Провал информационной войны

Александр Русин
Месяц спецоперации на Украине - это не только месяц боевых действий и месяц экономической войны коллективного Запада против России, но и месяц информационной войны - возможно наиболее масштабной и циничной из всех.

Информационная война против России приобрела тотальный характер, когда ведущие ее страны Запада и Украина применяют все средства и методы для достижения целей.

Основных методов информационной войны с украинской стороны три:

- Фейки, то есть фальсификации и подделки, иногда просто постановочные кадры "ужасов войны", в которых обвиняются российские войска. Фейки-имитации успешных боевых действий ВФУ;

- Ложные обвинения, когда разрушения от артиллерийских ударов ВФУ (обычно по жилым домам и объектам инфраструктуры) выдаются за разрушения от ударов российской артиллерии и авиации;

- Провокации - различные фото и видео, акции провокационного характера с целью вызвать общественный резонанс, послужить основанием для расширения санкций (расширения экономической войны) или для просьб к Западу о поставках оружия.

Яркий пример провокации - события в Буче.

Примеров фейков и обвинений с целью "перевода стрелок" - не счесть, они появляются в соцсетях и украинских СМИ сотнями каждый день.

Опираясь на украинские провокации, фейки и ложные обвинения, западные политики и журналисты формируют негативный, вернее даже демонический образ России и распространяют русофобию, приобретающую местами совершенно дикие средневековые формы.

Накал информационной войны оказался так высок, что даже в странах Запада, далеких от событий, начались преследования русских по национальному и языковому признаку, даже тех, кто давно проживает на Западе и имеет гражданство стран ЕС и США.

Всего за месяц страны Запада превратились в подобие самой Украины, насквозь пропитанной русофобией. И не только Польша и страны Прибалтики, для которых это всегда было характерно, но и страны, ранее гордившиеся своей толерантностью.

С началом информационной войны Европа и США быстро сбросили с себя маску толерантности, под которой обнаружилось истинное лицо опытных охотников на ведьм и инквизиторов с многовековым стажем.

Ситуация в информационной войне сложилась для России самым неудачным образом.

Россия оказалась неготова вести подобную войну ни технически, ни методически, ни организационно.

Российские средства доставки информации западному зрителю в виде телеканала Russia Today и популярных Youtube-каналов российских журналистов и СМИ очень быстро оказались заблокированы.

Сами западные СМИ, журналисты и блогеры практически не поставляют своей аудитории российскую точку зрения на события. Очень немногие пытаются объективно разобраться в происходящем, но это скорее исключения.

Интернет, который раньше казался средством свободного общения, распространения объективной информации, правды - превратился в такой же инструмент пропаганды как и обычные СМИ. И этот инструмент находится преимущественно в руках Запада.

К этому добавились и собственные недоработки, а порой и откровенные провалы Кремля, Генштаба и российских СМИ в информационной войне.

Генштаб оказался совершенно не готов подавать действия ВС РФ так, чтобы это было понятно, современно, убедительно, чтобы создавался нужный образ.

В первые дни от Генштаба не поступало вообще никакой информации, затем постепенно начали работать военкоры, но их репортажи носят обрывочный характер, не формируют целостного представления о ходе операции. Сам Генштаб генерирует только сухие информационные сводки.

Сухие казенные отчеты о подвигах бойцов с зачитыванием наградных листов тоже нельзя назвать удачным решением задачи по информированию общества об успехах операции.

В результате уже к концу первого месяца спецоперации даже российская аудитория начала "теряться" и раскалываться на тех, кто продолжает верить в успешный ход событий и тех, кто начал откровенно сомневаться.

Сначала появились вопросы, почему операция идет так медленно, почему не взяли тот или иной город, почему войска "топчутся на месте", почему до сих пор продолжаются обстрелы Донецка. Почему не окружили группировку ВСУ в Донбассе, почему не разгромили... почему до сих пор летают украинские самолеты, почему летают вертолеты...

Вместо убедительных ответов на все эти вопросы, которые интересовали очень многих, Генштаб и СМИ продолжали штамповать стандартные репортажи и транслировать сухие сводки, которые сами по себе на возникающие вопросы не отвечали.

Одним из самых больших провалов информационной политики Кремля стало заявление Мединского после завершения переговоров в Стамбуле - заявление, которое нужно было или вообще не делать или делать как-то иначе. Или сразу как-то убедительно объяснять.

Заявление Мединского породило внутри российского общества настоящую смуту, местами переходящую в панику с криками "все пропало, нас предали".

Даже такой мастодонт российской пропаганды как Соловьев не смог исправить ситуацию, развеять сомнения и как-то убедительно ответить на вопрос "что это было". Скорее даже наоборот, он сам оказался в замешательстве, чем только усилил смуту и панические настроения с российском эфире.

Президент по поводу переговоров просто промолчал, что опять же усилило сомнения и нехорошие подозрения.

Только на одном этом эпизоде можно написать целую книгу под названием "как помножить военные успехи на ноль и просрать информационную войну за час".

Далее последовал отвод войск с киевского и черниговского направлений, который породил еще больше сомнений, домыслов и новых панических настроений. И новых вопросов. На которые тоже не последовало ни ответов, ни пояснений. Ни от Генштаба, ни от журналистов, ни от президента.

В этот момент проявилась фундаментальная проблема всего информационного обеспечения спецоперации с российской стороны:

Никто изначально не объяснил российскому обществу целей, сроков, масштабов и границ операции.

Цели операции были объявлены, но они не были должны образом пояснены и поэтому допускали очень широкое толкование и домысливание (чем многие и занялись).

Больше всего домыслов породила такая цель спецоперации как денацификация Украины. Многие, наверное даже абсолютное большинство, восприняли это как намерение взять Киев, сменить власть на Украине и поймать всех неонацистов.

Никто не пояснял, как будет проводиться денацификация, что в нее входит, какими методами и до каких пределов.

Взять Киев и сменить власть на Украине никто не обещал. Но и объяснить с самого начала, что этого не произойдет и почему - тоже никто не постарался.

Исходя из этого в российском обществе возникли ложные ожидания, которые с началом переговоров и отвода войск от Киева превратились в устойчивые паническо-пораженческие настроения.

И когда эти настроения проявились - с ними тоже никто не поспешил бороться - ни СМИ, ни Генштаб, ни Кремль.

Фактически это провал информационной войны.

Россия оказалась не просто неготова к ведению современной масштабной (тотальной) информационной войны в мире, на западе, в информационном пространстве противника - она оказалась неготова даже к элементарному информационному обеспечению военной кампании на должном уровне, в собственном информационном пространстве и для российской аудитории.

Провалить информационную войну в собственном пространстве, на собственной аудитории, которая больше 90% информации получает из российских СМИ и соцсетей - это надо было уметь.

Это практически хет-трик в свои ворота.

Если каким-то образом Кремль, Генштаб и российские СМИ смогут исправить эту ситуацию - будет просто чудо.

Пока все идет к тому, что спецоперация закончится достижением поставленных военных целей при твердой уверенности российского общества, что война проиграна.

Возможно это будет первая в истории война, которая выиграна на поле боя, но проиграна в общественном сознании.


04.04.2022