Про Ом

Виктор Гранин
             Из множества всего того, что мне недоступно, наиправейшей будет способность музицировать.
             Едва ли ни с благоговением наблюдал я мальчонком, как неказистый и неспособный ко всякому деревенскому труду мужичок, выстругивал из елового полена , да натягивал  сухие коровьи три жилы на треугольную пластину, которая в его руках получалась балалайкой.

Треньти, бренти балалайка, я сама себе хозяйка.

            Да пори меня ремнём хоть через день, хоть каждый день – ничего подобного я повторить не способен. Тем более что матушка моя абсолютно пренебрегала таким радикальным способом воспитания во мне делового человека.


            Первое свидание с миром музыкальных инструментов состоялось у меня уже в городе, куда заявился я постигать технические способы ковыряния глубоко в недрах земли. Кроме прочих городских соблазнов, каким-то непостижимым образом предстал передо мной кружок духовых инструментов. Там мне определили стезю виртуоза трубы Бас-В. Первые же попытки извлечь из неё сколько-либо гармоничные звуки показали, что пухлые мои губы годятся только лишь для того чтобы целовать простушек. А я и всяких-то девок хоть и возжелал да  сторонился,  непостижимой волей небес оберегаемый от мирских соблазнов. На репетиции же я больше не появился, потому что записался в стрелковый кружок, где худо-бедно постреливал даже из мелкокалиберной винтовки МЦ-12.

(Отлично стрелять, всегда попадая куда надо, научили меня всего-то за четыре месяца угрозами обязательных пробежек в тундровых сугробах, назначаемых для нерадивых, получавших на огневом рубеже всего-то хорошие результаты.)

             Но вот играть на инструментах всё ещё не приходилось. Даже записные гитаристы лет моей  бесшабашной молодости не смогли мобилизовать меня на большее, нежели как пощипывать струны без целей осмысленного музицирования.
              За многие последовавшие годы мои контакты с инструментами случались лишь пару раз, когда возникла, например, потребность у одного родственника перевезти пианино с пятого этажа одного дома на пятый же другого. Да ещё другой раз появилось как-то в нашей семье фортепианное чудо,  но качества уж такого, что даже супруга моя, некогда воспитанница  музыкальной школы, на сочинских общегородских концертах молодых дарований весьма чувственно исполнявшая molto moderato Соч. 39 «Старинная французская песенка» П. И. Чайковского  - даже она с неудовольствием обходила этот инструмент.
               Только однажды, уже в весьма зрелом возрасте, дружественные мне узбекские гастарбайтеры преподнесли мне род флейты, исполненной из обрезка медной трубы диаметром 22 по ГОСТ 617-2006 с мундштуком из деревянного чурбака. На этой-то флейте я, на удивление себе самому, однажды исполнил несколько произвольных композиций в стиле что-то в роде боливийской тарка. Но повторить свой успех мне больше не удалось, несмотря на целый ряд к тому попыток.
                Так бы и остался я девственником чувственных удовольствий от музы Эвтерпы, если бы однажды на меня не снизошло благословение. Услышанный как-то и не единожды повторяемый случайностью, некий распев нашёл способ всё-таки взорвать мою дремучесть, и я, снова на произвольный манер,  вдруг да стал резонировать всей глубиной своего не хилого тела – ОМ!.
                И делал это долго, так и этак меняя тональность звукоизвержения, играя так и этак самим собой. А, между тем, сознание моё взяло за моду всякий раз отлетать от меня в поисках нового себе пристанища, пока не нашло себе места как бы на вершине сияющей горы. Туда оно и зачастило, всякий раз зовя меня, бренного, за собою.

О-о-о-м-м-м    м-а-н-и   п-а-д-м-э  х-у-м  О-м-м  О-м-м

                И где мне было знать раньше, что так я провозглашаю мантру? Которую с некоей долей точности можно перевести на родной мой русский язык как
Славься, Сокровище Цветка Лотоса
                Но, воспроизводя звуки именно этих слов на родном мне языке, уж никак невозможно было оторваться от земли; и даже белоснежные лилии озёр на земле моего детства, погибнув однажды под железным плугом человека оголтелого, так и оставались в памяти всегда недвижимыми да молчаливыми как сонные рыбы в изумрудных водах.

               Только Ом, только МАНИ, только ПАДМЭ и только ХУМ, соединившись в тайнах, до сего времени скрытой души, обрели силу, способную вознести меня туда, откуда мир наших будней предстаёт суетой в суете, тогда как годы твоей жизни были наполнены чем-то таким, каким и назвать не решаешься сам. Но сильно подозреваешь, что близким по духу  к  ОМ – изначальной реальности создателя мира белого света. Ом, Ом, Ом!

02.04.2022 9:34

Справочно:
Мантра Ом Мани Падме Хум – это энергия внутреннего огня, которая нейтрализует любые негативные воздействия. Это комбинация сострадания и мудрости, которая олицетворяет в себе чистоту речи, тела и разума Будды. В дословном переводе она звучит, как: «Славься, Сокровище Цветка Лотоса». Каждый слог содержит силу, которая трансформирует в мудрость чувства, препятствующие ее достижению: Ом – белый цвет и мир богов, изначальная реальность.