполнил пророчество Исаии, записанное за семь столетий до прихода Христа на землю: «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нём, и ранами Его мы исцелились» (Исаии 53, 5).

       Итак, Павел утверждает, что верующим во Христа вменяется праведность: «…вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мёртвых Иисуса Христа, Господа нашего, Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Римлянам 4, 24-25). Важно обратить внимание, что Христос «воскрес для оправдания нашего». Что это значит? Древние пророки говорили, что Мессия возьмёт на себя наши беззакония. Иоанн Креститель, который назван в Писании самым великим пророком (Луки 7, 28), указывая на Христа, возвестил: «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира» (Иоанна 1, 29).

        Увенчалась ли миссия Христа успехом? Принята ли Богом эта великая жертва? Люди часто приносили Богу жертвы и очень желали увидеть подтверждение, что Бог услышал их и принял жертву. На жертвенник, который устроил пророк Илия, сошёл огонь (3 Царств 18, 30-39). Когда Соломон построил великолепный храм, было принесено множество жертв, и Бог ясно дал понять, что Он услышал народ. И снова произошло чудо: «…облако наполнило дом Господень; и не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень» (3 Царств 8, 10-11).

       Все жертвы, о которых повествует нам Ветхий Завет, были прообразами жертвенного подвига Христа: «Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею» (Евреям 9, 26). Засвидетельствовал ли Бог, что Он принял эту жертву? Давайте вспомним слова апостола Петра, когда он говорит про «Бога, Который воскресил Его (Христа) из мёртвых и дал Ему славу, чтобы вы имели веру и упование на Бога» (1 Петра 1, 20-21).

       Итак, Сам Бог воскресил Иисуса и совершил это величайшее и невиданное чудо в подтверждение тому, что жертва за грехи людей принята и уповающие на подвиг Христа – оправданы.

       Кто-то может подумать: но ведь в Библии сказано и о других случаях воскрешения. Пророк Илия воскресил ребёнка, подобное чудо повторил пророк Елисей. Апостол Пётр воскресил женщину по имени Тавифа, а Павел – юношу, которого звали Евтих. И, конечно же, Сам Иисус несколько раз воскрешал людей. Всё это примеры удивительной силы Божией. Но возникает вопрос: в чём же уникальность воскресения Христа? Во всех перечисленных выше случаях победа над смертью была временной и радость от этой победы была не вечной. И апостол Павел подчёркивает это важное различие: «Христос, воскреснув из мёртвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти» (Римлянам 6, 9).
       Итак, Бог подтвердил, что жертва Христа принята и уповающие на Него имеют непоколебимое основание для своей веры.
 

Без веры в воскресение нет настоящего христианства


       Если мы вернёмся к словам Павла и обратим внимание на то, что он говорит о воскресении Христа, нам станет очевидно: без веры в истинность этого величайшего чуда не может быть настоящего христианства. В современном мире много стран, которые считаются христианскими. В эти праздничные дни множество людей, на волне религиозных настроений, говорят друг другу традиционные слова: «Христос воскрес! Воистину воскрес!» Дорогой друг, позволь спросить тебя: действительно ли ты убеждён в том, что Христос воскрес? Когда ты произносишь «воистину», наполнено ли для тебя это слово глубоким смыслом? Если это не так, позволь предостеречь тебя: твоя вера не имеет основания. И здесь будет уместно вспомнить учение Христа: «Всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Матфея 7, 26-27).

       Вера в Евангелие – необходимое условие спасения. А Евангелие немыслимо без веры в воскресение Христа. Павел в этом случае весьма категоричен, он утверждает, что без убеждённости в истинности воскресения Иисуса Христа вера тщетна, то есть совершенно напрасна, бессмысленна. Апостол подчёркивает: мало признавать то, что Иисус – историческая личность. Недостаточно видеть в Нём прекрасного человека и выдающегося учителя. Павел утверждает, что, даже если мы имеем какое-либо религиозное упование на Христа, но не постигли значение его смерти и не уверовали в Его победное воскресение, «мы несчастнее всех человеков». Ведь в таком случае мы лишаемся силы Евангелия. Потому как «Христос воскрес из мёртвых, первенец из умерших». Первенец... Да, Иисус первый, но не последний. И Павел открывает нам то, что недоступно для тех, кто не верит в истинность воскресения.

«Говорю вам тайну: не все мы умрём, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мёртвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечётся в нетление и смертное сие облечётся в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. Смерть! где твоё жало? ад! где твоя победа?» (1 Коринфянам 15, 51-55).

       Дорогой читатель! Настоящее христианство – это счастливая и победная жизнь. Да, порой она нелегка. В ней есть борьба. Мы живём в обезображенном грехом мире. Апостол Иоанн говорит: «…сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Иоанна 5, 4). А истинная вера покоится на том, что «Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребён был, и что воскрес в третий день, по Писанию».
Христос жив. Он облечён полнотой могущества. После своего воскресения Он сказал ученикам: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Матфея 28, 18-20) и воскресший Спаситель обещал: «Я с вами во все дни до скончания века. Аминь».