Джон Гилл. Божественное присутствие

Инквизитор Эйзенхорн 2
БОЖЕСТВЕННОЕ ПРИСУТСТВИЕ
Джон Гилл


Господь с вами, когда вы с Ним; и если будете искать Его, Он будет найден вами, но если вы оставите Его, Он оставит вас.
2 Пар.15.2''
 
В предыдущей главе мы видел, как Зара, царь эфиопский вышел с войском в тысячу человек и триста колесниц против Асы, царя иудейского, который готовился к бою как мог. Перед началом сражения Аса во главе своей армии вознес молитву Богу, обратившись к Нему так: "Господи! не в Твоей ли силе помочь сильному или бессильному? помоги же нам, Господи Боже наш: ибо мы на Тебя уповаем и во имя Твое вышли мы против множества сего. Господи! Ты Бог наш: да не превозможет Тебя человек" (2 Пар.14.11). Эта молитва была услышана, и Аса одержал победу над эфиопами, разбил их, преследовал, взял с них большую добычу и возвратился с триумфом в землю Израиля. Тогда его встретил пророк от Господа, сказав: "послушайте меня, Аса и весь Иуда и Вениамин: Господь с вами, когда вы с Ним; и если будете искать Его, Он будет найден вами; если же оставите Его, Он оставит вас".
Господь пребывал с Асой и его армией, Он дал ему победить и возвратиться с большой добычей. И пророк полагает, что Он еще придет на помощь, когда Его люди будут в бедственном положении, и сделает многое для них, когда они пребудут с Ним и продолжат служить и поклоняться Ему. "И если будете искать Его", как Аса, в молитве, когда будете в беде, Он придет на помощь и избавит вас. Но если вы оставите Его, Он оставит вас. Если вы оставите поклонение Ему и впадете в идолопоклонство, Он оставит вас и предаст в руки врагов, чтобы они отвели вас в плен в чужую землю. Именно таков прямой смысл этих слов, но сейчас я попытаюсь раскрыть их духовную цель. Ибо мы видим здесь ответы на три важнейших вопроса.
 
I. Когда и как долго Господь со Своими людьми? Ответ: Пока они с Ним.
II. Когда Господь может найти Своих людей? Ответ: Когда они ищут Его.
III. Когда Господь оставляет Своих людей? Ответ: Когда они оставляют Его.
 
I. Когда и как долго Господь со Своими людьми? Господь с вами, когда вы с Ним. Здесь я должен спросить: что значит для Бога быть со Своим народом, и что значит для Его людей быть с Ним.
Во-первых, то, для чего Господу нужно быть со Своими людьми - это  предоставление им Своего присутствия. Это не следует понимать просто как Его присутствие вообще, то есть Его существенное присутствие, которое явлено везде и от которого нельзя убежать. Об этом говорит псалмопевец: "Куда пойду от Духа Твоего, и убегу от присутствия Твоего?". В этом смысле нельзя бежать от присутствия Бога, ибо Он повсюду. Он наполняет Своим присутствием небо и землю, и нет места, которое лишено Его, ибо Он "не далек от каждого из нас; Им мы живем, движемся и существуем".  В этом смысле Он не только со всеми тварями на земле, и особенно с людьми, но даже с бесами в аду: "сойду во ад, - говорит Псалмопевец, - и там Ты". Но не в этом смысле Бог присутствует со Своим народом, ибо это не то же самое, что Его вездесущность, которая касается всех тварей и в том числе людей, хороших и плохих.
И это также не Его бытие со Своим творением на пути провидения, ибо оно есть для всех людей. Он хранит всех людей и поддерживает их в бытии, Он поддерживает их души в жизни, и Его посещение хранит их. Он хранит людей и животных, и не только поддерживает их существование, но и желает открывать Себя им: "очи всех уповают на Него"; и Он открывает Себя им в Своем провидении и дарует им пищу в свое время; н охраняет и защищает их, и в этом смысле Он тоже близок к ним. 
И это не следует понимать также как Его особое провиденциальное присутствие с Его дорогими детьми. Он есть "Спаситель всех людей, а наипаче верных". Об этом присутствии Бога в Его провидении умолял Иаков, говоря: "если Ты хочешь быть со мной", в особом порядке на пути провидения. Так Господь обещал Иисусу Навину быть с ними в Своем особом порядке, совете и помощи, даруя победу над врагами. Это Его пребывание со Своим народом на путях провидения - особое, ибо с другими не так. Любящим Его все содействует ко благу, ибо они призваны по Его изволению. Это, однако, также не то присутствие, о котором я хочу сказать здесь. Это то благое присутствие Бога со Своим народом, о котором так настойчиво упрашивал Моисей, говоря: "если не пойдешь Ты со мной, то и не выводи нас отсюда" (Исх.33.15); то присутствие, которого так настойчиво просит Давид: "не удали меня от Себя"; и это не просто Его присутствие всюду, в которое легко войти, и не Его особое присутствие на путях провидения, но Его присутствие в Его благости, о котором сказано: "Возврати мне радость спасения Твоего и утверди меня Духом Твоим".
Чтобы быть с Богом, чтобы наслаждаться Его присутствием в этом смысле, нужно иметь свет Его лица, о котором молится псалмопевец: "Господи, подними свет лица Твоего к нам". Бог милостиво обещал Своим людям, что они будут ходить во свете Его: "Блажен народ, знающий трубный звук. Они будут ходить, Господи, в свете лица Твоего". Этот радостный зов Евангелия ведет Его людей к свету и свободе, и когда Господь прилагает Свое утешение к ним, они пользуются великим духовным миром; и присутствие Бога во свете лица Его означает разумное общение с Ним. "Лик Господа зрит прямо"; Он всегда видит их, понимают они это или нет. Но чтобы иметь свет лица Божия разумным образом, им нужно знать, что Бог есть их Бог в завете и Отец, и что Он улыбается им, возлюбив их вечной любовью. Иными словами, быть с Богом значит наслаждаться Его присутствием, когда Он обращает к нам свет Своего лица, и ублажает Свой народ общением с Самим Собой. Вот то общение, когда Он рядом и очень близок, "наше общение с Отцом и Сыном Его Иисусом Христом". Об апостолах и тех, кто окружал их, можно сказать, что они имели реальный внутренний опыт присутствия Бога с ними, ибо общение с Богом Отцом и Сыном Его Господом Иисусом Христом является ни чем иным, как Его присутствием.
Когда люди естественным образом имеют общение друг с другом, они собираются в каком-то месте и наслаждаются обществом друг друга в еде, питье и разговоре. Подобным же образом общение с Иисусом Христом и наслаждение Его присутствием обозначается теми же словами: "Войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною" (Откр.3.20). Такие люди имеют также общение с Духом Святым. Об этом благословении благодати искренне молился великий апостол язычников, как о величайшем, чего может желать сердце. Вот его слова: "благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами. Аминь" (2 Кор.13.14).
И Бог желает быть со Своим народом, и наслаждение Его людей Его присутствием побуждает Его общаться с ними, как Он и обещал Моисею, что не удалится от него и удовлетворит его Своим благим присутствием, притом самым дивным образом. Он говорил с ним, как с лучшим другом. И так Бог, пребывая со Своими людьми, уделяет им Свое благое присутствие, помнит Свои обетования о них и становится домом для души их.  "Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах - слово, сказанное прилично" (Притч.25.11). Дитя Божие никогда не переживает опыт Его присутствия больше, чем когда Он рад исполнить обетование и вселиться в его сердце со властью.
Ибо Господь, чтобы быть со Своими людьми и предоставить им Свое доброе присутствие, являет Свою любящую доброту в их душах. Иногда они находятся во тьме и не видят света, ибо Бог удерживает от них проявления Своей любви, хотя в другое время Он с большой добротой собирает их и предоставляет свежие проявления Его любви. Он пребывает с ними, когда говорит с сердцем:  "Любовью вечной Я возлюбил тебя, и любящую доброту простер к тебе" (KJV), когда Он "изливает любовь Свою в их сердца" Духом Своим, и управляет их сердца в этой любви; когда они укореняются и утверждаются в этой любви, будучи удовлетворены своей заинтересованностью в ней, и то, что ничто не может отлучить их от Него, расширяет сердца их к бодрому последованию Его заповедям, и обращает стремления их душ к Его имени и к памяти о Нем; тогда Он являет им свою привязанность, "протянув руку свою сквозь скважину", чтобы их "внутренность взволновалась", и "с рук их капала мирра, и с перстов мирра капала на ручки замка"; то есть когда Он пребывает с ними, предоставляя им Свое доброе присутствие, их вера оживляется и упражняется, так что они могут сказать со всей Церковью: "Возлюбленный мой", и их надежда возвышается настолько, что они вздыхают: "Господь удел мой, говорит душа моя,  на Него я буду надеяться". Когда их любовь так сильна, что они могут сказать вместе с псалмопевцем: "буду любить Тебя, Господи, Боже мой, ибо Ты твердыня моя и крепость", когда они так изобилуют в вере, надежде и любви силою Духа Святого, то Сам Господь жаждет их, и потому они желают насладиться Его присутствием.  Тогда в таинствах, и в частности в слушании Слова, они обретают духовный аппетит и могут искать Слово и есть его в радости и веселии сердца, в их душах есть жажда "чистого словесного молока, чтобы возрасти во спасение", и они питаются им и смакуют его, когда сидят под сенью Христа с восторгом, и Его плоды сладки для них; и когда им раскрываются истины Писания и проповедуется Слово Божие, их сердца горят в них, и когда Бог с ними, они пользуются присутствием Его. Они познают на опыте Мудрость, что пути ее - "пути приятные и пути мира" для их душ, и они готовы сказать: "Господи, хорошо нам здесь быть". Так Бог пребывает со Своим народом и присутствует с ним в такие времена. И если мы знаем что-то Божие, то именно через Его присутствие в такие времена, как эти.
Это самый удивительный пример Божественной благодати - то. что Бог предоставляет Свое доброе присутствие сынам человеческим, хрупким, смертным существам, греховному праху и пеплу. Тот, Кто обитает в неприступных высотах, с дивным снисхождением  взирая на вещи небесные, Он, Чей трон на небесах, и земля - подножие ног Его! Какое смирение нужно Ему, чтобы воззреть на бедных и смиренных духом благодати Своей, ибо "так говорит Высокий и Превознесенный, Вечно Живущий, и обитающий в святых высотах: призрю на бедных и смиренных духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных". Как дивно, что Он готов призрить на них; но еще гораздо более удивительно, что Он хочет жить и обитать с ними! Когда наш Господь сказал о тех, кто любил Его и соблюдал заповеди Его, Он сказал, что Он и Отец придут к ним, и обитель у них сотворят.    И сказал Иуда, не Искариот: "Господи как же ты будешь являть Себя нам, а не миру?". Какая причина есть на это? О, как же велико это различие! Когда мы наслаждаемся Им, это всегда вызывает Его радость: "Господи, подними на нас свет лица Твоего", и это привносит "еще большую радость в наши сердца, чем тогда, когда хлеб и вино возрастают". Именно поэтому Бог делает Своих людей "радостными в доме молитвы", где совершаются молитва, слово проповеди и таинства. Это ближайшее к Небу место на земле, и это то, что услаждает все несчастья и делает их легче для нас. Присутствие Божие подобно дереву, брошенному в воды Меры; оно делает их сладкими. Если Господь будет со Своими людьми, они могут бодро пройти через огонь и воду. "Пройдешь через огонь, и пламя не опалит тебя; воды и наводнения не потопят тебя". Если ангел Божий будет присутствовать с ними, они могут пройти через пустыню и через долину смертной тени, ибо, как говорит псалмопевец, "не убоюсь зла". Почему? "Потому что Ты со мною, Твой жезл и Твой посох успокоят меня". Это делает легче каждую скорбь, и заставляет душу радоваться в скорбях, "зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опыт, а от опыта надежда".
Из всех вещей в мире нет ничего более желательного для добрых душ, чем присутствие Бога. Так Моисей говорит: если не пойдешь Ты со мной, то и не выводи нас отсюда; это значит, что меня не волнует, где я нахожусь и куда иду, если Ты пойдешь со мной. И Давид говорит: "Много тех, кто покажет нам блага (временные, земные); Господи, подними на нас свет лица Твоего". Вот то, чего он действительно хотел. Иов в своих страданиях говорит: "О, как было прежде, когда Всевышний еще был со мной"; он хотел, чтобы прежние дни были возвращены ему. Из всех вещей, которые один добрый человек может пожелать другому, нет ничего лучшего, чем присутствие Бога. Как сказал Боаз своим жнецам - а это было очень необычное приветствие для селянина и в ту пору - "Господь с вами". Он не мог пожелать им большего благословения. И нет ничего большего, что Бог дарит Своему народу, чем Его присутствие. Он пообещал Иакову, что Он будет с ним, и было так, как по Его слову. Иаков был весьма благодарен за это, когда он сказал: "Встану и пойду в Вефиль, и устрою там жертвенник Богу, Который услышал меня в день бедствия моего и был со мною в пути, которым я ходил". Если Бог уделяет Свое присутствие Своему народу, оно является противоядием для него от страха с любой стороны. "Не бойся, Я с тобою". Что бы ни было с Божьим человеком, он может в разгар окружающих опасностей радоваться и говорить: Господь Саваоф с нами, Бог Иакова не оставит нас". 
Теперь наш вопрос, когда и как долго Бог пребудет со Своим народом? Ответим: пока мы с Ним. И можем ли мы ожидать, что Он пребудет с нами дольше, чем мы  с Ним? Нет, Господь с вами, когда вы с Ним; если вы держитесь рядом с Ним на пути долга, в частности, пребываете в молитве и прибегаете к престолу благодати, и приближаетесь к Нему, Он пребудет с вами постоянно. Наш Господь говорит об этом, что должно "всегда молиться и не унывать"; апостол увещевает нас "непрестанно молиться", и в другом месте призывает приносить "молитвы за всех святых" и "стараться об этом со всем постоянством". Если вы приближаетесь к Богу в ваших молитвенных комнатах, в ваших семьях и в общине святых, Бог будет с вам, но если вы пренебрегаете молитвой Ему, вы не должны ожидать Его присутствия. Так ли оно вам необходимо тогда, если вы пренебрегаете приходить к Нему? Я скажу вам так: вы не должны ожидать тогда, что Он будет с вами, ибо Он даже не услышит вас. Он будет с вами, когда вы будете с Ним, когда вы будете людьми, поклоняющимися Ему. Если вы покинете Его, разве Он не покинет вас? Иаков держался близко к Богу, и Господь был с ним, он "боролся с Богом и одолел". 
Бог пребудет с нами, а мы будем Его народом, когда мы будем иметь общение с боящимися Господа. Бог с теми, кто боится Его, и те, кто находятся в общении с такими людьми, могут ожидать Его присутствия. Это то, что делает беседу со святыми столь желательной. Это "дивная земля", которой мы должны радоваться - потому что Бог с ними. Это причина, почему "десять человек возьмутся за полу иудея" (то есть духовного человека" и "скажут: мы пойдем с тобою, ибо слышали, что с вами Бог". Быть со святыми значит, в некотором смысле, быть с Богом. Пока вы находитесь с Его людьми, беседуя с ними и присоединяясь к ним в молитве, Бог будет с вами. Но боящиеся Бога говорят друг другу: "внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его" (Мал.3.16). Когда они собираются вместе, они могут быть сначала прохладными и равнодушными, но постепенно, через духовную беседу друг с другом они оживляются. Духовная беседа подобна маслу, подливаемому в огонь; и молитва - это мехи, раздувающие пламя, так что через них святые все больше осознают, Кто с ними, и их душа кладется на колесницу Аминадава.
Я уверен, что некоторые из вас помнят время, когда Он пребывал с вами в подлинно христианской беседе. Вы могли прийти к Нему холодными, но постепенно обновиться и утешить друг друга, и Бог был с вами. Так было и с двумя учениками, когда они пошли в Эммаус. Они вступили в благочестивую беседу и заговорили о страданиях и смерти Христа, и когда они рассуждали так, пришел Иисус и присоединился к ним, пошел дальше и говорил с ними, и когда Он расстался с ними, они размышляли о том, что произошло, говоря так:"Не наше ли сердце горело в нас, когда Он говорил нам на дороге?". Таким образом, когда святые пребывают друг с другом, они пребывают с Богом. Когда они молятся друг за друга за созидание в них святой веры, Бог пребывает с ними, как Он пребывал с первыми христианами, когда "дом сотрясся, и они исполнились Духом Святым, и великая благодать была на всех них".
Бог будет с вами, когда вы будете с Ним на богослужении и будете участвовать в тайнах дома Его. Так поступали первые христиане, которые "пребывали (в KJV: стояли тверды) в учении апостолов, в общении, преломлении хлеба и молитвах". Там, где призывается имя Бога, Он приходит и благословляет свой народ. Где двое или трое собраны во имя Его, там Он посреди них. Он обещал быть с Его служителями и церквами до конца мира, и когда вы будете с Ним, Он будет с вами.
Но я должен продолжить.
II. Когда Господь может быть найден Своими людьми? Ответ: когда они ищут Его. Ибо ожидать, что Его можно найти, когда Его никто не ищет - это неразумно. Если же Его ищут, Он может быть найден.
Очевидно, мы не знаем Бога совершенным образом. Как говорит Элиху, "Он Вседержитель, мы не можем Его найти". Нечто о Боге мы узнаем из света природы, больше - от света Божия откровения, но еще больше - "Духом премудрости и откровения к познанию Его". Но в конце концов нет никакого способа найти Его в совершенстве, в Его характере, сущности и цели; мы не увидим этого ни в природе, ни в делах Провидения. Нам не по силам это постичь, как Елифаз говорит Иову, и святые Нового Завета согласны с этим. Великий апостол язычников говорит: "как непостижимы пути Его, и неисследимы судьбы Его"; это сказано не только о творении или провидении, но и о работе благодати. Любовь Божие имеет высоту и долготу, широту и глубину, которые не могут быть постигнуты. Но Бог Сам находит Свой народ. Он находит его и возрождает, чтобы Его люди знали, что Он Бог завета и Отец их. Он таков от века, но в действенном призвании они узнают это ясно. Затем, под влиянием Его Духа и благодати, они обретают интерес к Нему и Его завету, и Он владеет ими, признает и утверждает их как Своих людей.  Он нашел их во Христе, как Милостивый и Милосердный, Прощающий беззаконие и грех их, как Он простил бедного мытаря, который, глубоко чувствуя свой грех и унижение, бил себя в грудь и молил: Боже, будь милостив ко мне грешнику! Так Он нашел апостола Павла, и открыл Себя ему, богохульнику, гонителю и обидчику, и позже он сказал: "Я был помилован", то есть найден Богом, милостивым и милосердным к нему.   
Бог находит Свой народ у престола благодати, как Бог, слышащий молитвы и отвечающий на них. Ибо Он никогда не сказал семени Иакова: ищете лица Моего напрасно. Рано или поздно, но Он всегда слышит молитвы Своего народа, и когда Его люди зовут Его, Он находит их, как Бог всякой благодати, Который в состоянии принести им все изобилие благодати Его. Они приходят к престолу Его благодати; они могут найти Его, и они находят всю благодать и милость, что помогает им во всех их нуждах. Он находит их в Своих таинствах. Его душа желает, и Он ждет, чтобы они могли созерцать красоту Господню, и когда они собираются в храме Его, они могут видеть всю силу и славу Его, как прежде видели в святилище. Они собираются и следуют по стопам Царя и Бога их во святилище Его; "там у нас великий Господь будет вместо рек, вместо широких каналов; туда не войдет ни одно весельное судно, и не пройдет большой корабль" (Ис.33.21). Он изливает Свою любовь в сердца их, и Он присутствует в доме Своем больше, чем где-либо, ибо "Господь Бог есть солнце и щит, Господь дает благодать и славу; ходящих в непорочности Он не лишает благ" (Пс.85.12). Потому блаженны все уповающие на Него.
Но когда же Он находит Своих людей таким образом? Когда они ищут Его, ибо если будете искать Его, Он будет найден вами. На самом деле правда, что Его находят некоторые, кто никогда не искал Его, более того, Он всегда находил Своих людей в момент их возрождения, прежде чем они могли искать Его. "Меня нашли не искавшие Меня, Я искал тех, которые не спрашивали обо Мне". Человек вполне пассивен прежде своего возрождения. Только Господь находит его. Великий Пастырь ищет Свою потерянную овцу, ушедшую во тьму и мрак падения Адама. Не в силах овцы, которые потеряли свой путь, вернуться обратно в Отчий дом. Потому наш Господь, сравнивая Своих людей с овцами, а Себя с пастухом, говорит: "Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся?" (Мтф.18.12). Мы, заблудшие овцы, никогда не нашли бы Господа, и более того, никогда не стали бы стремиться к Нему, если бы Он прежде не нашел нас. Хозяин находит их, или их никто не найдет. Так происходит в возрождении: Господь находит тех, кто никогда не взыскал Его.
По возрождении, когда Он рад открыть Свое лицо Своим людям, они ищут Его, и часто проходит долгое время, прежде чем они Его находят. Так было с Иовом: О, я знал, где я мог бы найти Его, что я мог подойти к престолу Его. Вот я иду вперед, но Он не там, и назад, но я не могу воспринять Его". Иов использовал все надлежащие средства, глядя вперед и назад, видя пути Его проявления или Его благодати. Так вся Церковь, когда потеряла Любимого, искала Его на площадях и улицах. Она искала Его повсюду и не могла найти, и заклинала дочерей Иерусалимских, если они найдут Его, сказать Ему, что она больна любовью. Тем не менее рано или поздно Господь будет найден теми, кто искал Его, ибо Он обещал это, и Он верен Своему обещанию. "Ищите, и найдете; стучите, и отворят вам". "Тот, кто искал Его рано, найдет Его", то есть если Его искать в первую очередь и прежде всего иного, искать Его искренне и всем сердцем своим, мы найдем Его. некоторые приближаются к Нему лишь своими устами и чтят Его языком, когда их сердца далеки от Него. Им кажется, что они наслаждаются Богом и Его тайнами, но им открыта лишь внешняя сторона их. Однако тем, кто ищет Его всем сердцем своим, Он обещал, что они должны найти Его (Притч.8.17). Те, кто приближаются к Нему с чистым сердцем, в правоте своей души, и ищут Его как самую великую драгоценность, о тех сказано от имени мудреца: "найду познание Бога" (Притч.2.5).   
Они ищут более высокую ступень духовного и опытного знания, зная, где Он воздает им, если прилежно искать Его, и искать Его достойно, там, где и как Он может быть найден. Но где может быть найден Бог, как милостивый к развращенной и виновной твари? В Посреднике, Господе нашем Иисусе Христе. Он есть Путь, Истина и Жизнь; никто не может прийти к Отцу, как только через Него. В Его лице мы имеем доступ к Богу, и другого пути нет. Потому Бог может быть найден в Его доме, и в Нем Он являет Себя среди Своего народа и предоставляет Свое благое присутствие. Если будете искать Его, Он будет найден вами, рано или поздно. 
III. Когда Господь оставляет Своих людей? Когда они оставляют Его. В каком смысле Бог может оставить Свой народ? Есть смысл, в котором Он этого никогда не делает. Он обещал Самому Иисусу: "Никогда не оставлю Тебя и не покину Тебя". Это обетование сделано не только для Иисуса, но для каждого верующего (Евр.13.6). В этом качестве оно принадлежит всем святым, и используется, чтобы поощрить верующих евреев довольствоваться тем, что они обрели, не опасаться никакого врага, но быть уверенными, что Господь их Помощник. Это обетование - общее для всех верующих, каждый из них может претендовать на него и обрести свою долю в нем.
В некоем смысле Он никогда не оставит Свой народ: "Ты, Господи, никогда не оставляешь ищущих Тебя" (Пс.9.10 KJV). Когда Его люди находятся в бедственном положении и так прибегают к Нему, Он рассматривает их как "бедных и нищих, что ищут воды, и язык их сохнет от жажды; Я, Господь, услышу их, и я, Бог Израилев, не оставлю их". Господь не оставит дело рук Своих, но будет совершенствовать то, что сделал в них, и обретет радость от Своей доброты в них, и от дела веры и силы в них. Он будет продолжать Свою работу со властью до дня Иисуса Христа. Он не оставит Свой народ, ибо он наследие Его. Человек никогда не бросает свое наследство; разве вы видели такое? Но народ Божий - удел Его, и Он никогда не оставит его, и Его дело в них не будет проиграно. Люди Его могут думать и опасаться, что Он оставил их. Они могут сказать: Господь оставил меня. Но Господь ответит: "Забудет ли женщина грудное дитя свое, и разве не пожалеет сына чрева своего? Но если и она может, то Я не забудут тебя. Вот, Я       начертал тебя на ладони моей руки, стены твои всегда предо мною!". Люди Божии могут думать, что они оставлены, хотя это не так. В самом деле, они могут быть оставлены до тех пор, пока Бог скрывает Свое лицо от них или отзывает Свое благое присутствие; так было со Христом, и то, что постигло Главу, явно может случиться и с членами Его: "Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты меня оставил!". Бог может оставить Свой народ на краткое время; " на краткое время я оставил тебя, но с великой милостью приму тебя" (Ис.54.7). И далее Он говорит: "Ты не будешь назван больше оставленным". Значит, он был оставлен и был назван так, но он не будет снова назван оставленным. Так происходит, когда Бог скрывает лицо Свое от Своего народа. Но когда Он это делает? Когда Его люди оставляют Его закон. "Если сыновья его оставят закон Мой и не будут ходить по заповедям Моим;
 если нарушат уставы Мои и повелений Моих не сохранят: посещу жезлом беззаконие их, и ударами - неправду их;  милости же Моей не отниму от него, и не изменю истины Моей" (Пс.88.31-34). Вы видите, что то, что Бог оставляет Свой народ, согласно с продолжением Его любви к нему и с продолжением Его завета. Это оставление потому сохраняет Его разумное общение со Своими людьми, ибо Он рад обличить их беззакония и грехи, вставшие между ними и Ним и заставляющие Его скрыть Свое лицо от них.
Бог оставляет Своих людей также тогда, когда они оставляют Его таинства и служение Ему. Апостол говорит евреям: "Не будем оставлять собрания своего, как у некоторых обычай". Таких людей очень много сейчас. Если вы оставите Господа - а оставить собрание значит оставить Его - то Он оставит вас. Вам достаточно отказаться от престола благодати Его, оставить молитву, чтобы Он начал оставлять вас, и если вы продолжите так, Он вовсе оставит вас. Осмелюсь сказать, что я никогда не знал человека, который оставил бы слово Божие и молитву и не оказался оставлен. Мы хорошо знаем, что если люди оставляют Бога таким образом, Он обязательно оставит их, по крайней мере пока не вразумит. "Пойду, возвращусь в Мое место, доколе они не признают себя виновными и не взыщут лица Моего" (Ос.5.15). Это оставление Бога есть очень большое зло, в которое Его народ впадает по немощи плоти, силе неверия, искушениям сатаны и часто через погружение в вещи мира сего. "Израиль утучнел и разжирел,  он оставил Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего". Это большое зло. Это раздражает Бога, и Он явит Свое недовольство и возмутится, сокрыв Свое лицо от вас. "Если вы оставите Его, Он оставит вас".
Если вы желаете наслаждаться присутствием Бога, вы должны быть с Ним. Вы должны приближаться к Нему, к престолу Его благодати, к Его народу, Его святилищу и Его тайнам. Если вы отходите от всего этого, то вам не стоит ожидать присутствия Бога и общения с Ним. Это должно быть самым большим для вас стимулом к тому, чтобы взыскать Господа: "Если вы ищете Его, Он найдет вас". Он явит Себя вам, если вы будете искать Его. Вы можете быть в этом уверены, ибо Он обещал это. Скажу также, что мы не можем отойти от Него так, чтобы не обидеть Его и не заставить Его скрыть Свое лицо от нас. Пусть же Церковь будет бдительна, чтобы наслаждаться самым тесным и близким общением со своим Господом: "Левая рука его у меня под головою, а правая обнимает меня.  Заклинаю вас, дщери Иерусалимские, сернами или полевыми ланями: не будите и не тревожьте возлюбленной, доколе ей угодно" (Песнь 2.6-7). О, как осторожны мы должны быть, чтобы не обидеть Бога, Который лелеет нас так, что предоставляет нам Свое благое присутствие, которое является наибольшим благом из всего, чем мы можем наслаждаться в этом мире!
Наконец, мы должны молиться о благодати и силе, чтобы держаться ближе к Нему. Наши лживые сердца склонны блуждать от Него. Через их растление, искушения сатаны и козни мира мы слишком увлекаемся мирским и всегда готовы отойти от Бога. Потому мы должны всерьез прибегать к престолу благодати за силой избрать Его, смиренно ходить пред Ним и находиться в постоянной зависимости от Него.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn