Клюква в сахаре

Владимир Пясок
AVTO - БИОГРАФИЯ


Клюква в сахаре

Я заметил её пятнадцатого. Удивительно, сколько их вокруг нас и с какой из них вы вместе. Но случайно, глупо и закономерно, одна, остаётся единственной в памяти. Уже шестнадцатого я специально поехал крюком, всего два раза матюгнувшись в пробках, в надежде, увидеть её ещё раз. Она была там-же на стоянке. Я сразу влюбился и назвал её - "Клюква в сахаре". "Клюква" - потому, что ягодка, в самом ВКУС-ном смысле этого слова, a "в сахаре" потому, что была она белой. Не светлая и не пепельная, а просто - белая. Я тормознул свою машину неподалёку и сделал вид, что здесь, совершенно случайно. Молода, красива, грациозна и свободна. Не верьте тем, кто говорит - Мне пофиг, я её хочу, плачу любые деньги. Так говорят, когда имеют деньги и хотят унизить тех, кто их не имеет и не верьте тем, кто прожил всю жизнь с одной, уверяя, что она их единственная, и других им и не надо. Нет, бывают фанатики, не спорю, готовые целовать свою любимую даже если это простая ... Но это исключение.

Она всегда имеет цену. Может поэтому большинство живёт согласно среднему, во всем, по среднему и со средними? Чуть круче и ОНА должна будет рядом соответствовать крутизне, ну а если завалился, то - прощай.

Я конечно не одинок. Как сказать ей теперь, что хочу "Клюкву в сахаре"? Что поделать, но больше двух лет с одной, не умею. Не их это вина и жалко даже расставаясь, но не могу. Знаю, могут по - бабски мстить, пусть и не знают ещё, но ведь догадываются. Но что делать? В конце концов, не я у них первый и не они у меня, первые. Посидим, по-вспоминаем и простимся.

Моя "Клюква в сахаре" из Швеции, как и нынешняя, тоже Volvo, но V70.

Дальше будет мело интересно для женщин, они ведь могли подумать, что это про них.
Но думаю найдутся ... любители.

Сделано в СССР

Наш первый, четыреста первый москвич, напоминал мне носатую, серую мышь, на крыше которoго я спасался от злобного Бобика. Помнится смутно, совсем по детски, давно это было. Но вот четыреста третий помню уже хорошо, на нём отец каждое лето уезжал на юга, возвращаясь весь шоколадного цвета и с чуждыми в наших "пресных" краях, аджикой и гигантскими, сладкими, пахучими подарками. Я мечтал о дальних путешествиях, но ноги не доставали до педалей. Потом был опят Москвич, двадцать один сорок и однажды отец сказал мне - "Ладно, забирай", так я стал автовладельцем и задрав капот понял, что многое следует понять.

Помните то время?
Кожаные галстуки, прогнувшиеся полки с магнитными катушками, бензин за 20 копеек, сосиски в морозильнике, восемь ночующих машин у девятиэтажки... Чудное время. Вдвойне чудное, когда вы молоды, а на узком заднем диване вашего авто могут без претензий спать детишечки, доверяясь вам, а не ремням безопасности. Пожалуй это была "Главная" в моей жизни машина, надёжная и простая, как формула спирта. Ей бы в багажник инструмент и в прицеп - зап.части, честное слово, не страшно в кругосветку, да если-бы и собрана она была из хорошего железа, да руками... Каждый день я выковыривал чёрные полумесяцы из под ногтей a зимой... Утро, начиналось с заклинаний - "Завoдись сссс...", потом все дружно толкали её в зад и о чудо, она всегда заводилась. Ну а после того, как я сам сделал ей пересадку карбюратора на Веббера, так вообще, стала летать задрав нос, как модные тогда катера на подводных крыльях. Позволяя заработать (перестройка-перестройка) реальные деньги в такси, после обязательной и никак не оплачиваемой инженерской деятельности.

Помню тебя - моя первая.

Жигуль пятёрка, цвета морковки. Однажды утром я обнаружил её на кирпичах и в ряд разложенными на асфальте, болтами, но без колёс. Купить резину в то время, что графский титул сейчас, надо знать к кому обратиться. Уже в тот-же день она была обута в новенькие, радиальные, ярославские. Похвалив себя, я присвоил себе звание - "Бывалый".
 
Чем жигули лучше москвича? Чем нынешний президент отличается от предыдущего? Такая вот - демократия. Возвращаясь как-то с семьей из Балтийска, нас тормознули в Латвии небритые, в телогрейках, перепоясанные брезентовыми ремнями и настоящими калашами, хмурого вида мужики. Они и я, принципиально не говорили по-русски, поэтому, повертев в грязных руках мои документы, молча махнули рукой, мол - езжайте. Игра в перестройку зашла слишком далеко, впереди была переделка.

Белая девятка. Это бумер сейчас. Tогда бандиты раскатывали на двухдверных, навороченных восьмёрках, а чиновники были скромней, надувая щёки на задних диванах чёрных волг. Хотя если честно, ничего хорошего в ней не было, только "понты". Гремело всё, за что не держишься, отваливалось всё, что ещё вчера держалось. Радовало только одно, что новый москвич, ещё хуже. Да и отношение к ней было, что к советской действительности, сколько пятна не закрашивай, ржавчина всё равно вылезет. Но на девятке я впервые стал ездить в Швецию и там наглядевшись всякого, с удивлением для себя обнаружил, что есть страны, где приветствуется кодекс вежливости на дороге а люди просто улыбаться, приветливо помахать рукой, пропуская. И тогда, мне дураку, верилось, что и у нас, будет так.

Внешне теперь и здесь всё напоминает Швецию, но вот люди, как были - "Сделано в СССР", так и остались, если не жeстче.

Ford Sierra. Сколько удовольствий сразу! Тут тебе и центральный замок, стеклянный люк, который можно гонять туда-сюда, стёкла на моторчиках и даже антенна, как у двадцатилетнего, сама поднималась. А какой плавный и могучий ход? Нет слов, можно окончить хоть три университета марксизма-ленинизма, но этот аргумент, всем аргументам, аргумент. Тогда мне казалось, что лучше не бывает.

...Утром мы никак не могли достучаться до Андерса, хотя портье уверял, что он никуда не выходил. Наконец он открыл... Голова разбита, лицо в корках засохшей крови. Грабители обчистили карманы, сняли часы, обручальное кольцо, оставив только паспорт гражданина Швеции и билет на самолёт. А ведь мы предупреждали его и просили, накануне - "Давай закончим, по последней и спатеньки, в номер, завтра утром стартуем..." Он ни в какую и вот - результат. Так ему хотелось приключений у нас в Виру. Получил и вспомнить мог только, как дошёл до своего номера. Умыли рожу, забинтовали голову и погрузившись в Сиеррачку, поехали. Он сразу заснул на заднем диване, задрав ноги к люку. На границе стояли будки, в которых грелись жадные до денег, не опрятные пограничники, бывшие учителя сельских школ, делая вид, что это настоящая граница. Андерса будить не стали, а в Даугавпилсе, в гостинице, нас согласно совковым инструкциям, поселили в разные номера, где одинаково, было отключено отопление.

Телевизор шипел, но не грел и если-бы не запас спиртного, которое иметь во все времена даже "полезней" золота, возможно мы все заболели бы и может даже - не дожили до настоящего времени... Но потом мы ходили вокруг стола походкой "Genesis" и пели - "Y can't dance"...

Не знаю, зачем я это вспомнил, но именно Сиерра вселила в меня уверенность, что можно просто сесть и поехать. Поехать не задумываясь, без опаски сломаться, ехать, пока черти на капоте не запляшут, туда, куда хочу я, куда надо и не было страха, лишь бы не в прошлое.

Расстался я с фордом легко, (содрал поддон, но это отдельный рассказ) просто позвонил и сказал - "Забирай, ты её хотел, в придачу - ремкомплект..." А сам пошёл на рынок и не торгуясь просто купил то, что понравилось - Opel Omega. Сиерру зацепили тросом как телка и уволокли, она всё ещё роняла капли масла, словно слёзы, может ей было больно, но вот я уже, был иным.

Омега была типичной немкой, никаких "прибамбасов", если не считать прикуривателя, просто, надёжной. Но разве за это мы любим женщин, ценим машины и однажды прогуливаясь по авторынку я приглядел Мерседес. Середина девяностых - то время, когда народ лихорадочно менял машины, расцвет торговли-обмена-угона и воскресный поход на авторынок Кадака, был вроде ритуала.

В машине с женским именем Mersedes, нет ничего женского, скорей, это железный (Мерин) конь, ухода за которым - только помыть. Ездить в то время приходилось в основном в Питер и даже колдобины главного города Ленинградской области не могли свернуть ему (ей) подвеску, а звезда на капоте служила пропуском в клуб "уважаемых". Хотя я так и не понял немецкую душу, комплектующие шикарные авто, тупыми, но экономными дизелями. Что Мерседес, что Беларусь, но стук движка зимой, утром и вонючий дым из выхлопной, всё едино.
 
В это время в семье появилась и вторая машина. Не имея возможности подвозить благоверную, я вручил ей голубенький Опель Рекорд с автоматом. Она так и не научилась переключать скорости. Конечно теперь, когда права без всяких доплат стоят в десять раз дороже , она возможно и научилась-бы, но мне показалось, что легче взять машину с автоматом. Кстати очень даже ничего себе машинка, без претензий и очень прыткая, с двухлитровым мотором. Иметь две машины в семье, такого себе ещё пять лет назад не могли позволить даже партийные бонзы, но мир менялся и как мне тогда казалось, только к лучшему.

Бывало мы с другом останавливали свои мерсы-вольво в кармане автобусной остановки и открыв двери, врубив музыку, танцевали, просто танцевали с женами от избытка чувств и хорошего настроения. Нас не волновало, что иным свидетелям наших танцев и которые не вписались в то время, это было мягко говоря - не понятно. Но потом опять по машинам, сегодня здесь, завтра там, ездили до одури, засыпая, обхватив руль, зимой, не выключая двигатель.

Француженка стала первой и единственной, которую я купил, можно сказать, с витрины (в кредит тогда не брали) Их только начали выпускать, Рено Эспас, цинкованая платформа, всё остальное - пластик и вершина бессмысленности, разворачиваемые на 180 градусов, передние сидушки. Высокая, как у джипа, посадка и много воздуха внутри.

Не то я делал, надо было тогда квартиры скупать, за те же деньги, сейчас клопствовал-бы, сдавая их в аренду, но тогда, хотелось заводы строить, материки сдвигать и грело самолюбие, когда говорили - "У вас такая красивая машина..." А толку? Очень скоро я понял, что это не приспособленная к реальной жизни фотомодель и что тысяча километров с ней за ночь, не позволяет утром выглядеть - "огурцом". Расстался без сожаления, уступив её, запавшему на неё, российскому партнеру.

А потом я первый и единственный раз лоханулся, взяв на Кадака, как всегда, что понравилось и с первого взгляда. Чистый американец, Ford Taurus с трёхлитровым двигателем, рычагом автомата на рулевой колoнке и с проблемными теперь, красными поворотниками на багажнике. Уже в первой-же поездке в Питер я почувствовал неладное, уж слишком он странно вёл себя в поворотах посвистывая, как в кино, резиной. Mастер вынес приговор - битая. С этим фордиком мы были вместе только месяц и интересно, сколько он ещё сменил владельцев ?
 
Таких машин в городе было тогда только две, одна у меня и вторая у ... Изумрудного цвета Бэха - универсал, пятёрка, трёхлетка, в идеальной форме. Мои вернулись с Мальорки, а я их даже не встретил в аэропорту (проспал) да ещё с новой ... такого женщины не прощают. Видимо я перешёл какую-то грань и был наказан. Спустя месяца четыре я тормознул возле банка и когда вернулся через пятнадцать минут, её уже не было. Поиски результата не дали, но лучше, когда уведут машину, а не уйдет женa, тоже обидно, но не так.

Уже не замахивайсь на что-то "особое", купил американскую Volvo. Спидометр в милях и главное, четыре кубика блок фар, что придавало ей более чем солидный вид. С тех пор я полюбил шведские машины, есть в них некоторая индивидуальность, с ними даже (без свидетелей) разговаривать можно. Мотор не бубнил, как у мерса, не взвизгивал, как у Бэхи, а просто - шелестел, легко кидая вперед огромный и удобный салон. Слов нет, семьсот сороковая была хорошая машина, но уж слишком старомодна и её заменил - Saab девять, три баранки.

Вот говорят - "На одни и те-же грабли..." Но об но объясните мне, по каким законам случайных чисел или судьбы, мне третий раз выдали номер с одной и той же комбинацией цифр - 913. И ведь в сумме, снова 13. Если бы так везло в казино? Впрочем машина была отличной и пожалуй лучше всех держала дорогу.

Почти новенькую Омегу я взял в кредит. Нечего сказать, навороченная Omega V6-2,5 . Отключив клавишей ей "мозги", можно было легко разворачиваться на месте, только и всего, повернуть руль и педаль в полик, заранее закрыв окна, чтобы не залетела пыль и вонь жженой резины. Это была последняя машина, которую я приобрёл легко. Наступали "тяжёлые" времена и подъезжая к Москве за три часа до Милениума, уже выслушав Ельцинское - "Простите меня...", наблюдая плотный, встречный поток рвущихся из столицы машин, стало понятно, случай, шанс, больше не гарантируют равновесие с ошибками. Омега сыпалась и в таких местах, которые теоретически должны были служить лет сто, регулярно приходилось перебирать подвеску и поездки, даже в Италию, уже держали в напряжении. Пришлось с ней расстаться и пересесть в четырe-ста сороковую Volvo. Я её не выбирал и не покупал, получил в качестве компенсации, иначе- бы ни в жизни не сел в чёрную снаружи и внутри машину, да ещё и нa кожаные сидения, пусть и с кондиционером.
 
Летом, в жару, случайно залетевшая в салон муха теряла сознание, пока я бегал к киоску и разве будешь её после этого жалеть? Не жалел её, не жалел себя. Только когда заметил, что язычок замка её капота стал вываливаться, как язык загнанной лошади, а фарки затуманились, понял - пока не сдохла, нa рынок.

И снова Оpel, но весь "из железа" - трёхлитровый Senator. Пожалуй я этой машине придумал бы особую марку, как придумали японцы дурить покупателей лексусом вмeсто тойоты. Но и в самом деле, танк, а не опель. Так он и остался где-то между Питером и Москвой, на растаскивание автостервятников, после аварии, искалеченный, но не побеждённый.

Не поверю счастливчикам, которые прожили всю жизнь без аварий, без стрессов и без ... извините, даже насморка. Значит жили - теоретически. Самое главное, это потом найти в себе силы улыбнуться (если это возможно) и начать сначала, нe считая, сколько раз ещё выпадет - 13.

Последней на материке стала Mаxima, или как её называли гибэдэдэшники - "Мах-xима". До этого я никогда не владел японкой и даже не знаю, почему остановил свой выбор на Nissan. Внешне, взглядом зацепиться нe за что, да и внутри, без фантазии, но зато, какой движок! Явно заимствованный у американцев, низко оборотистый, трёх-литровый, прижимающий тело в спинку сидения, даже если при ста двадцати, следовало сделать рывок на обгон. Я мотался на ней, как сумасшедший, но ... россияне оживили свои заводы и мы им уже были не нужны, азиатские тигры спустили дух, шведы разорились, швейцарцы сворачивали, а последняя надежда, австриец, покончил собой, сбросившись в Альпах со скал. А что можно сделать у нас? Kак говорят водилы - "Тока рукоятку крутить".

Но и погонял я на этом ниссане,(ужас, как не люблю вокзалы и чемоданы) частенько и с семьей, ведь можно совмещать необходимое с познавательным. Был один и рекордный рейс - Таллинн, Швеция, Дания, Германия, Австрия, Италия, Франция, Германия, Дания, Швеция, Финляндия, Питер-Псков и Таллинн.

Но возвращаясь раз из Чехии, уже при въезде в Таллинн, в коробке что-то хрустнуло. До дома дотянул, но потом, когда в сервисе озвучили, сколько стоит коробка-автомат, сказал себе - ХВАТИТ!!!
 
Остается только удивляться долготерпению Ангелов, вечно вытаскивающих меня из "опасных" ситуаций и действительно жаль своих любимых, вечно живущих в ожидании.
Я сказал себе - ХВАТИТ!!!

...Здесь у меня уже вторая Volvo , в Англии без машины никак. В принципе все то же, только руль справа, бардачок слева, да спидометр в милях. Но главное отличие совсем в другом, оставаться джентельменом и на дороге, быть просто приветливым, а не только рассуждать о европейских ценностях.
--------------------------------------------

Этот текст был написан в 2008 году. После были еще Golf, Alfa Romeo, Jaguar а теперь Jaguar, но чёрный и в белой коже ...
Надеюсь это еще не конец истории, ведь теперь у меня еще и мотоцикл.