Рецензия на Идеальный человек, Франция, 2015

Ольга Хорошева
L'homme ideal, France, 2015

В главной роли Pierre Niney. Сценарист и режиссёр Yan Gozlan.
При участии Guillaume Leman и Gregoire Vigneron (сценаристы).

Жанр - психологический триллер, социальная драма.

Один из исключительных случаев фундаментального и цепляющего сценария именно в современном кинематографе.

Сильное воздействие на зрителя производит чётко прослеживающаяся идея, ясность проблематики. Твёрдый стержень идеи делает её жизнеспособной, укоренённой в изображённых реалиях, позволяет нам увидеть мир глазами Матьё. Идея заключается в неистовом стремлении обманным путём получить признание и статус, себя самого заставить поверить в свою исключительность, особенность, превосходство над остальными. Для поддержания этого статуса герою приходится вступить на криминальный путь. Далее, по ходу фильма можно увидеть, как первоначальная идея постепенно трансформируется, обрастая новыми нюансами, углубляя смысл.

Однако, не всё так прозрачно. Разделение на чёрное и белое - это лишь теория жизни. Объективный взгляд всегда находится где-то посередине, между этими двумя цветами в палитре оценки происходящего, в конфликтности противоборствующих желаний. Матьё никак нельзя причислить к преступникам, вопреки всем его деяниям - настолько противоречив и харизматичнн его образ. Любовная линия, появляющаяся в повествовании, уравновешивает баланс крайних сил, а также способствует максимальной наполненности и глубины характера, личности персонажа, выявляет его положительные черты. Романтические отношения героя показывают нам его с другой стороны, способствуют рождению ещё бОльшей симпатии к нему. Мы начинаем понимать, что все его неверные шаги продиктованы не тщательно спланированным действием, а страхом потери самого дорогого, что есть для него в жизни. Он попадает в капкан собственного образа, становится в каком-то смысле жертвой обстоятельств.

Детальная проработка сценария, так сказать, его скелета, чувствуется буквально тактильно – проделана серьёзная работа как на уровне содержания, так и на уровне формы, благодаря которой смысл был выражен в максимально концентрированном виде, словно сок из соковыжималки.

Если описать сильные стороны сценария в нескольких словах помимо идеи и характера, я бы сказала так – установка на визуализацию (а не на диалоги) в прорисовке мотивов персонажа, точечность акцентов, создающих динамику и напряжение, соблюдение главных условий по структуре, отсутствие ненужных событий, не имеющих смысловой нагрузки.

Таким образом, каждый эпизод, каждая сцена двигают действие вперёд, последовательно и динамично, соблюдая все каноны триллера.

Отдельно хочется отметить психологизм, который делает картину ещё более ювелирной. Это уже не просто какой-то бездумный ход преступлений в бесконечной суете и быстрой смене кадров. Это не просто попытки добиться желаемого посредством обмана и последующей за ним череды преступлений. Это чистилище, образовавшееся в душе с того момента, как Матьё вступил на этот путь. Он начинает замечать вокруг себя знаки и символы, сгущающие краски, терзающие его душу. Демонстрация его неправильных шагов извне, визуальная демонстрация того, что с ним происходит. Именно эти точечные символы заставляют нас проникнуть в его характер, увидеть его насквозь даже несмотря на абсолютную немногословность Матьё, его склонность всё переживать внутри себя. Именно в таких сценах и заключается одно из главных достоинств этого сценария. Достоинств, которыми не могут похвастаться почти не один сценарий из современного кинематографа.
 
В этом фильме нет никаких спецэффектов, усиливающих эмоциональный эффект. Все эти «отвлекающие манёвры» в большом количестве характерны для пустых фильмов, пытающихся перетянуть внимание зрителя с совершенно несформированной или полностью отсутствующей идеи – с целью хоть как-то украсить бесталанный сырой сценарий.

Помните, как в начале я сказала о видоизменении первоначальной идеи. Матьё очень одинок. Его мотивы, каким бы кривым и витиеватым ни было их воплощение, продиктованы именно этим всё опустошающим чувством. Становится понятным, что главное, что хочет получить Матьё обманным путём - это любовь. Не получить - заслужить. Ему кажется, что таким, какой он есть, он никому не нужен.

В «Идеальном человеке» реальность и действие буквально перенасыщены смыслом, выпирающим из каждого взгляда, каждого кадра. Простые, но необычайно живые и сквозящие главным диалоги. Эмоциональный эффект настолько силён от проработанной идеи, фундаментальной закладки сценария, непревзойдённой игры Пьера Нинэ с его напряжённым психологизмом, внутренним конфликтом и пластичной сменой состояний, остроты режиссёрского взгляда Яна Гозлана, акцентности съёмки оператора Антуана Роша, великолепных музыкальныех вставок от композитора Сирилля Офора, символизма образов, что никакие спецэффекты не могут заменить силы обыденной человеческой драмы и неприкрытой простоты и хрупкости жизни. Фильму даю высшую оценку.

Это краткий обзор

Написано под Success Story - Cyrille Aufort (музыка из фильма)