Пророк Давид о благой части, избранной им

Владислав Плеханов
Пророк Давид радостно восклицает:

                «Господь часть достояния моего и чаши моея» (Пс. 15:5).
 
Земные блага человек получает по наследству и добывает сам. И наследство, и добытое принято делить. Поэтому пророк Давид говорит: При разделе наследства «Господь часть достояния моего» (Пс. 15:5), а при разделе добытого  «Господь часть <...> чаши моея»* (Пс. 15:5). То есть я выбираю Господа, а вы можете взять всё остальное. «Бог – моя доля вовек» (Пс. 72:26). В церковнославянском переводе: «Боже сердца моего, и часть моя, Боже, во век» (Пс. 72:5).

Однако этого мало. Кроме земных есть и небесные блага, о которых пророк говорит далее: «Ибо кто мне <нужен> на небе <кроме Тебя, Господи>? И с Тобою ничего не хочу на земле» (Пс. 72:25).  Пусть другие прилепляются сердцем к богатству, славе и стяжанию, "мне же еже прилеплятися Богови вожделенно есть и полагати на Него упование"  <моего бесстрастия**> (Пс. 72:28).

Наконец, в очередной раз Давид говорит в своей молитве Господу:

«Возвах к Тебе, Господи, рех: Ты еси упование мое и часть моя на земле живых» (Пс. 141:6).

Так Дух Святой устами святого Давида объясняет нам, что значат слова Господа: «Чадо, дай мне сердце твое» (Притч. 23:26), а именно: «Чадо, прилепись ко Мне подобно кроткому Давиду   в с е м   сердцем твоим, презрев богатство, славу и стяжание и спасу тебя от всех врагов твоих.»

 А посему «Восстав от миролюбия и сластолюбия, отвергни попечения, совлекись помышлений, отрекись тела; ибо   м о л и т в а   есть не иное что, как отчуждение мира видимого и невидимого. «Что бо ми есть на небеси?» – Ничтоже. «И от Тебе что восхотех на земли?» – Ни что иное, как только непрестанно   в   м о л и т в е   безмолвно прилепляться к Тебе» (преп. Иоанн Лествичник).

То есть прежде всего   в   м о л и т в е   мы отвергаемся богатства, славы, стяжания, попечений, помышлений,  тела и даже невидимого мира ангелов  и  безмолвно прилепляемся к Богу сердца нашего.

Что же ещё необходимо кроме молитвы, для того, чей удел в Господе?
 
«Часть моя еси, Господи, рех сохранити закон Твой.» То есть «Удел мой Ты – Господи; я сказал: сохранить постараюсь закон Твой» (Пс. 118:57).


----------------

* «Господь часть достоянiя моего и чаши моея» (Пс. 15:5).

** добавляет преп. Иоанн Лествичник.