Одинокий голос человека А. Сокурова

Юлия Имерели
    Отличия от рассказа А. Платонова «Река Потудань» по композиции, сюжету, персонажам.

   Фильм А. Сокурова «Одинокий голос человека» был снят в 1978 году, но вышел на экраны только спустя десять лет с посвящением - А. А. Тарковскому. 

  Сценарий фильма был написан по мотивам произведений Платонова «Река Потудань», «Происхождение мастера», «Сокровенный человек», но основная сюжетная линия взята из рассказа «Река Потудань».

   Рассказ был написан А. Платоновым в 1936 году, но печатать его запретили.  Слишком не правильно, идейно не выдержано написан. Советский человек умеет «любить и веселиться», как никакой другой, писали советские рецензенты, а тут история о «хлюпике» каком-то.

   В платоновской повести режиссер А. Сокуров увидел «историю «слабого сердца», для которого счастье оказалось «тяжким трудом», так он писал в своем дневнике.

  На уровне композиции фильма это выразилось следующим образом. Первая половина фильма: после возвращения с гражданской войны в родной город Николай неосознанно тянется к счастью, которое он нашел в лице Любы («там, наверно, необыкновенное что-нибудь», говорит его отец, прося, чтобы сын взял его с собой).

  Во второй части, после бракосочетания он учится быть счастливым, и в финале он возвращается к Любе. Николай уже готов принять свое счастье, коим является для него Люба: «я привык быть счастливым с тобой»,- говорит он Любе в финале.

    Нужно правильно понять, что такое здесь счастье. Здесь счастье это не поверхностная, проходящая радость, а то ощущение полноты жизни, сила от которой жить не страшно.  Потому что «бессмысленность жизни, так же как голод и нужда, слишком измучили человеческое сердце, и надо было понять, что же есть существование людей, это серьезно или нарочно?»,- писал Платонов. И если жизнь у Платонова синоним горя, трагедии, боли, то, следовательно, и горя-жизни не страшно.
Вот в чем счастье у Платонова, а, следовательно, и трагедия, потому что если так, то кроме горя и нет ничего, только другое менее страшное горе. В его время, для такого совестливого человека, как Андрей Платонович, наверно, так и было. Но время жизни Сокурова, хотя бы в бытовом плане было легче. Во всяком случае, голода, наверно, уже не было, поэтому идея фильма у Сокурова получилась немного более оптимистичной. У Сокурова в фильме рыбак, который ныряет в воду топиться, чтоб узнать есть ли счастье в смерти, все-таки выныривает. В рассказе же «Происхождение мастера» у Платонова он тонет. 
      
   В начале фильма появляется деревянное колесо, которое крутят люди, черно- белая сцена из хроники, в рассказе этого нет. Это очень символичная сцена показывается в замедленном темпе. Камера как бы разглядывает этих людей, занимающихся тяжелым физическим трудом, их измученные безразличные лица. Сцена в этом же ритме повторяется в середине, и в конце фильма, как бы разделяя его пополам, «золотое сечение» фильма.

 Первая и заключительная сцена фильма – пароход, плывущий по реке.
  Река, вода важный лейтмотив и в рассказе, и в фильме. В рассказе Николай хочет утопиться, как лед сойдет, но не топится, а топится вместо него Люба, но к счастью  ее спасают.

  В фильме в воде купается монах; в воду ныряет Виктор Иванович; отец рассказывает Николаю, что Люба топилась; по реке плывет пароход.

   В фильме используются хроникальные сцены, много повторений.

   Главный конфликт, вокруг которого выстроен сюжет и в рассказе и в фильме тот же – взаимоотношения между мужчиной и женщиной.

    В фильме использовано несколько интересных изобразительных приемов - сцены совмещены методом монтажного столкновения, но при этом сами сцены идут в замедленном темпе. И сцены эти связаны по признаку ассоциаций, а не фабульного движения сюжета. Таким образом, фильм манипулирует сознанием зрителя, не активно, тормоша сознание, как у Эйзенштейна, а наоборот, как змея - гипнотизирует, парализует зрителя путем затягивания его в «дышащие болото» пространства фильма. Кадр с болотом появляется в картине, обозначая серединный поворот, после того, как Николай предложил Любе жить вместе, после чего заболел, а потом в финальном, когда он возвращается к ней из города. Авторы выстраивают определенный символический, изобразительный ряд для создания определенной, нужной им для раскрытия идеи атмосферы. Здесь, они  переходят на символический, подсознательный уровень воздействия, например однообразные движения рабочих на заводе (кадры из хроники) ; колесо, о котором говорилось выше; старуха, долго и медленно разбирающая кишки; и Николай, который метет по неубывающей луже, и узкая дорожка, которая тоже появляется в фильме неоднократно, падающий от дерева гроб. Этих сцен напрямую не было в рассказе, но можно сказать, что это переведенная в зрительный ряд проза Платонова. 

  В задании нужно сравнить сюжет фильма с сюжетом рассказа Платонова. Но так как сюжет, это: « движение образа целого в его самораскрытии на пути к полному раскрытию», то чтобы выявить все различии досконально, нужно пересказывать весь фильм полностью, как и весь рассказ, и подвергнуть детальному разбору и сравнению весь материал, как фильма, так и рассказа. Но это был бы фундаментальный труд, поэтому я ограничусь некоторыми положениями, которые могут охарактеризовать, на мой взгляд, какие-то основные моменты в этом «движении» сюжета.

     Как я уже сказала, зрительный ряд фильма соответствует духу, стилистике Платонова. Что же касается фабулы фильма, то в фильме произошла следующая трансформация. Основной конфликт, последовательность развития взаимоотношений между главными героями Николаем и Любовью развиваются так же, как в рассказе.
 
  Кроме этого авторы фильма добавили образ монаха пустынника и связанные с ним сцены, которых нет в рассказе. То, что он купается, потом появляется в расщелине.
 
 Сюжетная линия, связанная с рыбаками, один из которых «топится», чтоб увидеть смерть, найти хоть в ней лучшую жизнь, частично придумана авторами -  разговор и второй персонаж в лодке, а самое содержание разговора взято из рассказа «Происхождение мастера».

  Вся сцена, в которой их брак регистрируют в заброшенном храме, придумана авторами фильма.

   В рассказе герои встречаются первый раз в городе на улице, среди людей, в фильме на безлюдной лесной тропинке.

    После бракосочетания, когда они приходят домой, Люба  отстригает клок волос у Николая, эту сцену придумали авторы фильма, это напоминает «пострижение в монахи», только в контексте фильма, это пострижение в мужчины. Но оказалось, что Николай еще не готов любить Любу, поэтому он уходит в город. Он становится немым, как бы дает обет молчания, это есть и в рассказе и в фильме, и только после встречи с отцом, узнав, что Люба чуть не умерла из-за любви к нему, к нему возвращается дар речи.  Николай возвращается к жене, уже обретя силу любить ее. Он становится мужчиной.

       Характеры главных героев – Николая, Любы, отца Николая в экранизации сохранены  такие же, как и в рассказе.
 
Отец Николая, спит, чтоб забыться; и Люба, которая спит, чтоб не чувствовать голода – все это есть и в рассказе и в фильме.

 В сюжет фильма есть несколько персонажей, которых нет в рассказе. Пустынник. Сначала он купается в озере, потом выходит из расщелины, выбрасывает мусор, замечает Николая, делится с ним едой. В рассказе с Николаем делился едой бродяжка, за которым увязался Николай, уйдя от Любы.

Сторож с женой на рынке есть и в рассказе и в фильме. В фильме они даны очень символично – схематично, в рассказе о них больше информации.

   В фильме часто появляются черно- белые дореволюционные фотографии кадетов, женщин. Они тоже как персонажи фильма.

   Вообще фильм очень «многослойный», как и рассказ, поэтому тут еще можно  об очень многом говорить, но я остановлюсь.