Челкаш - История пятая - Калейдоскоп-часть вторая

Алексей Дубовской
          Наша история про Челкаша близится к завершению. Осталось рассказать два-три эпизода из его жизни, начавшейся после известного события, послужившего причиной потери интереса пёсика к противоположному полу. Мы не могли даже заподозрить, сколько в этом ушастом сорванце таится любви и доброты, которые он перенёс теперь на всех нас и на наших друзей. Челкаш стал отменным домоседом, начал дачу охранять, лаять на проходящих мимо посторонних. Мы наконец-то услышали его голос, такой заливистый и звонкий. Теперь он вместе с нами ходил в гости к нашим друзьям. И когда мы были на работе, то коротал время, приходя к ним в ожидании нашего приезда. А к вечеру усаживался возле дачных ворот и напряжённо смотрел в начало улицы.


          ДИССОНАНС

          Когда едешь с работы и сворачиваешь на свою улицу, то сразу замечаешь маленький чёрный столбик на дороге напротив дачи. Секунда - другая и столбик срывается с места и мчится навстречу машине. Уши, как крылья, развеваются по воздуху, и кажется, что пёсик летит, не касаясь земли. Я всегда поражался, как он узнаёт, что еду именно я, ведь от начала улицы до нашей дачи порядка шестисот метров! По силуэту автомобиля – вряд ли, сколько их похожих. По звуку мотора – это, каким же слухом надо обладать! По запаху – тем более невероятно. Нет, здесь какое-то особенное собачье чутьё, что едет хозяин, друг и никто другой. Какие-то флюиды, идущие от человека и которые чувствовать может только собака. И вот он подлетает к машине, открываешь ему правую переднюю дверцу, и Челкаш впрыгивает на коврик, запыхавшись, преданно глядя в глаза, дрожа и поскуливая от переполняющих его чувств. Не ответить ему взаимностью просто невозможно. Гладишь его ласково по головке, а он норовит благодарно лизнуть твою руку. Через минуту, выплеснув взаимные трогательные эмоции, едем домой. Однажды у меня сломалась машина, которую я поставил в городе на ремонт, а на дачу меня вёз товарищ. Ну, теперь-то Челкашик точно опростоволосится, - думал я. Фиг вам! Пара секунд замешательства и рванул навстречу машине, только пыль столбом! Ты что, ему позвонил, что ли, - пошутил товарищ. А мне и сказать нечего. Сам в обалдайсе, - отвечаю.
          Но как-то раз случилось непредвиденное. В самом начале нашей улицы проезд перекрыла автовышка, производился ремонт электросети. И мне пришлось ехать по параллельной улице с последующим заездом на свою с противоположной стороны. Я увидел, как Челкаш, заметив мою машину, рванулся было ко мне, но остановился в недоумении и метнулся обратно. Снова остановился, лихорадочно поворачивая голову то в одну, то в другую сторону улицы. Пёсик явно находился в когнитивном диссонансе. Замешательство длилось несколько секунд, после чего, всё-таки окончательно определившись, Челкаш бросился навстречу машине. А следующим вечером соседка по даче поведала нам с женой занимательную историю. Сидит пёс, как обычно, на дороге у ворот в ожидании вашего приезда, - рассказывает она, - и вижу я, что он как-то непривычно себя ведёт. Обычно он уставится в начало улицы и сидит, спокойно ждёт. А тут вертит головой туда-сюда, то сорвётся с места, побежит вперёд, то, вдруг вернётся назад и кинется в другой конец улицы. Так и метался, пока ваша машина не появилась. - Ах, вот в чём дело, - рассмеялась соседка, когда я ей рассказал о вчерашнем случае – моём заезде с обратной стороны улицы. - А я-то голову ломаю, что с пёсиком такое непонятное приключилось. Теперь-то ясно, что он боялся не встретить хозяев, как положено. Надо же! Вы бы видели, как он метался, я прямо испереживалась вся за него. Вы ведь с Людой даже не представляете, как он вас обоих ждёт с работы. Если вас долго нет, он приходит к нам во двор, кладёт мне голову на колени и долго-долго смотрит, как бы спрашивая, ну когда же, когда они приедут? Выскочит на улицу, увидит, что никого нет, и снова ко мне с немым вопросом. Так что, вы уж старайтесь лишний раз не задерживаться.
          Этим вечером Челкаш получил на ужин дополнительную куриную ножку, как компенсацию за перенесённый стресс. А потом нестандартная жизненная коллизия им, очевидно, забылась, и всё вошло в прежнее русло.


          ДВОЙНОЙ УДАР

          Собаки, как и люди, тоже болеют. Разница лишь в том, что сказать об этом не могут. Вот и наш Челкаш однажды против обыкновения стал пассивный какой-то. Подошёл ко мне, положил голову на колени и пристально, грустно так смотрит мне в глаза, будто сказать что-то хочет. Говорю жене, - посмотри, пожалуйста, нет ли на нём клеща, у тебя пальцы чувствительнее. - Так на нём же ошейник от клещей, недавно только надели, - отвечает она. А спустя минуту вскрикнула, - Точно, клещ, да не один! - Вот тебе и ошейник, - сказал я, - срочно везём собаку в ветклинику. После забора крови и анализа выяснилось, что Челкаш заражён одновременно двумя болезнями, - пироплазмозом и лептоспирозом. Обе болезни даже по отдельности при отсутствии своевременного лечения в девяноста восьми случаях из ста приводят к смерти животных. А выжившие становятся инвалидами.
          Пироплазмоз вызывают так называемые собачьи клещи из семейства иксодовых, а лептоспироз разносят грызуны, в основном мыши. Стоит собаке попить заражённой воды в лужице и получи опаснейшую инфекцию. К тому же, лептоспироз может передаваться и человеку. Доктор сказал, что за лето у них в было уже три случая заражения собак двумя этими инфекциями одновременно. Несмотря на своевременно принятые меры, ни одна из них не выжила. И вот такой страшный, можно, сказать, двойной удар по здоровью получил наш питомец. Было довольно жутко наблюдать, как капля крови Челкаша, упавшая на стол при её заборе, на глазах разделяется на красную и белую половинки, что свидетельствовало о разрушении эритроцитов в крови с последующим летальным исходом.
          Первые три дня - по четыре капельницы в сутки. Пёсик ничего не ел, не пил, не держался на ногах. На пятый день появились первые признаки активности, попил водички. Это дало некоторую надежду на выздоровление. Хоть и слабую. Ведь Челкаш к этому времени четыре раза болел пироплазмозом. К тому же у него был уже солидный возраст, около десяти лет, что по человеческим меркам составляет примерно лет семьдесят. Капельная терапия продолжалась десять дней, и потихоньку, понемножку мы стали кушать, пить, выходить на дрожащих ножках на прогулку. И через некоторое время уже с уверенностью могли сказать, - да, мы победили! В очередной раз! Ура! Жизнь продолжается. Пусть и несколько в новом качестве. Ничего жирного, только белое куриное мясо, даже шкурку надо с него снимать. Что же вы хотите, столько испытаний в жизни бедной собачки, печень-то совсем износилась.
          В связи с этим вспоминается комичный случай. Приехали мы с Челкашом в родную деревню. В местном продуктовом магазине прошу продать мне пару куриных тушек. Продавщица спрашивает, - вам как, покрупнее, пожирнее? - Покрупнее можно, но только не жирных, - отвечаю. Нашей собачке жирного нельзя. У продавщицы полезли на лоб глаза, - шо, вашей собачке? Курицу - собачке?! Та давайте я счас стану на четвереньки, вам погавкаю и вы лучше отдадите мне этих курочек. Не, люди, токо посмотрите, шо делается, собаке – курочку, - не унималась она. Да, не учёл я, конечно, что в деревне собак кормят в лучшем случае объедками со стола, а чаще они сами добывают себе пропитание. Хорошо ещё, не сказал продавщице о других собачьих деликатесах, которыми мы балуем Челкашика, совсем бы меня после этого в деревне засмеяли.
          Ну, как бы то ни было, а мы все снова радовались жизни. Челкаш охранял наш дом, встречал с работы, мы занимались привычными дачными делами и были счастливы, что смогли выдержать очередной, такой исключительно трудный экзамен на выживание.


          СОБАКИ, ОНИ, КАК ЛЮДИ…

          А дальше пошла спокойная, размеренная жизнь. Все тяжёлые испытания нашего любимого питомца остались позади, в той лихой, полной приключениями первой половине его биографии. Глядя на заматеревшего, солидного и уравновешенного пса, с трудом представлялась его бурная поджарая молодость. И всё-таки, я не могу не вспомнить один эпизод из того времени, свидетельствующий, что собакам, как и людям, свойственны все человеческие чувства. Не только страх, любовь, но и такие, как стыд или чувство вины, даже раскаяние за содеянное… Произошло это с Челкашом, когда он ещё бегал за каждой, простите, сучкой. Однажды он исчез. Это не было чем-то необычным, такое и раньше бывало, что мог на целые сутки пропасть. Ну, загулял парень, дело молодое. Однако через неделю его отсутствия стало ясно, что случилось нечто из ряда вон. После памятного случая, когда его за амурные дела чуть не убили, мы уже ожидали любого исхода. И тут приезжает из города наш сосед по даче и говорит, что в автобусе видел объявление о поиске хозяев пропавшего кобелька. Его приметы по описанию указывают на Челкаша. И подаёт нам бумажку со списанным с объявления телефоном. Первая мысль – вряд ли это Челкаш. При всех его загулах, дорогу домой он знал всегда. Но на всякий случай позвонили. Женщина, ответившая на звонок, тоже оказалась дачницей, только не из нашего товарищества. По её словам понять, действительно ли у неё находится Челкаш, было трудно. Спаниели очень часто схожи между собой. Договорились, что назавтра встретим её вместе с собакой на автобусной остановке.
          И вот из автобуса выходит женщина, держа на поводке пса. Худой какой- то, измождённый, с понуро опущенной головой, только окрасом схожий с Челкашом. - Челкаш, ты?! Тот поднял на меня глаза, медленно подошёл и уткнул голову в мои ноги. - Да нет, Челкаш после такой длительной разлуки прыгнул бы с визгом на грудь, а не стоял передо мной, образно говоря, как побитая собака… - Хотя, что это я, вот же его ошейник, точно как у Челкаша. Я присел перед ним. Пёс положил голову мне на колени и виновато посмотрел на меня влажными, такими родными и преданными глазами, которые ни с чьими спутать невозможно. Я обнял его и ощутил, как он трясётся мелкой дрожью. Я погладил его по голове, и он в ответ только тихонько заскулил.
          А произошло, со слов женщины, вот что. Челкаш крутил роман с её собачкой. Вечерело. Женщина собралась ехать домой. Пошёл дождь. Ей якобы стало жалко пёсика и она, надев на него поводок, забрала его в город, вместе со своей собачкой. Целую неделю Челкаш жил у неё. Он сразу отказался от пищи, пил только изредка воду, отощал, всё время лежал на одном месте, положив голову на лапы. Испугавшись, что он может умереть с голоду, женщина дала объявление в дачном автобусе. Мы с женой слушали её рассказ с изумлением. - А зачем вы его вообще забрали, - спросил я. – Я думала, что он ничейный. – Но ведь на нём ошейник! – Об этом я не подумала. В общем, мы не стали дальше слушать эту фантастическую чушь. Даже сказать обычное в таких случаях спасибо язык не повернулся. Хотя, судя по всему, женщина его и не ждала. Да и речь в принципе не о ней, а о собачьей способности чувствовать, что допустил проступок и виноват в этом. Явно было видно, что Челкаш ожидал наказания. Но разве мы могли это позволить, слава Богу, что он опять был с нами. А вы говорите, что животные живут только инстинктами, врождёнными и приобретёнными. Они не только думают, как мы, не только чувствуют то же, что и мы, но и обладают качествами, которых зачастую так не хватает людям, такими как постоянство в любви, преданность и верность.
          Челкаша нет с нами уже пять лет. Но мы до сих пор так и не можем завести другую собаку. Пятнадцать лет он был полноправным членом нашей семьи. А разве возможно члену семьи найти замену. Особенно если слова «братья наши меньшие» для тебя не пустой звук.
 
                КОНЕЦ

               

10.02.2022