Дочки

Любовь Матвеева-Поротикова
 "Дочерьми красуются, сыновьями в почёте живут" (русск. пог.)

          Была такая поговорка, да устарела.  Сейчас больше подходит : "Дочка - горючая слёзка". Как-то пожилая соседка попросила меня зайти в миграционную службу и взять ей список нужных документов для оформления российского гражданства - собралась переезжать к детям. Я зашла. Оказалось - там очередь, и приличная. Узнаю - не только уезжают,  некоторые просятся назад! 
          Стою в очереди, жду, скучновато. За мной заняла совсем старенькая, миниатюрная женщина. Разговорились. Оказалось, несколько лет назад дочь уговорила её переехать из Казахстана к ней, в Омскую область. Мать продала большую квартиру в центре Петропавловска, и уехала.
           На новом месте привыкать было трудно, но утешала мысль, что она помогла дочери. На материны деньги зять купил дорогую машину, завёл какой-то немудрёный деревенский бизнес. Старая мать помогла родным воспитать младших детей, подрастила правнука. А когда необходимость в ней отпала, вдруг стала всех раздражать. К тому времени "бизнес" из-за неопытности "бизнесменов" прогорел, зять запил, и по пьянке разбил машину.
           - Убежала я от них, убежала! - горестно рассказывала женщина. - Теперь по очереди живу то у брата, то у сестры, и сама вижу, что мешаю им. Упрекают, что в своё время не послушала их совета! Вот, опять прошу казахское гражданство, а меня спрашивают, знаю ли я язык? Где мне на старости лет язык выучить, если ума нету? Старая я, а за пенсией надо теперь каждый раз через границу в Россию ехать. А то, бывает, и милостыньку попрошу - на хлеб!
          Я рассказала эту историю моей соседке, которая собралась переезжать к сыну в Россию, а также  своей подруге Людмиле.
          - Хорошо тебе, у тебя дочка, хоть и в Австралии, - вздыхает Люда, не сделав должных выводов. - У тебя дочка, а у меня - сыновья. Куда пойду на старости лет?
          Она мне жалуется, а я вспоминаю, как на моих глазах и глазах её сыновей разворачивалась драма жизни её свекрови, которая также мешала в своё время Людмиле, и понимаю - некуда! Грядёт расплата...
          Да, конечно, далеко не всегда у дочек хорошо, а у сыновей плохо. Бывает и наоборот. Бывает, что у сына старой матери даже лучше, чем у дочери.
Но... это только если он не женат!