Кактус

Валерий Раппопорт
             


      Его называют эхинокактус Грузони. Колючки очень короткие. На макушке имеется жёлто-белое опушение.
Я никакой не кактусовод. Мне он достался от жены, она умерла восемь лет назад. Тогда на всех подоконниках было множество цветов. Остался я один. Дети, конечно есть, но они все взрослые и живут своей жизнью в отдельных квартирах и даже в других городах. Этот кактус и его потомство меня не привлекало. И я как бы забыл о нем.
Когда же я вспомнил или просто обратил внимание на эти создания, то все они были коричневого цвета. Я подумал, что они засохли и, вначале, хотел их выбросить. Но что-то заставило меня пойти в магазин и найти землю для кактусов.
 Я пересадил их в два разных горшка с песком и чуть полил. Через какое-то время некоторые из этих колючих шариков стали зеленеть. А вскоре позеленели все, кроме одного. Я изредка поливал их, но не более того.

Прошли годы. И, вот, совсем недавно один из этих колючих шариков выбрасывает цветок в виде колокольчика желтого цвета. Он постоял два дня и закрылся. Я не расстроился. Ну и что?
 Но к моему удивлению через несколько дней появился на этом же колючем шарике новый такой же цветок. Знакомые говорили, что он простоит тоже один день и завянет. Но прошло уже шесть или семь дней, он к вечеру закрывается и утром раскрывается вновь, поворачиваясь к солнцу. Сегодня седьмой день, шесть часов вечера, и он закрылся на ночь. Теперь я уже с интересом наблюдаю за ним.
И сегодня 31 марта он, как часовой, открыл свой колокольчик на восходе солнца и к шести вечера снова закрыл его.

Но дело совсем не в этом кактусе. А дело в кактусах вообще.

Странное это создание. Листьев нет, цветет раз в год, в воде особо не нуждается. И главное в кактусах – колючки. Что это и зачем? Читал много о кактусах в Аризоне в Северной Америке. Там в аризонской пустыне растет множество кактусов очень больших размеров от двух метров и выше.
 Они как бы природе и не нужны. Но ведь создала же их природа. Я так думал некоторое время. «Не может быть, чтобы у природы не было задумки, поместив кактусы в пустыне» - эта мысль не давала покоя.

Тогда я, естественно, обратился к интернету, задав ему простой вопрос: «Зачем кактусы в природе?» И он мне поведал мою полную несостоятельность в этом вопросе.

Я не буду пересказывать статью о жизни людей в Аризоне.  Только скажу об этом буквально в нескольких предложениях. Задаю компьютеру такой вопрос: «Живут ли люди в Аризоне?».  И он (компьютер) выдает великолепную статью Елены Волгиной, уехавшей с мужем жить в Аризону в город Темпе (там ещё есть и города,
 автострады среди пустыни, почти как в Омане на Аравийском полуострове).

Вот краткая выдержка из её повествования.

«Легко ли стать своим в Америке? Найти друзей, интересное занятие, привыкнуть к местной еде и традициям и приучать к этому своих детей? Лена Волгина переехала с Урала в город Темпе в Аризоне 2,5 года назад и живет там с мужем и маленьким сыном. Девушка рассказала, почему считает, что попала в резиденцию ада на земле, как находит в Аризоне русскую еду и что ее поразило больше всего».

«Тёмная сторона Америки: как мне живётся в Аризоне», кто захочет, найдет эту статью и прочтёт, она очень большая.

Для тех, кому лень будет искать эту статью в интернете, в конце этого рассказа я дам несколько Приложений с фото из личного архива Елены Волгиной.

Много лет назад семью моего отца занесло в Казахстан в посёлок Майкаин. Его директор на Дальнем востоке пригласил отца к нему в этот посёлок, и мы туда переехали.
Кругом простор казахских степей. Я учился в шестом классе. У всех мальчишек были велосипеды. И мне, конечно, тоже купили. После школы большой ватагой по пыльной дороге мы неслись на велосипедах в степь.
Однажды, съехав с дороги вглубь степи, мы заблудились. Всё везде одно и то же. Степь до края неба во все стороны. Куда ехать? Где дорога? И при этом страшно хотелось пить. Мой друг Володя сказал тогда: «Не грусти, сейчас напьёмся» - и показал мне на маленькие растения, похожие на кактусы. Только вместо колючек у них были серо-зелёные листики, похожие на алоэ, только плоские. «Это – заячья капуста» - сказал Володя. «Бери, вырывай из земли, бери в рот листья и высасывай воду!».  Этих растений было множество в степи. Я так и сделал.  На четвертом растении я уже напился. Вкусная была вода. А дорогу мы нашли случайно и вернулись домой.

И, вот, только сейчас читаю о кактусах: «Кактусы – это прежде всего средоточие воды. Колючки – это те же листья, но только для пустыни, чтобы беречь воду.

И, наконец, что делают из кактусов мексиканцы:

Из кактусов делают нитки, шампуни, натуральные красители, строительные материалы, их плоды используют в пищу, готовят из них напитки… Голубая агава «идет» на приготовление знаменитой текилы, из листьев некоторых ее разновидностей делают что-то наподобие бумаги… О достоинствах этих растений можно говорить очень долго. Различные разновидности кактусов и агавы для мексиканцев– это, фактически, панацея от всех бед.

Но это мексиканцы, а в Аризоне американцы устраивают из кактусов национальные парки.

      2  апреля 2022 год

Фото автора.