Тайна ремесла и женщина в мужском окружении

Владимир Каев
Беспроигрышная игра с литературой – не знаток и не поклонник случайным образом нахожу у Анны Ахматовой:

        Могла ли Биче словно Дант творить,
        Или Лаура жар любви восславить?
        Я научила женщин говорить…
        Но, Боже, как их замолчать заставить!

Любопытно. Женские разговоры, действительно, оставляют желать… речь, впрочем, не о разговорах, о речи поэтической, но так ли уж велика дистанция? И откуда это четверостишие? Провожу следствие, отправляюсь за сведениями…

Это эпиграмма, отрывок из «Тайны ремесла», датированного 1960-м. Анна рождена 23 июня 1889 года, отбыла в мир иной 5 марта 1966.

Примечаю, что мне сейчас столько же, сколько Анне Андреевне в году шестидесятом прошлого века. Как будто это имеет значение! – Для меня имеет – смешение времён, словно можно оказаться рядом.

Реальное ближнее окружение Ахматовой той эпохи впоследствии названо «Ахматовскими с'иротами» – Евгений Рейн, Анатолий Найман, Иосиф Бродский и Дмитрий Бобышев.

Мне нравятся женщины, предпочитающие мужское общество. Сам я тяготею к женскому, но сила притяжения постепенно слабеет. Можно обойтись без силы, было бы общество.

Так что же «Тайны ремесла»? Вижу то, что на слуху:

        Мне ни к чему одические рати
        И прелесть элегических затей.
        По мне, в стихах все быть должно некстати,
        Не так, как у людей.

        Когда б вы знали, из какого сора
        Растут стихи, не ведая стыда,
        Как желтый одуванчик у забора,
        Как лопухи и лебеда.

        Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
        Таинственная плесень на стене…
        И стих уже звучит, задорен, нежен,
        На радость вам и мне.

Полный текст получить в Сети не проблема. Последние два фрагмента «Тайн ремесла» хочется перечитать внимательно. Перечитываю.

                Осипу Мандельштаму

        Я над ними склонюсь, как над чашей,
        В них заветных заметок не счесть –
        Окровавленной юности нашей
        Это черная нежная весть.
        Тем же воздухом, так же над бездной
        Я дышала когда-то в ночи,
        В той ночи и пустой и железной,
        Где напрасно зови и кричи.
        О, как пряно дыханье гвоздики,
        Мне когда-то приснившейся там, –
        Это кружатся Эвридики,
        Бык Европу везет по волнам.
        Это наши проносятся тени
        Над Невой, над Невой, над Невой,
        Это плещет Нева о ступени,
        Это пропуск в бессмертие твой.
        Это ключики от квартиры,
        О которой теперь ни гугу…
        Это голос таинственной лиры,
        На загробном гостящей лугу.

Финал «Тайн…»:

        Многое еще, наверно, хочет
        Быть воспетым голосом моим:
        То, что, бессловесное, грохочет,
        Иль во тьме подземный камень точит,
        Или пробивается сквозь дым.
        У меня не выяснены счеты
        С пламенем, и ветром, и водой…
        Оттого-то мне мои дремоты
        Вдруг такие распахнут ворота
        И ведут за утренней звездой.

                1960 г.