Улыбка из прошлого

Карпачёв Леонид
На местном  деревенском чате увидел фотографию,  с которой на меня смотрел молодой парень в военной форме, мой земляк.  Меня поразила его открытая улыбка.  Она  обезоруживала,  брала в плен  и делала этого человека  до того родным, что казалось, что он улыбается только мне   и очень  рад нашей встрече.  Так  когда-то улыбался мне с фотографии Юрий Гагарин... 
Я не мог не улыбнуться в ответ, а парень  словно  обнял меня и не хотел отпускать
Я с радостью впустил в  душу этого молодого  человека, который пришёл ко мне,  и казалось, что я его знал всегда.
 Посмотрел на надпись под фотографией. Две короткие строчки  ударили по мне,  как очереди из автомата.  Я словно наткнулся на бетонную стену.  Разум отказывался принять очевидное.    Улыбающегося,  красивого молодого парня убили. Мой земляк погиб на Украине. Чувство вины за его смерть вдруг навалились на меня тяжелым грузом. Я ведь немало пожил на этой земле и повидал столько разных смертей… 
 Но именно эта  прошлась острием по моей совести.
В годы  моей молодости нам хотелось посеять ветер  перемен. Мы его посеяли.  Ударились в крайности, а в ответ получили урожай смерчей, которые разорвали в клочья  вначале мою страну.  Миллионы людей, цепляясь за обломки  уничтоженного государства, стремительно отдалялись друг от друга, словно льдины во время весеннего ледохода. Они  кружились в бессмысленном хороводе, с грохотом   ударяясь друг о друга,   раскалывались на мелкие группы и стремительным паводком уносились в  неизвестность.
 И тогда пролилась кровь:   Прибалтика, Грузия, Армения, Таджикистан и другие,  -   ни одно из вновь созданных  государств не минула чаша горя и гражданской войны. Новоявленные правители  дрались за власть,  наводя в некогда спокойных республиках хаос, бардак, безработицу.
Новые государства все проходили одной и той же дорогой. Отрицали былые ценности, которые еще до крушения  страны сильно  потускнели и ослабли от бесконечной говорильни и расхождением между словом и делом.  А тем временем с Запада мощным потоком накликанного ветра перемен неслись
россказни  о демократии, свободе, процветании и правах человека. Это теперь мы понимаем, что   у них самих  с этим давно не всё в порядке.  Но пришлось не один десяток лет потратить, чтобы убедиться, - а приманка-то с самого начала была отравленной!
А тогда, в первые годы катастрофы именно Россия,  приняла  основную тяжесть этого раскола. Выплатила долги Советского Союза, сохранила контроль за ядерным оружием и сберегла основы экономики.
Но,  с   трудом выбираясь из этого лихолетья, прозевала, а может, просто не поверила глазам:  бывшая братская   Украина пестовала безудержный   национализм, который очень быстро перерос в  фашизм в самых худших его проявлениях.  И мы терпеливо  смотрели, рассчитывая, что всё образуется и добро победит зло. Разве не с Украиной плечом к плечу мы громили гитлеровцев? Разве может там случиться возрождение Бандеры, - палача украинского народа, - ведь стоит непоколебимой памятью  Бабий Яр?!
Нет, в сердцах украинцев уже не стоит. И да, - вот оно случилось.
Это перерождение не скрывалось ни разу, но мы смотрели и не хотели видеть. Мы гнались за ложными жизненными ценностями, которые внушали наши умные воспитатели с Запада.   И верили в лучшее.
Верили до последнего, когда уже лилась кровь на Донбассе.
Верили, что мир и разум возобладают, ан нет.
И теперь смерть этого улыбающегося паренька на нашей совести.  Сколько талантливых молодых людей  сгорели  на этой войне, так и не познав радости  жизни.  И скольким еще предстоит.  И это цена нашей слепоты и желания как можно дольше не расставаться с душевным  спокойствием и бытовым комфортом.
И парень с фотографии улыбается мне, виноватому в его смерти. Горло перехватывает,  словно железным обручем, не хватает воздуха. Его нет, а я жив. По плечу ли мне эта скорбная ноша?  И сколько ещё потребуется жертв, чтобы исправить, то,  что с нашего молчаливого согласия натворили правители,  ведомые фальшивыми обещаниями просвещенных врагов?
Жизнь всегда пишется набело, её нельзя исправить, изменить, а  наши ошибки приходится исправлять нашим детям и внукам, иногда и положив жизнь.
Я верю, что  за последней чертой этот парень и его братья приняты в суровый и честный круг  - павших на Великой Отечественной. Ребята  обнимают  своих дедов и прадедов, за которых они сегодня заканчивают ту давнюю, страшную войну.  Люди  одной крови и судьбы.  И теперь уже можно сказать, что сверстники. Им не нужны слова, чтобы через поколения понять друг друга. Они воины и защитники. А по земле пройдут в едином строю Бессмертного Полка. Потому что ценой их подвига до сих пор стоит Россия.
И  хочется верить, что наши потомки  чему то, да  научатся на наших ошибках. Хотя история всегда говорит об обратном.
И все-таки, может быть…