Уставший робот

Константин Лёвочкин
Я осознаю, как пыль медленно оседает на моих микросхемах, как я постепенно отправляюсь к концу своего срока службы, хотя он и десять лет, как уже, истёк. На Первом этапе основания данной экзопланеты я должен был помогать колонистам, а теперь, когда люди оправляются от последствий междоусобных войн, которые закончились, как мне известно, небольшим сокращением населения земли, миссию отложили в долгий ящик. Оставив здесь одного робота, генератор и спутник, а больше ничего. Я одинок, но способна ли машина чувствовать одиночество? Возможно. Моя модель – восьмая в серии Астер роботс – более продвинутая, лучше оснащенная и практически лишённая всех недостатков. Все роботы этого поколения осознают себя роботами – помощниками человека. Наш предназначение таково. Сейчас я должен вылезти из своей коробки-генератора и направиться на стандартное задание – сбор образцов земли после дождя. Протокол – Д1/54. Затем внутри своего коробкообразного тела смогу провести анализ. Не подумайте, мол робот уже столько лет пробыл на этой планете, но не знает, что содержится в земле и дожде. Нет. Это не так. Планета похожа на землю, однако её расположение оставляет желать лучшего. Находится она недалеко от пояса астероидов, к сожалению, название его я не знаю, – в моё программное обеспеченье и архивы такое не закладывали – человек всё равно будет работать под землёй. На первых порах, пока сюда не притащат Генераторы Силовых Щитов Тогомуры. До этого, судя по всему, ещё далеко, пока что, я здесь один. Совсем.
 
«Пип-пип-пип».

О, всё, сигнал возвестил меня о начале задания! Своими длинными трубкообразными руками нажимаю на кнопку выхода из Коробки-генератора. Смотрю вниз – под ноги – более продвинутых роботов на службе человека наделяли ногами. Я же, для удобства получил колесо. Большое, из твёрдой, плотной резины, на самой современной, на момент моего выпуска, подвеске. Пора выдвигаться. Жму синюю кнопку и дверь моего, как это люди называют «Гаража», отпирается, медленно залезая вверх. Я выезжаю из небольшой пещерки, в которую был пристроено, при помощи спутника, моё жилище. Сразу, как я выехал, маленькие крошки астероидов окрапили мою щляпообразную голову. Ну, хоть не метеорит на голову сразу, и то радует.
Доезжаю до небольшого искусственно мною созданного кратера, три метра на три, в котором всегда после дождя собирается лужа. Как говориться, проа засучить рукава, пихаю руки в воду руки. Образцы взяты. Поднимаю из воды. Из моего тельца выдвигается маленькая ручка с плёнкой Фойгтнера. Плёнка, которая позволяет проводить все необходимые исследования над нужным материалом, она оставляет рабочее место чистым и может выдерживать всё, вплоть до магмы и жидкостей с Венеры, что в Млечном пути. Всю ту мешанину из грязи, осколков астероидов и прочего, оборачиваю в плёнку, и засовываю внутрь своего тельца, для анализа. Дверца резервуара щёлкнула. Я начал жужжать.

«Пип-пип-пип-пип-бом».

Работа завершена. Отлично. Итак, состав почвы: Вода 45%, сера 10% (в виде лужи вода непригодна для питья, сера встречалась в ней редко, обычно в малых количествах, пройдя через фильтрацию, вода станет питьевой), глина 15%, минеральные соли 10%, песок 10%, осколки астероидов 5% (сегодня у них нелётная погода) и перегной 5%. Сегодня почва не очень, хотя бывает и похуже, данные загружены в журнал дежурства по протоколу Д1/54. Теперь нужно посмотреть другие источники в этой местности. Моя работа ограничена пространством, хорошая, пригодная для лёгкого и быстрого строительства почва, находится в этом кратере, диаметр которого составлял 500 километров. Довольно много, учитывая, что после временного поселения, когда щиты Тогомуры включат, можно будет жить, где угодно, хоть на одном из полюсов, в который часто прилетают несколько средних астероидов.
Планета относительно новая, поэтому фауна на ней не часто встречается, но бывает очень опасной, её изучением должен заниматься спутник, хотя я не уверен работает ли он. Нас не соединили в единую сеть. Периодически мои сенсоры улавливают движение в небе, но не более того. Так, следующая лужа.

«Пип-пип-пип-пип-бом».

Результаты примерно те же, но с небольшими отклонениями: меньше серы, но больше глины.

Проехав весь кратер, собрав все материалы, могу возвращаться домой. Как я устал. На спуске кратера что-то есть, оно движется. Это Косто-рысь. Существо похожее на рысь было обнаружено мной давно – несколько десятков лет назад. Она подходит ближе, отличается рысь от земной многим. Во-первых, окрасом, она чёрная с бледно-жёлтыми, как кристаллы серы, полосками по бокам, идущими горизонтально от макушки и до хвоста. Во-вторых, вокруг неё вьются какие-то чёрные то ли отростки, то ли хвосты. Фауной занимаюсь не я, так что точно ничего сказать не могу. По своей сути я – геолог, метеоролог, археолог и аналитик. Я останавливаюсь. Косо-рыси здесь известны куда более скверным и хитрым характером, нежели на земле. Она подходит, фыркает, рычит. Обходит вокруг меня. Роботы не должны испытывать страх. Но отчего-то мне не по себе. Кажется, что сейчас на спину обрушится град когтей. Конечно, я могу, в теории, отбиться своими телескопическими руками-трубками. Вряд ли это сработает, вряд ли. Боец из меня такой же, как и социолог. Практически никакой.
 
Косо-рысь фыркнула и отошла от меня. Просто повезло. Развернув свою голову мои глаза тут же пытаются высмотреть её. Нигде нет. Она убежала. Обошлось. Потихоньку, стараясь издавать как можно меньше шума, еду в своё пристанище.
Дверца коробки-генератора открылась, сразу же по всему помещению был включён свет. Если одну тускленькую лампочку в потолке можно назвать светом. Подгружаю данные к борт-панели, чтобы передать их спутнику, а затем человечеству. Не знаю услышат ли они меня, получат из этого что-нибудь, но хочется верить. Хочется верить, что в будущем здесь будет город, полноценный, большой, со всей нужной инфраструктурой. Такой город, которого я никогда не видел. Хотя, не уверен, что хоть кто-то получит информацию об этой передаче. Борт-панель барахлит, спутник, не знаю, работает ли, а люди... Услышат ли, прочтут ли? Опять не знаю. Как же смертельно я устал.

«Пип-пип-пип-пип-бом. Загрузка завершена».

Борт-панель приняла мои данные. Теперь можно и немного отдохнуть. Я вновь выезжаю на просторы кратера. Сейчас ночь, как преобразилась планета. Вокруг кратера деревья превратились в тёмные, колышущиеся на ветру столбы, а небо. Кто-то густо усыпал его звёздами. О! Комета, записываю в борт-журнал. Я прижимаю своё единственное колесо и сажусь на небольшой возвышенности, которая образовалась в этом кратере. Смотрю и вижу плеяду звёзд, легко угадываю местные созвездия: «Жук скарабей»; «Серебряная колесница»; «Чайник» и «Квадрат Танабы» - мои верные, лучшие друзья. Где-то щебечут птицы. Каркают и клацают Клизавры, это такие маленькие зелёненькие почти динозавры. Чем-то схожие с Компсогнатами с земли. Мечтаю о звёздах, побывать в космосе, я ведь его только с планеты видел.
Робот мечтает? Мечтает?! Да, мечтаю. Боюсь, что технологии зашли достаточно далеко, чтобы робот смог это сделать. Я не умею чувствовать, видеть сны, но во мне есть жажда познания, по сути своей, исключённая алгоритмами моей программы. Изучение звёзд туда не входит, но я же хочу их увидеть вблизи. Это о чём-то всё-таки да говорит. Я устал, правда, очень устал. С одной стороны, монотонность моей работы не должна мне ничего приносить, ни пользы, ни надежды, ни цели. Что такого в сборе материалов для анализа и редкие встречи с фауной этой экзопланеты «Каптейн С», но для меня здесь многое стало целью, многое обрело смысл, работа моя должна будет принести пользу человек, хоть какую-то, и надежда теплится, что однажды, зная всё про местную флору, человек ступит сюда, и построит здесь новый мир. Не такой хрупкий, как на земле. Здесь я уже двадцать четыре года из пятнадцатилетнего срока службы. Надеюсь, за переработку плана меня оценят.
Я не увижу звёзды, я хорошо это понимаю, мне это никогда не светит, кто знает, может роботы моделей спутника мечтают увидеть землю. Мне кажется, это неестественным роботу задаваться подобными вопросами. Но люди, как показала загруженная в мой мозг библиотека, считают, что робот – квази-ступень эволюции человека, дальше только киборг - сверхчеловек. Не уверен, что это хорошо. Я слишком чётко знаю свою работу, работу моего железного организма, могу сказать с уверенностью - ни колёс вместо ног хочет человек, ни телескопических руко-труб и явно не голову-шляпу с восьмью глазами, которой я наделён. Нет. Человек должен быть человеком, а робот роботом. Это как камень остаётся камнем, скала остаётся скалой. Из скалы и откололся камень, дальше лишь судьба решит, как с ним поступить, полетит ли он со склона, и его заберёт человек для фундамента дома, кто знает? Кто знает?

- Как я устал... – проговорил робот вслух.

«Пип-пип-пип-пип-бом».

После этого его глаза стали медленно тухнуть, он завалился набок и перестал работать. Срок службы истёк. Давно. Слишком давно.
Через много лет, пользуясь данными со спутника, которые в свою очередь Астер робот восьмой серии передавал ему, человечество начало готовит колонистскую миссию к планете «Каптейн С». Но прилетят ли они? Когда они прилетят? А главное – понравится ли человеку эта планета? Никто не знает.