Пробуждая воспоминания 49

Борис Алтайский
   До сих пор я писал о медицине, сейчас хочется рассказать об увлечении музыкой и событиями, с нею связанными.
   Как я уже раньше упоминал, до войны меня больше увлекала опера, позже, в студенческие годы - частые выступления в качестве аккомпаниатора в художественной самодеятельности. Тогда я полюбил балет и классическую оперетту. Увлёкшись чарующими мелодиями Чайковского, Глазунова, Адана, Минкуса, я часто посещал балетные спектакли - "Лебединое озеро","Раймонда", "Жизель", "Дон Кихот"... Смешно, быть может, об этом писать, но "Лебединое озеро" мне удалось посмотреть (и послушать) около сорока раз!

   В 1958-м году в Риге был поставлен балет "У голубого Дуная" на музыку Иоганна Штрауса. Этот балет я смотрел много раз, даже не помню, сколько, причём, старался получить место в бельетаже, чтобы видеть дирижёра и оркестр. Особенно полюбилось адажио из второго акта - романс для виолончели из цикла "Воспоминания о Петербурге", написанного Штраусом во время гастролей в России.
   Очень мелодичный, в стиле старинного русского романса, он исполняется концертмейстером виолончелей, а поскольку время от времени концертмейстеры менялись, я имел возможность сравнить исполнение этого так полюбившегося мне произведения разными солистами.

   Это отнюдь не означало, что я посещал только балетные спектакли. Летом на Рижском взморье, в Дзинтари, а зимой в концертном зале филармонии в Риге проходили симфонические концерты. Тогдашний директор Латвийской филармонии Ф.О.Швейник (человек, в котором сочетались талант организатора, любовь к музыке с грубостью, которая порой была оскорбительной) произвёл перестройку концертного зала в Дзинтари, в результате чего зал стал крытым, улучшилась его акустика.

   Каждое лето из Москвы, Ленинграда, Новосибирска приезжали симфонические оркестры с известными дирижёрами и солистами. Здесь мне впервые удалось увидеть и услышать тогда уже знаменитого виолончелиста и дирижёра Мстислава Ростроповича. Было известно, что он в опале, так как на его даче под Москвой живёт выдающийся писатель-диссидент Александр Солженицын - автор произведений, написанных в тюрьме и ссылке, и почему-то не нравящихся власть имущим.

   Концертный зал в Дзинтари, рассчитанный на 2 тысячи с лишним слушателей, был переполнен. Когда Ростропович вышел на эстраду, где разместили симфонический оркестр, публика приветствовала его стоя. После того, как шквал аплодисментов стих, маститый латвийский дирижёр Леонид Вигнер поднял палочку. Прозвучал аккорд оркестра, после чего сразу вступила виолончель. Концерт Сен-Санса Ростропович сыграл великолепно, после чего зазвучали такие овации, каких, наверное, в Дзинтари раньше не слышали.

   Через год Ростропович, которому власти уже не разрешали выступать в больших концертных залах, приехал в Елгаву. Его концерт, проходивший в зале одного из факультетов Сельскохозяйственной академии, официально был организован для учеников Елгавского музыкального училища и их родителей. Мне посчастливилось присутствовать на этом выступлении Мастера.
   После великолепного исполнения программы, после аплодисментов М.Ростропович сказал:"В зале присутствуют дети, поэтому сыграю для них что-нибудь из жизни зверюшек", - и сыграл "Лебедя" Сен-Санса, после чего долго и интересно рассказывал о своих поездках и выступлениях в российской глубинке. Мы увидели величие и в то же время простоту и обаяние этого человека.

   Во время разговора с публикой в зале поднялся мужчина, ранее никогда в Елгаве не виданный, и сказал:
- Мы знаем, Мстислав Леопольдович, что Вы являетесь выдающися виолончелистом и дирижёром, но знаем, что вы занимаетесь также и общественной деятельностью. Не можете ли Вы рассказать нам кое-что об этой стороне Вашей жизни?
Зал замер - вопрос в то время был явно провокационным. Ростропович улыбнулся и ответил:
- Свою общественную деятельность я вижу в том, чтобы по возможности достойно представлять искусство в нашей стране и за рубежом.

   Спустя недолгое время, он с женой - выдающейся певицей Галиной Вишневской - был выслан из Советскго Союза и лишён гражданства. На западе его слава гремела во всех странах Европы и США, где он на долгие годы стал главным дирижёром одного из известнейших симфонических оркестров и много выступал как виолончелист. На концертах Галины Вишневской М.Ростропович выступал так же как пианист-аккомпаниатор.
   Сейчас М.Ростропович и Г.Вишневская являются почётными профессорами Московской концерватории. Времена меняются!

Продолжение следует: http://proza.ru/2022/04/03/1096