1. Из-под маминого крыла... - 4

Станислав Климов
Начало здесь:http://proza.ru/2022/03/27/756

1.4. А ФОРМА-ТО ДИСЦИПЛИНИРУЕТ

- Рота 17! Подъём! – голос дневального, словно обухом по голове, оторвал от сладких снов, в которых масляные мамины блины уплетались мною за обе щёки со сметаной.
Вот они, курсантские будни, рассвет только в окна, а мы уже бегом по лестницам, вприпрыжку через ступеньку, на зарядку и ни куда-нибудь, а на улицу, во двор и в одних футболках. Вот она, жизнь военная или полувоенная, почти не отличимая от военной. Распорядок дня один и тот же!..

Чего хотели, Станислав Леонидович, того получите и распишитесь. Воспитывайте в себе дисциплину и характер закаляйте…

А на построении, перед выходом в учебный корпус, командир роты объявил своё решение о назначениях старшины роты и старшин групп с помощниками. Не забыл он комсоргов и профоргов роты и групп с помощниками, редакционной коллегии, отвечающей за выпуск стенгазет и других наглядных пособий для курсантов, а так же некоторых других активных ребят на помощь вышеназванным. Ваш покорный слуга стал комсоргом роты, коим протрубил до самого выпуска из училища и членом редколлегии, отвечающим за тексты в выпускаемых газетах, за что…

А об этом чуть позже…

- Во, мы с тобой и в строю рядом стоим, - Вовка расплылся в белозубой улыбке, когда командир роты, будучи дежурным по дому курсантов, вывел всех его обитателей, имеющихся там в наличии на 1 сентября на плац и выстраивал для первого марша в учебный корпус.
Здесь он нас уже расставляет по росту, как положено в строю, настоящем военном строю. Мы и здесь оказываемся рядом, роста одинакового, только телосложением Вовчик поплотнее. Это я «ни в коня корм», как утверждает мама, а он, видимо, хорошо питался, не зря же мама коком на танкере с папой работает и по сей день. Судьба, однако, и в строю стоять рядом, как лежать на соседних койках…
- Давай и за парту одну сядем? - пробасил Вовка, когда мы вошли в первый свой класс учебного корпуса, видимо, найдя во мне того человека, которого ему не хватает по жизни или просто со мной ему интереснее, чем с двумя вчерашними одноклассниками, а сегодня курсантами нашей группы.
- Давай, - улыбнулся я и понял, что один плюс два и уже не совпадение, точно судьба.
Так и сели вместе и на все четыре года, на все четыре курса, ни разу не изменив своих решений и не переметнувшись куда-либо с одной парты. Опять тороплюсь…
Дни полетели, словно с деревьев жёлтые пожухлые от первого морозца листики берёз и тополей, осин и клёнов. Мы привыкаем к распорядку дня, к хождению по сорок минут строем на учёбу и обратно. После домашних харчей и школьного образа жизни привыкаем к большим физическим нагрузкам, курсантской пище и дисциплине. Привыкаем к военному положению, а однажды…

- Товарищи курсанты 17-ой роты, сегодня после учебного процесса и по приходу в дом курсанта все идём получать обмундирование, - Василий Степанович встретил нас на выходе из училища, на построении в колонны.
Сказать, что мы очень приятно восприняли сказанное, значит, не сказать ничего. Мы обрадовались, словно дошколята шоколадной конфете или яркому подарку, эмоции выплёскивали через край, лились наружу расплывающимися в улыбках физиономиями. И ещё один плюс, о котором особенно приятным стало сие сообщение командира, что сегодня вечером все городские ребята получат увольнительные, что бы привести форму в порядок. А для иногородних есть шанс полакомиться домашними вкусностями, которые те, городские, обязательно принесут из дома, от любящих мам и бабушек…
- Санёк, смотри, у тебя женский половой орган на спине! – ржёт басом здоровенный Борька Бурдюк, двухметровый кинешемский деревенский хохмач и балагур, показывая пальцем на шинель, которую надел низенького роста Сашка Акифьев. - Ха, ха, Санёк, а тебе штаны не жмут!? – продолжает он на весь кубрик, держась за живот, наблюдая, как тот же Санька оттопыривает верх брюк и видит, что туда влезет запросто еще такой малец.
- А сам-то, далеко ноги просунул в брюки! – Сашка, слегка покрываясь румянцем, не отстаёт в любезностях, и вся группа падает от хохота, видя, как Борькины ноги почти обтянули короткие суконные форменные брюки, и снизу видны волосы на ногах.
Мы примеряем полученное обмундирование и не можем не умирать от хохота друг над другом. Наверное, ни одному из тридцати пяти человек не досталось ничего строго по размеру, разве, что головные уборы – фуражка и шапка. Здесь всё в порядке, строго по головам и присутствующим в них мозгам. А, да, ещё перчатки особо маленького, почти детского размера. Если бы можно было, все бы ринулись по домам и ушивали форму. Но, увы…

- Городские, все идёте в увольнение? – в кубрик зашёл дневальный.
- Да!!! – почти хором заорали на десятки голосов, разлетевшись гулким эхом по этажу.
- Во орать вы горазды! А иногородние кто поедет?
И мы начали записываться в список на получение увольнительного листка. Попробую и я съездить к маме, может, постирает и ушьёт мне форму, которая на мне, как на маленькой вешалке, мешком и фонарями по бокам. Жаль, что дома нет сестрёнки. Она швея и сделала бы из неё суперформу, по телу, по ноге. За окном около половины пятого вечера и до электрички с Московского вокзала почти час, успею…

- А тебе куда ехать? – мы стоим на Сенной автостанции с Сашкой Абрамовым, которому с того же вокзала по Московской ветке ехать минут пятнадцать.
- Я уже не успел на Московский вокзал, теперь в центр Сормова. Там в девятнадцать десять будет электричка на Заволжье, на ней и поеду. Да вот, как ехать туда, не знаю. С мамой только с Московского ездил.
- А вот, читай, Сормово, Починки, седьмой микрорайон. Садись на сорок пятый автобус и доедешь, а там спросишь, - Санёк махнул мне на подкативший и открывший двери жёлтый «Икарус».
- И то правда, тогда я поехал, - пожал я ему руку и вскочил на подножку, поддерживая в руке «дипломат».
- А я с тобой, там по переходу дойду, - и он прыгнул вместе со мной в чрево большого автобуса.
Вечерний город живет своей жизнью, своей толкотнёй и массой ярких огней, жизнью огромного количества суетных машин и спешащих куда-то жителей. Я смотрю в окно автобуса и размышляю над тем, что и меня теперь можно назвать городским жителем, таким же суетным и вечно куда-то бегущим. На мне новёхонькая курсантская форма, мешковатая и великоватая, но я горд носить и такую. Я причастен к семье будущего флота страны, будущего командира теплохода или земснаряда, начальника вахты и властителя судеб подчинённых. А осень берёт свои права, городские деревья постепенно одеваются в яркие краски, под дуновением забияки ветерка медленно сбрасывают юбки и кофточки одеяний, посыпая предметами своего туалета проезжую часть и тротуары, аллеи парков и дворы многоэтажек. Осень в большом городе, в столице Матушки-Волги…

- Я пошёл, до завтра, тебе еще долго ехать, не проспи, - Санёк вывел меня из раздумий, ему пора выходить, улыбнулся и выскочил в распахнувшуюся «гармошку».
Огни железнодорожного вокзала яркими стайками обрамляют перроны и само здание, подъездные пути и составы, стоящие под парами и без оного. Автобус вырулил на широкий и светлый Московский проспект, помчавшись дальше. Мне бы, действительно, не проехать свою остановку, хотя, я и не знаю, какая здесь будет моя. Надписей на остановках не видать…

Минут через двадцать я начинаю нервничать и пытаюсь глазами отыскать вдоль проспектов и улиц хоть что-то знакомое, какое-нибудь название магазина или остановки. Тщетно. Город большой и пока ещё не знакомый, совсем чужой поселковому парню, привыкшему ездить сюда только с родителями, не считая одного случая, когда мы с одноклассником Сашкой Тихомировым ездили за грампластинками. Съездили и угодили в переплёт с отсутствием денег на автобусный проезд. Да, есть, что вспомнить…

- Скажите, пожалуйста, а куда идёт автобус? – спрашиваю сидящую пожилую женщину.
- В седьмой микрорайон, а тебе куда, курсантик? – в ответ спросила она, увидев слегка испуганное лицо первокурсника.
- В центр Сормово, - совсем испугался я, понимая, что и на эту электричку могу опоздать, - на железнодорожную станцию.
- Эх, проехали мы центр, - вздохнула она, сердобольно поняв, что я потерялся.
- А почему я не видел универмага в центре?
- Этот автобус, внучек, идёт по другой улице и не заезжает к универмагу. Ты теперь езжай до конца и там дойдёшь до станции Починки. С неё и поедешь. Тебе на Заволжье?
Я кивнул в ответ и понял, что домой сегодня попаду в лучшем случае на электричке, что идёт в двадцать один тридцать с Московского вокзала и дома буду только к полуночи. А что там делать во столько? Мама не успеет высушить форму, машинка у нас с ручным отжимом. Приехал!..

Так и получилось, что в дверь квартиры на четвёртом этаже я постучал ближе к полуночи, чем очень напугал маму.
- Ты чего так поздно, сынок? Что-то случилось? Ой, в новенькой форме! – через мгновение отойдя от шока моего появления, тут же обрадовалась она и обняла крепко-крепко, мы не виделись десять дней.
- Мам, ничего не случилось. Сегодня получили обмундирование и всем городским дали увольнительные до восьми утра ушить и постирать форму.
- А какой же ты городской? И почему так поздно отпустили?
- Да совсем не поздно, в пять часов вечера отпустили, просто я в Горьком заблудился и не на тот автобус сел, опоздал на электричку из Сормово. Приехал только на двадцать один пятьдесят семь из Починок.
- Так тебе же на шесть двадцать восемь уезжать надо обратно, - посмотрела мама на часы, которые показывали первый час ночи.
- Встану и уеду, а форму тогда Света ушьёт, когда я на выходной приеду.
- Постирать-то я успею. Суконные вещи ушивают после стирки, что бы посмотреть, как подсядут.
- Не успеет высохнуть, - засомневался я.
- Ложись спать, курсантик, я всё сделаю…

А рано утром, на переполненной «студенческой» электричке я уехал в училище. Уехал в чистой, сухой и отглаженной заботливыми мамиными руками, форме, слегка подсевшей и смотревшейся уже не так мешковато. Она всю ночь занималась моим новеньким курсантским обмундированием, стирала, выжимала своими больными руками, сушила сначала на чуть тёпленькой батарее, а потом досушивала утюгом. Моя любимая мама сделала всё, что бы её сын приехал вовремя из увольнения и в сухой одежде. А пока сойдёт не ушитая, до следующего увольнения прохожу, не страшно. Главное, что я уже настоящий курсант, осталось сфотографироваться в форме и получить курсантский билет для предъявления патрулям в городе…

Продолжение здесь:http://proza.ru/2022/04/04/146