Фактор топлива

Александр Русин
Маневренная война (вернее спецоперация) постепенно начинает приобретать односторонний характер, когда активно маневрировать может только одна из сторон - та, у которой есть горючее для заправки военной техники.

Вчера ВС РФ нанесли удары по Кременчугскому НПЗ, который был крупнейшим на Украине и являлся основным источником горючего для техники ВСУ.

Сегодня ночью были нанесены удары по НПЗ и хранилищам в районе Одессы.

По результатам этих ударов на востоке и юго-востоке Украины не осталось действующих НПЗ и крупных хранилищ горючего. На Западной Украине еще остались, но они меньшего размера и быстро перебросить оттуда горючее на восток будет довольно сложно. Если вообще возможно, учитывая работу авиации ВС РФ.

Случайно ли, что НПЗ и хранилища ГСМ были уничтожены именно сейчас, когда ВС РФ начали большой маневр по переброске войск с киевского и черниговского направлений на донецкое для окружения и ликвидации крупной группировки ВСУ в Донбассе?

Одновременно с этим ВС РФ начали наращивать силы на юге, недалеко от Николаева. Двумя днями раньше там шли боевые действия и российские войска закрепились на новых рубежах.

По логике войны ВСУ вслед за ВС РФ также должны осуществить большой маневр и перебросить крупные силы от Киева и Чернигова на юго-восток для помощи донецкой группировке и гарнизонам Николаева и Одессы.

Если у ВСУ сохранились какие-то резервы в других местах, в частности на Западной Украине - их тоже пора перебрасывать к Донецку и Николаеву, где будут крупные и скорее всего решающие сражения.

Но получится ли это сделать, не имея запасов ГСМ?

Возможно на переброску войск горючего еще хватит, наверняка сохранилось множество небольших локальных хранилищ. И в баках тоже что-то пока есть. Но на этом видимо резервы и закончатся.

Из-под Киева, Чернигова и с Западной Украины под Донецк и Николаев военная техника ВСУ придет либо вообще с сухими баками, либо с какими-то остатками топлива, которое нужно будет жестко экономить.

Не факт даже, что военная техника из-под Киева, Чернигова и с Западной Украины вообще дойдет до Николаева и Донбасса. И не только по причине острого дефицита топлива, но и по причине работы российской авиации.

И вот этот фактор может стать решающим не только для исхода генерального сражения в Донбассе, но и для всей войны.

Нужно помнить, что горючее требуется не только для совершения больших маневров и переброски войск, но и для успешного ведения боевых действий на рубежах.

Современная война - это маневренная война.

Танки, орудия, установки РСЗО должны постоянно перемещаться чтобы не попасть под ответный удар. Занял позицию, отстрелялся - нужно быстро менять позицию, потому что с минуты на минуту прилетит ответка.

Кроме того, ВСУ вынуждены постоянно прятать свою технику на закрытых позициях (парковки, ангары, склады, заводские помещения и т.п.) потому что на открытых позициях она станет легкой добычей для российской авиации.

Все перемещения техники приводят к постоянным расходам горючего. Перемещения на рубежах могут быть небольшими - километр, два, где-то и вовсе триста метров. Но это постоянные перемещения, а значит постоянный расход горючего.

На сколько времени хватит горючего в баках при интенсивных боях, а значит и при интенсивном маневрировании?

На два дня? На три? На неделю?

На неделю уже вряд ли.

И еще один вопрос - смогут ли ВСУ в случае неудачи под Николаевом и в Донбассе отвести уцелевшую технику к Одессе и Харькову чтобы закрепиться там и продолжить оборонительную войну?

А смогут ли перебросить технику и войска обратно к Киеву и Чернигову, если ВС РФ совершат обратный маневр и вернутся на ранее оставленные позиции?

Не получится ли так, что военная техника и подразделения ВСУ, спешно переброшенные из Киева и Чернигова вслед за российскими войсками на Донбасс, просто не смогут вернуться в Киев и Чернигов ввиду отсутствия горючего?

И если даже предположить, что часть донецкой группировки ВСУ сможет вырваться из окружения в Донбассе - сумеет ли она дойти хотя бы до Харькова или Днепра, не говоря уже про Киев?

Как подразделения ВСУ будут перемещаться без горючего? Пешим маршем? Колоннами с песней как в 19-м веке и раньше? Или верхом?

Но это далеко не все вопросы, которые возникают после уничтожения российской авиацией НПЗ и хранилищ ГСМ в восточной части Украины.

Потребителем топлива является не только военная техника, но и гражданская. Почти весь городской и личный транспорт работает на бензине и дизеле. И абсолютно вся сельхозтехника (кроме может быть перспективных разработок Илона Маска, которых на Украине наверное не очень много).

Поэтому в условиях остановки крупнейших НПЗ и потери больших запасов ГСМ возникнет острый дефицит топлива не только в ВСУ, но и в гражданском хозяйстве. И в сельском тоже.

В условиях острого дефицита топлива, который быстро накроет всю страну, все начнут конкурировать со всеми за каждую тонну горючего. А местами наверное будут откровенно драться за каждую канистру.

Поэтому военным нужно будет еще постараться чтобы остатки топлива в хранилищах, которые пока не уничтожены российской авиацией, достались именно им, а не гражданским.

Точно так же и гражданским, кто еще планирует воспользоваться личным автомобилем (например, чтобы уехать из страны) надо очень постараться чтобы успеть заправиться. Интересно, везде ли на Украине сейчас работают АЗС или уже нет? И сколько там сейчас стоит литр бензина, где его пока продают?

О том, что будет с экономикой, когда остатки топлива поделят между собой военные и гражданские, выбрав до капли запасы со всех хранилищ и АЗС - думаю догадаться нетрудно.

Конечно, на Западной Украине еще работают два или три НПЗ, да и Польша наверняка не откажет в поставках, но по каким ценам?

И если Львов, Винница и Ровно еще будут более-менее обеспечены, то в Киеве острого дефицита не избежать. Особенно если ВС РФ действительно осуществят обратный маневр и снова займутся окружением украинской столицы, теперь уже не встречая мощного сопротивления.

Про посевную наверное лучше не вспоминать, по плану она пройдет наверное только на Западной Украине. И то не факт.

Таким образом, фактор топлива становится решающим не только для исхода генерального сражения в Донбассе, но и для исхода всей войны. И в каком-то смысле даже для судьбы Украины как государства.

Может так получиться, что победит в войне не тот, у кого больше солдат, а тот, у кого есть топливо.

И точно так же может получиться с властью на Украине - ее установит не тот, кто кричит "слава Украине" и обещает вступить в Евросоюз, а тот, у кого будет бензин.


03.04.2022