Шахматы

Юрий Матусов
        Я считаю, что мне со школьными учителями в основном повезло. Большинство из них были не только преподавателями своего предмета, но были ещё и воспитателями – мастерами творения человеческих душ. Вот, вспомнился один из  преподанных ими уроков.
       В этот день урок немецкого языка начинался как обычно. Входит учитель. Класс встаёт. И первый вопрос учителя
- Wer ist heute Ordner? (Кто сегодня дежурный).
- Ich bin heute Ordner (Я сегодня дежурный), – выходя вперёд, отвечает Алик Прохоров.
- Wer fehlt (Кто отсутствует?)
- Heute fehlt Miller (Сегодня отсутствует Миллер).
- Warum? (Почему?)
- Ich weiss nicht. (Я не знаю).
- Es ist klar. Setz dich bitte (Понятно. Садись, пожалуйста).
        Учитель обращается к классу.
-  Wer hat die Hausaufgaben f;r die Geschichte "Monkeys and Hats" gemacht? (Кто подготовил домашнее задание по рассказу «Обезьяны и шляпы»?)
        Класс молчаливо замер. Не так давно закончилась война. Немецкий язык все не любили, и уроки почти никто не готовил. Учитель сердито нахмурился.
        В этот момент дверь класса отворилась, и вошёл милиционер, ведущий за рукав Сашу Миллера. Класс затих. А милиционер подвёл Сашу к учительскому столу.
-Это Ваш?
        И получив подтверждение, повернулся к классу.
- Уважаемые пионеры, на этом мальчике тоже пионерский галстук. Однако, он совершил поступок, позорящий пионера. Его с приятелем поймали на воровстве.
        Класс удивлённо замер. Все знали, что Саша, всегда очень скудно одетый, был из бедной семьи, но был всегда очень обходительным и вежливым. И вдруг такое! А милиционер продолжал.
- Саша с приятелем приходили в магазин и просили показать им шахматы, а потом, забрав несколько шахматных фигур, шли в другой магазин, и так несколько раз. И только в магазине «Детский мир» на Садовой улице продавец заметила кражу и вызвала милицию. Представьте, сколько они обошли магазинов, если они собрали почти полный набор фигур, правда, без шахматной доски. Поскольку Саша малолетний, мы его арестовывать не будем, а просим вас обсудить его поступок на пионерском собрании и провести с ним воспитательную работу.
        Милиционер попросил учителя пройти с ним к директору школы, и они  покинули класс. Все бросились к Миллеру с возгласами  одобрения «Ну, вы и придумали!», «Сашка – ты гений!» и т. д.
        Прошло несколько лет. Однажды мне, как комсоргу школы, пришлось беседовать с преподавателем биологии Лидией Геннадиевной Мельниковой по вопросу противодействия хулиганским выходкам в школе. И она мне привела как пример случай, по которому я знал начало, но до этого момента не знал конца.
        Оказывается поступок Саши Миллера наши учителя обсуждали на педагогическом совете и, прекрасно понимая, что пионеры Сашу не перевоспитают, они сделали потрясающий педагогический ход: учителя сбросились и купили Саше Миллеру шахматы. Вот это Педагоги (с большой буквы)!!!
        В начале семидесятых годов я встретил Сашу Миллера у станции метро «Кировский завод». Саша уже стал солидным человеком, уважаемым специалистом метростроя. Метростроевцы делали подземный переход под проспектом Стачек, от станции метро «Кировский завод» к главной проходной завода. О необходимости этого перехода речь шла много лет, но его сделали только после того, как на надземном переходе грузовик задавил женщину – депутата горсовета. Торжественное открытие этого подземного перехода состоялось в 1975 году.