1. 37 Христианское учение о жизни после смерти

Лариса Болотова
                Из книги «Танатология – наука о смерти» С. Рязанцева:

 «Наиболее полно «теория возмездия» разработана в христианской религии и исламе.

Согласно христианскому вероучению о посмертной судьбе души, она продолжает жить после смерти и помнит всё, что с ней  было. В течение первых двух дней после смерти душа наслаждается относительной свободой и может вместе с находящимися при ней Ангелами посещать на земле те места, которые ей дороги. Поэтому душа, любящая тело, скитается иногда около дома, а которая разлучилась с телом, иногда около гроба, в который положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ища себе гнездо. В третий же день Господь повелевает вознестись всякой христианской душе на небеса. 

В это время (на третий день) душа проходит по пути к небу через легионы злых духов, которые преграждают ей путь и обвиняют в различных грехах. Это испытание называется «Воздушными мытарствами» души. В нашем понятии слово «мытарство» обычно связано с таким понятиями, как «скитание», «мучение». Однако это не совсем так. Вспомним евангельские притчи о мытарях. Кто такой «мытарь»? – сборщик податей. В болгарском  языке, сохранившем, в отличие от русского, гораздо больше старославянских корней, «митница» означает таможню. Итак, мытарства души можно рассматривать как прохождение ею своеобразных таможенных кордонов на пути к небу.

Согласно различным откровениям святых, существует двадцать таких препятствий, «мытарств», на каждом из которых испытывается тот или иной грех: празднословия; лжи; осуждения и клеветы; чревоугодия; лености; кражи; сребролюбия и скупости; лихоимства; неправды; зависти; гордости; гнева и ярости; зла на ближнего; убийства; чародейства; блуда; прелюбодеяния; содомии; ересей; жестокосердия.  Пройдя одно мытарство, душа приходит на следующее, и только пройдя успешно все их, может продолжить свой путь, не будучи немедленно ввергнутой в ад.

Успешно пройдя через мытарства и поклонившись Богу, душа ещё на протяжении 37 дней посещает небесные обители и адские бездны, ещё не зная, где она останется, и только на сороковой день назначается ей место до воскресения мёртвых. Согласно откровению ангела преподобному Макарию Александрийскому, особое церковное поминовение усопших на девятый день после смерти связано с тем, что до сего времени (с третьего по девятый день) душе показывали красоты рая, и только после этого (с девятого по сороковой день) ей показывают мучения и ужасы ада. Итак, согласно православному христианскому канону, для поддержания души необходимо совершать поминания на 3-й, 9-й, и 40-й дни после смерти.

В преддверии вселенского Страшного суда, знаменующего Конец Света, воскресение из мёртвых и окончательное и вечное осуждение грешников, в христианских догматах существует и определение частного суда, помещающего души до Страшного Суда в ад или в рай.

Ад, согласно христианским концепциям, - это место посмертных мучений грешников. … в Ветхом завете ему соответствует еврейское слово «шеол» или греческое «гадес», которое обыкновенно переводится словом «преисподняя». В Новом завете встречается слово «геенна»  - греческая форма еврейского слова «гехенна» или «Ге-Хинном», что означает «Енномова долина». В Енномовой  долине к югу от Иерусалима находилось место, называемое Тофет, где идолопоклонники евреи сжигали в честь Молоха своих детей. Царь Иосия с целью искоренить идолопоклонство превратил эту долину в свалку нечистот. Смрад, шедший из долины, сделал её впоследствии символом ада. В таком значении употребляется слово «геенна» в Новом завете в 11 местах у трёх первых евангелистов. Иногда встречается название «геенна огненная», оно обозначает вечный огонь ада.

Праведники пребывают в раю. После перевода Ветхого завета на греческий язык 70 толковниками (Септуагинта) слово рай стало обычным названием Эдемского сада, а в позднейшем иудействе  - обычным названием того отделения царства умерших, где души праведников ожидают воскресения.  Первоначально Эдем (то есть «приятность) обозначал место на Востоке, где Бог насадил сад, который отдал Адаму для жительства. Но когда люди согрешили, съев запретный плод, Бог изгнал их из Эдемского сада». 

                Из книги «Тайна смерти» составитель М. Ошуркова (стр. 490).