Наши возможности..

Валерий Попов 3
      
  Спецоперация на Украине, жесточайшие санкции запада – это реалии, в которых мы живём сегодня. Тяжелейшие времена для нашей экономики, которые нужно пережить и выжить.
 Во все времена экономическая наука говорила о том, что основное в экономике это производство средств производства. В СССР этому уделялось огромное значение, производилось различное оборудование, разнообразные станки и как результат были и наши самолёты и локомотивы и многое другое. Более того, я помню, что в СССР были и прорывные направления в станкостроении. На Ивановском заводе при директоре Кабаидзе стали выпускать обрабатывающие центры с электроникой фирмы Bosch, которые были на самом современном уровне, было и такое.
 Распад СССР привёл к огромным потерям, сравнимым с потерями в ВОВ 1941-1945 г. Практически исчезло наше станкостроение, да и многое другое. Многие производственники наверное помнят прекрасные токарные станки завода Красный Пролетарий, такие, как 1К62 или 16К20, вся страна работала на них.
 В один миг не стало ни этого завода, ни завода автоматических линий им. Орджоникидзе, ни Ивановского станкостроительного завода и многих, многих других.
  Мне хотелось бы задать вопрос нашему председателю правительства, имеющему кстати станкостроительное образование, а какие станки мы выпускаем сегодня? Не спорю, возможно есть отрасли, где сегодня и производят неплохие станки. В советские времена авиационная промышленность производила для себя отличные станки, возможно и сегодня они есть? Пермский моторостроительный завод, например, освоил новые современные двигатели для МС-21, это же невозможно без высокоточных станков.
 Так случилось, что мне пришлось работать на переднем плане науки и однажды нам разрешили закупить самое передовое импортное оборудование за золотые рубли, оказывается были и такие. Я непосредственно принимал участие в выборе необходимых станков для нашей программы. В то время почти каждый год в Москве проводились выставки самых современных станков и мы были постоянными их участниками, так что имели всю информацию практически о всех западных фирмах.
 В итоге мы купили великолепный фрезерный центр МН 1000 фирмы МАХО с полным набором оснастки и инструмента и токарный центр фирмы ТРАУБ. Ещё был закуплен ряд станков фирмы АЖИ для опытного производства.
  Такого никогда не было, мы наконец увидели все возможности современной уникальной техники. Специалисты знают, что такое оснастка и инструмент, это 90% возможностей, это решает практически все проблемы. Встал вопрос, а кто сможет работать? Не было опыта, но надо осваивать, направили молодых ребят на курсы. Кроме того, нужно было проводить техническое обслуживание, что оказалось невозможным без участия представителей фирмы. В последствии отсутствие необходимого опыта, знаний да и нашей безответственности привели к тому, что постепенно эти станки превратились в металлолом, мы оказались не готовы, хотя благодаря им удалось сделать очень многое, например уникальные волновые электроды для начальной части ускорителя У-30. Также была разработана технология и проведён  монтаж волновых электродов на резонатры с использованием высокоточных возможностей центра МН 1000.
  Сегодня дебатируется вопрос о продаже наших природных ресурсов за рубли, эта схема понятна, но возникает вопрос, а как нам купить те же современные станки, находясь под санкциями? И здесь, на мой взгляд, есть необходимость подумать, а что если предложить нашим западным партнёрам прямой обмен? Мы вам газ, нефть, никель, палладий, титан, а вы нам не евро и доллары, на которые нельзя ничего купить под санкциями, а станки, оборудование, микросхемы и т.д.
 Вот тогда и не будет проблем с валютой, не будет возможности шантажировать нас и никакие санкции не страшны.