Уходящая натура

Сергей Миронов 7
Уходящая натура
Вроде и война, и пост на дворе, а духовная жажда томит. Война войной,но артистов и на фронте очень ждут, и небольшое развлечение Господь простит. Так я себя уговаривал, когда нам достались от друзей контрамарки на спектакль"Синичкин" в театре Акимова.

Для начала, немного поворчу. Я еще помню театральные обычаи, когда в театр одевались в вечерние платья и костюмы. Не все могли позволить драгоценности и меховые манто, но театральное платье и театральные сумочки были у всех.

Кроме косметики и прочих дамских штучек, обязательно надушенный платок, веер, лорнет или бинокль. Напрокат его брали в гардеробе только приезжие или члены профсоюзов. В гардеробе же обязательно оставляли уличную обувь, меняли ее на модельную с каблуком для дам, и лакированную для их спутников.

Офицеры не стыдились своей формы и блистали всеми начищенными деталями своего обмундирования!Гардеробщики с осанкой лордов, не носили верхнюю одежду охапками, а предлагали одеть каждого. Никакие возражения не принимались. Взмахом тореадора они перебрасывали одежду через барьер и терпеливо ждали, держа за ее плечики,пока посетитель попадет в рукава, за что получали чаевые от гривенника и выше.

 Покупка программки была целым ритуалом. У билетерш интересовались, какой играет состав, первый или второй, нет ли замен артистов, указанных в афише? Те, в свою очередь,охотно посвящали во все театральные сплетни.Дома программки заботливо складывали, со всевозможными заметками на память, в особый семейный альбом.

 Тогда спектакль делили, чаще всего, на три действия, по 40-45 минут, с двумя антрактами. Пошло это еще с тех времен, когда сцена освещалась свечами, а именно через такой промежуток их нужно было менять.

Публика не ломилась в буфет или туалет, выстраиваясь в очередь,а степенно прогуливалась по фойе, обмениваясь впечатлениями,и ожидая, когда тот или другой освободятся. И уж, конечно, никто не срывался со своих мест задолго до конца спектакля, чтобы успеть одеться в гардеробе без очереди!

Глядя, как косматые тетки, одетые, во что попало, прутся в зал в сапогах и кроссовках,приходится сожалеть не только об уходящих традициях. В месте с ними уходит и качество театральных постановок. Даже в в такой театральной столице,как  Питер.

Актеры, и опытные в том числе, стали говорить невнятно и сбивчиво. Зачем учить роль, если у каждого в ухе радиосуфлер? Зачем работать над дикцией, чтобы было слышно зрителям на последних рядах, если у каждого на щеке загогулина с шариком микрофона?

Если артисты поют, то им дают не минусовую инструменталку, а полную фанеру с текстом, так, что остается только вовремя открывать рот, как дешевым заезжим гастролерам! При этом качество записи такое, что музыка сливается со словами!
А это очень досадно в жанре мюзикла, который выбрал В. Крамер для своего прочтения знаменитого водевиля "Лев Гурыч Синичкин",он же выступает и, как художник-постановщик.

Нет смысла пересказывать сюжет, пьеса еще с середины XIX века, с тех пор, как ее адаптировали с французского оригинала,была очень популярна, а в советское время была в репертуаре многих театров и неоднократно экранизировалась. Последняя по времени с блистательной Мордюковой в роли Сурмиловой, была, на мой взгляд,самой удачной.

В театре Комедии решили сделать упор не на индивидуальное мастерство главных персонажей, хотя и Н.Смирнов в роли благородного отца и И.Мазуркевич в роли примы,в общем стараются, а на командную игру.

Неплохой ход с включением в общее действие рабочих сцены, которые исполняют к тому же все мелкие, второстепенные роли, типа " Чего изволите? "
Очень выигрышно смотрится трио русалок.В пьесе этих персонажей нет, но они проходят сквозным действием по всему спектаклю, выступая в роли, то уборщиц, то танцовщиц кордебалета, то служанок, то горничных и костюмерш. Благодаря удачным накладным костюмам их габариты в области груди и ягодиц становятся настолько гротескными, что вызывают восторг у публики при каждом своем появлении.
 А их блистательный сольный выход с песней и танцем заслуживает того, чтобы оформить его в отдельный концертный номер!

В трактовке автора пьесы Борзикова, страдающего манией величия, добавили манию самоуничижения,которые очень забавно чередуют друг друга.А роль мецената и покровителя театра графа Зефирова раскрыта в совершенно неожиданном ракурсе.
Он предстает в образе эдакого безбашенного, не от мира сего,неформального художника, использующего в качестве кистей для своих полотен груди и задницы своих натурщиц, в роли которых выступают опять же вездесущие русалки!

Вполне в духе времени решен и образ главного прима-балеруна и героя-любовника.Даже по цвету его костюма от него отдает голубизной!Не говоря уж о женских интонациях,не оставляющих сомнений в его ориентации!

К сожалению,роли Лизоньки и кн. Ветренского выглядят на этом фоне слабее всех.
Режиссерские находки рассыпаны по всему действию. Это и декорация в виде статуи для монолога Сурмиловой, и вынесенный на сцену реквизит для шумовых и световых эффектов дождя, ветра и солнечных бликов, и подвешенные ряды зрительских кресел, превращающихся в стеллажи с книгами и рукописями!Все это логично вплетено в основное действие и не выглядит эпатажем ради эпатажа.

Театральное безумство-так определили авторы жанр спектакля. И, надо сказать, не обманули. Не знаю, как насчет безумства, но то, что получился зажигательный праздник-это точно!
А финальная сцена вместе с выходом на поклоны, так вообще довела публику до неистовства!

Сходите, не пожалеете! Получите заряд бодрости, веселья и оптимизма, так необходимые в наше непростое время!
Санкт-Петербург.03.2022г.