Былинные земли. Новое место лепле, ч. 7

Василий Азоронок
(Продолжение)

ЖИЗНЬ ВО СЛАВУ «СЛОБОДЫ»

Рассмотрим уставы, выданные новолепельцам их хозяином, канцлером Великого княжества Литовского магнатом Сапегой, добытые доктором исторических наук, белорусским ученым Валентином Голубевым. Их две, поименованные «слободами».

Что давала «слобода»? Принято считать, что она освобождала от повинностей – податей, и способствовала полному расцвету, свободной жизни на земле. Но уже в начале текста, в преамбуле говорилось: «Порядок и время собирания разных выплат с города». Под «городом» подразумевалось, естественно, «новое место лепле».

Кто же его населял? Мещане и лёзные. Мещане составляли костяк поселения, вознагражденного «слободой». Если принять во внимание «город», запечатленный Василием Низовцовым в 1563 году, то «слобода» вводилась «по их душам» - то есть, для жителей давно освоенного места.

А «лёзные», кто такие? По описанию профессора Белорусского государственного университета Татьяны Довнар, это «особая категория людей в Беларуси в феодальный период без постоянного места жительства и определённых занятий». Такие лица, прибывая в город, должны были в течение суток зарегистрироваться и работать, а в случае неповиновения – изгоняться. По данным Довнар, численность таких людей доходила до одной четверти.

Иными словами, это переселенцы либо беженцы, согнаные с родных мест войной.
В этой связи приходит на ум история с Lepel Spal, нарисованным на средневековой карте в области Лукомля, по предположениям – сожженным. Жители того Лепеля могли переместиться на побережье центральноевропейского озера. Не был ли Абель представителем погорельцев, искавшими убежище? Его пляцы располагались в наистарейшей части пятачка, примыкая к старому костелу.

Комплекс абельских построек в соседстве с рынком делает его патриархальным, архаичным. Там был центр пятачка - коллективно обсуждались животрепещущие вопросы и располагались административные учреждения, даже светлицы были оборудованы (гостиницы?)

Функции распорядителя исполнял "бурмистр" - войт, имея от хозяина неограниченные права. По сути, это губернатор в нынешнем понимании. Он же контролировал коллективный орган – уряд, обязывался присутствовать на всех собраниях, и, наверное, держал постоянную связь с Сапегой. 

Его главной миссией было «полнить прибыток его милости пана», то есть все делать, чтобы владелец увеличивал прибыль. Ради этого, войту предоставлялись «карательные» функции, городская администрация таких прав не мела. Он мог арестовать подданного за несвоевременную оплату, если не было уважительных причин и содержать в темнице, пока не будет компенсирован взнос, мог посягать на земельную межу и следить за дырками в плоте, наказывая виновных: брать вместо барана 6 грошей, а если «дырка» на пашне, то отбирать живого барана, карать «злодзеяў і злачынцаў», следить за тем, чтобы miasto заселялось «людьми добрыми и зажиточными», осаживать их на пляцах вместо неугодных личностей. Если пляц долго не заселялся, то имел полное право отдать его другому.

Судя по всему, спрос на городскую жизнь был высоким, а потому поддерживался дефицит свободных мест. Предписывалось следить за положением, чтобы больше пляца мешчане не занимали. Житель мог выйти из «слободы», если ему там не нравилось, но обязан был заплатить «адыходную» - 12 грошей. При этом освобождалась также пахотная волока.

Деятельность распорядителя-войта вознаграждалась материально: он имел право на «привилей» - мог занимать две волоки земли, ему же предоставлялся бесплатный дом. Кроме того, «бурмистру» придавались слуги, содержавшиеся на доходы жителей.

Для пополнения владельческой казны устраивались торги – по пятницам каждого месяца. Их организацией занимался уряд. Толковый словарь Ушакова квалифицирует уряд как древний народный суд сельской общины - копный. В этом был элемент древнего обычая, патриархальной традиции, основанной на народном собрании.

С укреплением капиталистических отношений уряд утрячивал свои позиции, уступал место властным структурам. Сапега предписывал решительно вмешиваться в его деятельность. «Уряд должен запрещать лепельским подданным продавать зерно в другом месте под угрозой кары», - говорилось в уставе. Отметим, что первая устава «новому месту лепле» готовилась не просто землемлевладельцем Сапегой, а должностным лицом высочайшего ранга – канцлером Великого княжества Литовского.

Свозить и торговать зерном разрешалось только в miaste. Рекламой занимались так званые «кликуны» - глашатаи, которые разъезжали по окрестностям и объявляли торги. И даже Полоцк захватывали.

В уставе «новое место лепле» часто сравнивается со «старым местом». Предположительно, «старое место» - это тот самый плебанский околоток, выкупленный Львом в 1586 году. Где он находился, точно неизвестно, но предпочтение отдается северо-западному берегу – полуострову, при котором сейчас деревня Старый Лепель. Почему же канцлер вводил «свободное» жительство не там – не в «старом городе», а выбрал «новое место лепле»?

Сапега прекрасно понимал: южный округ – это распутье водных трасс, идеальный перекресток для устройства торговых схем. Там можно было хорошо заработать, получить прибыль, устроить свою жизнь богаче.

Недостатка в желающих осесть на краю центральноевропейского озера не было. Туда стремились попасть, несмотря на денежные поборы. «Слобода» приковывала человека к городским условиям, он получал кусочек земли – пляц, чтобы построиться, и морг, чтобы добывать пропитание и торговать. Отчасти это было сельским житьем, но действительно более свободным - человек уже не был столь зависим от вельможи-феодала.

По сравнению с крестьянами, которые частично освободились от помещичьего гнета только в 1863 году, новолепельцы выглядели авангарднее, прогрессивнее. Немудрено, что одно из соседних прибрежных владений обрело название «Завидичи».

Вслед за первым был введен очередной 12-летний срок «слободы». Второй устав мало чем отличался от первого - лейтмотив был тот же: строго исполнять повинности «его милости… милостивого пана» (то есть, Сапеги). Осознав выгоду, канцлер призывал новолепельцев относиться с еще большим «вниманием к тому городу и его грунтам», то есть ценить преимущества «сладкой» городской жизни. Акцент был прежним: сколько пенезей и грошей должны были отдавать мешчане с конкретных моргов, волок и прутов, с учетом проведенной ревизии. Отдельным разделом шли поборы с ремесленнических работ и торгов, а также, какие новые выплаты полагались в «скарб уряднику или тому, кто будет собирать чинш».

«Повинны мещане того места нового лепля…» Высокопоставленный чиновник применил уставные грамоты – свод законов, чтобы укрепить свое состояние, но одновременно «оживить» берег: дать импульс индустриальным преобразованиям. Жизнь сельского жителя – крестьянина в расчет не бралась. Ставка делалась на новоприбывших, переселенцев.

Можно ли в этой связи считать Сапегу основателем Нового Лепеля? Скорее, экспериментатором. Он создал особые условия для своего удела. Новый порядок подразумевал безусловное укрепление капиталистической основы, усиление магнатской роли.

Исходя из этого, справедливо спросить: а что предшествовало «новому месту лепле»?

(Продолжение следует).

На снимке: вид Лепеля (из книги "Память. Лепельский район", изданной в 1999 году).


05.04/22