Жизнь прекрасна и удивительна

Изабар Гежб
В ходе обучения в сознании могут возникать блоки, и это происходит довольно часто, по аналогии с человеком что идет по неровной дороге, и спотыкается о выступы, камни.. Для детского сознания учение — такая дорога. Просто воспитателю, педагогу следует об этом знать.
Ничего особо критического в этом обстоятельстве нет, часто дети сами преодолевают «неисправность» процесса усвоения. Но бывает что ребенок застревает... и дальше двигаться не может. Но на него (его психику) давит пласт все новых наслоений материала, который нужно усвоить. Начинается ломка сознания. И вот это уже вполне себе критическая ситуация, которую следовало бы избегнуть.
Принцип освоения знания довольно тривиален на самом деле: обучающемуся нужно почувствовать вкус (процесса), желание. Ведь если ребенок чем-то увлечен сам по себе, то его не оторвать. Посему, правило первое: нужно добиться спонтанно самостоятельного устремления ребенка относительно предмета освоения. После этого он начнет схватывать сам, искать нового познания в предмете... (искать свой интерес в нем). На самом деле ребенку все равно чем увлекаться. Можно рассматривать с ним жучка на ладони, а можно говорить о звездах, созерцая ночное небо. И уже биология и астрономия, хотя для него это «всего-лишь» жучок и усыпанное звездами небо.
Так же нужно сразу подметить, что отход от предметности в обучении в корне не верен... на «примере» финской образовательной системы, где предпочтение отдается «тематической методике», то есть, по принципу рассмотрения какого-нибудь явления, с привлечением к раскрытию его существа необходимых для этого знаний. Но для этого у человека должно быть полноценное ощущение предметного знания, четкого, сформированного в нечто более менее устойчивое.  Да, как утверждается финской стороной, мнение что происходит отход от предметной системы обучения, не верно. Ибо есть и предметы. Что же, им виднее. Здесь только подчеркивается, что нужно весьма всерьез понимать, что предметы это инструментарий, которым ребенок берет тему, явление... Как кузнец берет кусок раскаленного железа щипцами. Щипцы, может еще толстая рукавица, еще что-то  — это хоть как-то, но освоенный обучающимся предмет/предметы, инструментарий. Если же доминирует «тематическое» схватывание исследуемого явления, то это значит, что кузнец роняет заготовку на пол, не удерживая, формируя у человека (на жизнь!) сугубо дилетантский подход во всем. Это опасно для цивилизации в целом, следует учесть. Об образовании в Финляндии: http://eddesignaward.com/5-fishek-finskogo-obrazovanija/
Итак, привить вкус к процессу освоения того или иного предмета, и (!) сделать это столь ненавязчиво, что будто ребенок САМ захотел, увидел нечто интересное для себя. И не оторвать.
Думаете это непросто. А насколько просто «заставить» ребенка помыть за собой посуду, заправить постель, убрать игрушки... (?). На самом деле это все аналогично. Родитель знает, что иногда ребенок весьма сопротивляется родительским посылам, капризничает. Растет личностью, это понятно. Заявляет о себе, и т.д. 
Но если для помыть посуду найти интерес в ребенке — для него самого — может показаться непростой задачей, легче сказать твердо «помой», и без пререканий... То касательно учебы все гораздо тоньше. Ребенку нужно войти в процесс образования, врасти в него, буквально. А с посудой....мы же не растим виртуоза посудомойщика? Посему, и искать какой-то его (спонтанно-самостоятельный) интерес в данном деле — нет нужды. Просто твердо сказали «помой». Воспитание дисциплины.
Как же найти такой интерес?
Допустим, литература. Ребенок учит стихотворение «Ласточка».

Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.

С нею солнце краше
И весна милей...
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!

Дам тебе я зерен;
А ты песню спой
Что из стран далеких
Принесла с собой.
(А. Плещеев).

Что не так, почему у ребенка не получается? Не получается запомнить? Нет, дело не в этом. А в том дело, что он не может прочитать...
Да, именно так. Он озвучивает печатный текст, но не читает сознанием. Не сознает прочитанное, звуки-слова проскальзывают мимо его умственного восприятия. Но желание у него есть — выучить? Хм,.. сказали выучить,.. он же как-никак, но все-таки хоть как-то, послушный мальчик. Маму точно слушает. Может не во всем, но преимущественно.
Но раз не может прочитать, то и спонтанного интереса не возникает. Раз не возникает,.. два не возникает... год учебный прошел. Новый учебный год. Не возникает... не возникает... время упущено... блоки пустили корни в голове...
Он выходит из школы к окончанию с «половиной мозга». Зашел в первом классе с целым мозгом. Вот так.
Есть дети которым везет, и они не получают такого урона самосознанию, который возникает от эдакого образования. А почему везет? Сразу вошли в колею. Сразу, на каком-то предмете, почуяли этот самый интерес, увлеклись процессом обучения. Зацепило. Красный диплом.
Многое от родителей зависит. В самом начале. От воспитания.
К слову, то что родителям приходится «учить уроки с детьми» — сие крайне негативная тенденция. Во-первых, у педагога-учителя свои методы подачи материала. Это, наподобие, как нельзя двум разным людям пользоваться одной перьевой ручкой: перо «запоминает» особенности нажима и наклона одной руки... и может начать брызгать и корябать, если рук несколько.
Во-вторых, если ребенок недопонимает в классе, и вынужден обращаться к родителям за помощью (даже звонок сверстнику за разъяснением не помогает),.. то следует задаться вопросом, а точно ли педагог справляется со своими обязанностями? Это если смотреть в идеале. В школе какого-то (может быть отдаленного) будущего такого, конечно же, не будет.
Что же здесь непонятно ребенку? — отчего и не может прочитать. Это как если дать взрослому запись «аббрыдлрцуа мпес кущьяфслдряк». Вы думаете прочитали? Нет, вы воспроизвели речевым аппаратом звуко-текстовой образчик бессмыслицы. Вот так и ребенок воспринимает то что ему непонятно. Особенно на первых порах обучения.
И как, скажите, запоминать наизусть такой текст? Представьте ряд строк такой абракадабры, да еще в рифму! Вы сами на стену полезете...
Что в стихе непонятно ребенку? Нужно догадаться об этом самим. Приблизительно...
«Травка зеленеет» — это должно быть понятно, но на всякий случай спросим. А может и не надо спрашивать, — понимает ли то, это, — зная своего ребенка. Потому что если о всякой мелочи спрашивать, то у него может возникнуть «подозрение» что он туповат.
Или она...
Посему, наперво, учителю-педагогу нужно изучить свой класс, всех детей. Более менее, разумеется, в некой «общедостаточной достаточности».

Ласточка с весною
В сени к нам летит.

Вот он камень преткновения: «с весною» и «в сени». Первое: мама приходит домой с сумкой, с продуктами. А как это «с весною»? Вы взрослый, и сразу понимаете как. Но ребенок может не понимать. Ибо весна здесь — не предмет. Абстрактно-образное или не предметное мышление только формируется. Значит, надо объяснить. Как сумеем. Уже эта наша попытка объяснить будет им воспринята как нечто «общедостаточное» для данного случая. И текст воспримется легче. И слово «зайдет» куда нужно. В сознании. В память. В разумение.
«Сени». А что это? Может не знать. Пояснить.
Идем дальше.

«А ты песню спой
Что из стран далеких
Принесла с собой».

Возможно это еще.

И поет и несет то что поет. Сознание снова испытывает некоторую оторопь. Недомогание. Ему не можется... воспринять вот это легко и в полноте.

Посему, у ребенка не включится запоминание, фиксация и слова и смысла... пока не будет понимания прочитанного.
А как только активируется фиксация — то и запоминать-зубрить ничего не надо! Усвоится само. Да, придется потрудиться, конечно же. Немного напрячь голову. Придется уж, без труда не вынуть... и все такое прочее.
Но не будет муки, не будет ступора.

Итак,
1) Спонтанно-самостоятельная заинтересованность.
Пояснить что нужно. Убедиться что понял и Прочел, а не озвучил текст всего-лишь. Зафиксировать дополнительно его/ее внимание на трех точках... смысловых, в тексте. Просто, поясняя по стиху (тексту прозы), обсуждая с ним что-то касаемое текста, обратить его/ее внимание на три... позиции, что ли.
На примере «Ласточки»: травка, солнце, страны. Думается суть ясна, ничего сложного нет.
Схватив однажды целевым образом — не утратит это, сделает частью себя, так само произойдет. И начнет пробуждаться интерес. Сделав так дважды, получит еще более надежный результат. И т.д. Пока не настанет день, что... «за уши не оттащить».
Дети ведь чисты от житейской накипи бестолкового и негативного, и просто ненужного, никчемного опыта, от всего того, что омрачает людей уже во взрослой жизни. А раз чисты, то... естественная разумная потребность постигать и учиться чему-то интересному и полезному — невероятно сильна.
2) Умение удивить.
Уже пускающий корни всеобъемлющий интерес к познанию у ребенка нужно стимулировать. Удивить. Заинтриговать. Что, впрочем, понятно и известно любому родителю, это естественная часть воспитания. «Посмотри какой жучок, ух ты». Интерес воспламеняется, он силен. Но недолог. Если не... зафиксировать. А зафиксировать можно только у того ребенка, который вошел в колею самообразования, то есть, корни стремления к обучению в нем уже заметны. Почему у жучка такие лапки? Ну-ка, посмотрим в энциклопедии. Он уже умеет работать с книгой. И сие умение появилось от того, что возникла потребность к учебе.
3) Умение отвлечь.
Да, не удивляйтесь. Отвлечь от учебы!
Потому что стремление к образованию так сильно... что учитель выходит из класса на перемену как ошпаренный и едва дыша, прислоняясь к стенке, на слабеющих ногах: так завалили дети вопросами, которые требуют ответа. Всем классом, буквально шторм! Шквал! И так они серьезны, эти дети... они хотят образования, все больше и больше!
(Так будет в школе будущего).

С другой стороны, если уметь отвлекаться, то предмет усваивается лучше. Не зря перед самым экзаменом советуют ничего не зубрить — чтобы голова была легкой, знание «устаканившееся».

Отвлекать нужно в самый напряженный момент занятия. Достаточно просто принести, например, булочку с чаем. «На попей, поешь»... «Сейчас поешь, мне нужно помыть чашку, а у меня еще дела» (подчеркнули причину неотложности просьбы). Или что-то другое. Попросить помочь в чем-то, но только если это ненадолго, на десять минут... не более. Ибо его/ее тянет назад, учебная книга ждет... И при занятиях с ребенком стараться избегать слова «нет» в любых формах.



_________________
"Ненавижу литературу": https://www.youtube.com/watch?v=0Ohjo35ajdI
"Ласточка летит": https://www.youtube.com/watch?v=G88SVQzBTtQ