30 марта - Поминовение усопших

Галина Николаевна Николаева
          В православном календаре есть особые дни для всецерковного поминовения усопших. Эти дни называются родительскими субботами, они были установлены еще в первом тысячелетии.
      Особые дни поминовений — третий, девятый и сороковой. Поминовение в эти дни освящено древним церковным обычаем. Оно согласуется с учением Церкви о состоянии души за гробом.
      Во время Великого поста по Уставу не совершаются заупокойные поминовения (заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты), поэтому Церковь выделила особые три дня, когда можно молитвенно вспомнить усопших. Это субботы 2-й, 3-й и 4-й недель Великого поста.
      
      «Человек рвётся всю жизнь, строит планы…, - говорит священник Георгий Поляков. -  И вдруг он умирает. А это совсем не входит в его планы! Он мечется, хватается за жизнь, а душа уходит от тела. Все, жизнь земная закончилась. Господь дал жизнь, Он же и забрал.
     Но не это страшно, смерть - она совсем не страшна, миг, выдохнул - и все, а страшно то, что будет потом. Перед глазами человека в момент смерти пролетает вся его жизнь. А вспомнить нечего!
     Что ему вспомнить? Как он ел, спал, какие штаны носил, в чем ездил? И вот тут стоит диавол и смеётся! Потому что он украл жизнь человека! Самое дорогое, что у нас есть, он украл.
     И все, что человек тут стяжал, все тут и остаётся. Даже плоть, которую он лелеял и берег, остаётся в этом мире! Все! Ничего больше нет!
     Боясь остаться с пустым карманом, мы часто остаёмся с пустой душой. Это видели святые отцы и тянулись к Богу в молитве».
     Умершие родственники, как никто другой, нуждаются в молитвенной помощи. После смерти человек проходит мытарства — частный суд, после которого становится известно, где человек будет пребывать до Второго пришествия. Если с праведниками все понятно — они заслужили райские обители, то грешники еще имеют шанс облегчить свой путь. Как? Только молитвами родственников и Церкви.

     «Весьма часто умершие являются своим родным во сне и даже наяву в отчаянии, слезах, тяжком горе. Плачут потому, что близкие не молятся о них…
     Обязательно до последних дней своей жизни поминайте их, ибо умершие уже ничего не могут сделать для облегчения своей участи.
     Они укоряют нас: «Почему не испрашиваете оставления грехов наших при Бескровной Жертве, совершаемой ежедневно во время святой Литургии?» Ведь они же знают, что если вы будете поминать их, если священник будет изымать частицы о упокоении их души и в конце Литургии все эти частицы опускать в Чашу с Кровью Христовой, молясь: «Омый, Господи, грехи поминавшихся здесь, честною Твоею Кровию, молитвами святых Твоих», то грехи омываются, и несчастные получают великое облегчение. Часто повторяемое поминовение способно в огромной мере облегчить их загробную участь, способно даже исходатайствовать перед Богом полное прощение их грехов» (Святитель Лука Войно-Ясенецкий).
     По церковному уставу, от Великого Четверга Страстной Недели до Вознесения Господня, бывают души на Святом месте, а от того дня, опять, возвращаются души на свои места. И надлежит их поминать во все дни, кроме дня Вознесения Господа нашего Иисуса Христа.
     А еще, как душа весьма грешна, а когда ее поминают и изведена будет от места темного в место светлое, то тому человеку, который своих родителей поминает, Господь изобилие посылает и во благоденствии много лет поживет, и избавлен будет от многих бед и напастей, а в будущем веке наследует Царство Небесное.

                ВИДЕНИЕ ОДНОГО МОНАХА

     «Была родительская суббота, кончилась Литургия. Одни из присутствующих уже выходили из церкви, а другие остались и стали подходить к общему кануну (стоящему, по обыкновению, посреди церкви). Я же, пишет монах, стоял на клиросе. Вышли из алтаря священник и диакон.
     Священник провозгласил:
     - Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
     Диакон зажег свечи и стал раздавать присутствующим. И в это время я увидел, что много народа стало входить в дверь храма с улицы, а затем проникать сквозь стены и окна.
     Храм наполнялся множеством прозрачных теней. В этой массе я увидел женщин, мужчин и детей. Определил я по внешнему виду священников, императоров, епископов и между ними простого чернорабочего, дряхлого солдата-поселянина, бедную женщину и нищих вообще. После возгласа священника они безшумно, но чрезвычайно быстро заполнили весь храм, становясь тесно друг с другом. Все они как будто стремились к кануну, но почему-то не могли подойти к нему. Я не мог оторвать глаз от этой удивительной картины.
     Наконец их набралось так много, что реальные молящиеся казались мне фигурами, ярко нарисованными на фоне этих удивительных теней. Они (тени), подходя в безмолвии, становились у священного алтаря. Некоторые из них как будто преклоняли колени, другие нагибали головы, точно ожидая произнесения приговора. Дети протягивали руки к свечам, горящим на кануне, и к рукам молящихся живых.

     Но вот диакон вынул записки и начал читать написанные на них имена. Удивлению моему не было конца, когда я заметил, что порывистым, радостным движением выделялась то одна, то другая фигура. Они подходили к тем, кто помянул их, становились рядом, глядели на них глазами, полными любви, радостного умиротворения. Мне даже казалось, что в руках духов появилась какая-то духовная горящая свеча и они сами, молясь вместе с молящимися за них, сияли необыкновенно радостными лучами.
     По мере того, как прочитывалось каждое имя, из толпы безмолвных теней все более выделялось радостных фигур. Они безшумно шли и сливались с живыми молящимися. Наконец, когда записки были прочитаны, осталось много неназванных — грустных, с поникшей долу головой, как будто пришедших на какой-то общий праздник, но забытых теми, кто бы мог пригласить их на это великое для них торжество. Некоторые из душ тревожно посматривали на дверь, словно ожидая, что, быть может, придет еще близкий им человек и вызовет их в свою очередь. Но нет, новые лица не появлялись, и неназванным оставалось только радоваться радостью тех, которых призвали пришедшие для единения с ними.
     Я стал наблюдать за общей группой молящихся, которая как бы смешалась с дрожащими в светлых лучах призраками из потустороннего мира, и увидел еще более чудную картину.
     В то время, когда произносились слова “Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим” или слова “Сам, Господи, упокой души усопших раб Твоих”, видно было, как лица живых озарялись одинаковым светом с лицами отошедших, как сердца сливались в одно общее сердце, как слезы не уныния, а радости текли из глаз тех, кто носил телесную оболочку, и в то же время какой горячей любовью, безпредельной преданностью горели глаза помянутых. При облаке дыма благовонного кадила, при струях дыма от горящих свечей раздался дивный молитвенный призыв: “Со святыми упокой…”, и я увидел, что вся церковь как один человек стала на колени и духи, имена которых были помянуты, молились и за присутствующих, и за себя, а те, о которых забыли, молились лишь за себя.

     Когда окончилось молитвенное песнопение, затухли свечи и священник прочитал последний возглас, а диакон закончил общим поминовением отошедших, стоящие передо мной тени стали исчезать и оставались только люди, пожелавшие отслужить еще частную панихиду за своих усопших.
     Тогда я увидел на лицах такой покой, такое удовлетворение, такое обновление, которое не в силах передать. Велик, свят и отраден для усопших обряд поминовения Православной Церковью. И как грустно бывает тем, кого предают забвению, лишая их не только радости видеть себя не забытыми, но и замедляя тем их духовное обновление и прощение их согрешений у Господа как во время панихиды, так тем более во время Литургии.
     Потому что с каждым разом, когда священник вынимает частицы за упокой души, души эти получают милость, приближаясь к Царствию Божию».

     УПОКОЙ, ГОСПОДИ, ВСЕХ ОТ ВЕКА...

Упокой, Господи, всех от века скончавыхся православных христиан.
Упокой, Господи, и мою окаянную душу, когда я оставлю этот мир, ибо некому будет за меня молиться.
В минуту скорбную сию
Прости меня, Господь,
Что я сегодня отпою
Свою живую плоть.
И да не будет мне виной
Безумие мое.
В местах, где лечь мне суждено,
Никто не отпоет.
Не завезут из этих мест
В церковные врата.
Ведь там один лишь только крест -
Созвездие Креста.
Ну а пока я расчешусь,
Умоюсь в роднике,
Соборным маслом освящусь, Зажгу свечу в руке.
Поклон глубокий положив,
Расстанусь с суетой,
Открою на исход души
Канон ко Пресвятой.
Тоской предсмертною объят,
Твержу, твержу, как стих -
Избави, Радосте моя,
От прежних дней моих.
Я все обеты преступил,
Неправде послужив,
Одну лишь истину открыл,
Что даром жизнь прожил.
И даже истины одной
И той не понести.
Прости меня, Создатель мой,
За все меня прости...
Ночь развела густую тушь,
Сосною заскрипев,
Мою последнюю мечту
Исполнив на себе.
Никто у Бога не забыт,
Никто не сирота.
Всех не отпетых озарит Созвездие Креста.
;
(Иеромонах Роман (Матюшин)

     ПОМЯНИ, ГОСПОДИ, ДУШИ ВСЕХ ПОЧИВШИХ РАБ ТВОИХ, И ПРОСТИ ИХ ВСЯ СОГРЕШЕНИЯ ВОЛЬНАЯ И НЕВОЛЬНАЯ, ДАРУЯ ИМ ЦАРСТВИЕ И ПРИЧАСТИЕ ВЕЧНЫХ ТВОИХ БЛАГИХ И ТВОЕЯ БЕЗКОНЕЧНЫЯ И БЛАЖЕННЫЯ ЖИЗНИ НАСЛАЖДЕНИЕ. ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ, ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ, ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ...




Источник:
https://zen.yandex.ru/media/id/5fe8b6be5a3fef182b1c31e7
/boias-ostatsia-s-pustym-koshelkom-my-ostaemsia-s-pustoi
-dushoi-617d6c04eaf6465490899f82
https://ofeofan.wordpress.com/2017/07/09/наказ-
святаго-митрополита-петра-моги/
«Дышу православием» ПРИТЧИ. РАССКАЗЫ И ПОУЧЕНИЯ СТАРЦЕВ.
http://predanie.ru/lib/book/86548/#toc7