ЛС9 Пушкин Метасюжеты метафабулы 5 Загробная ревно

Поль Читальский
Литслед ЛС9
Пушкин
Метасюжеты метафабулы №5
Загробная ревность, мертвая возлюбленная, карающий мертвец

 Пир во время чумы: Мотивы загробной ревности и любви к умершей (мертвой возлюбленной) также оформились в рамках пушкинского творчества в неоднократно воспроизводившуюся мифологему.
 
Тема загробной ревности впервые возникла в лицейском стихотворении «К молодой вдове» (1817), где оказался намеченным общий сюжетный контур «Каменного гостя» (указание на литературные источники послания «К молодой вдове» см. в примеч. к этому стихотворению), и повторилась в седьмой главе «Евгения Онегина» (1827–1828) в связи с изменой Ольги погибшему Ленскому (см.: Ахматова 1989).

Тема любви к мертвой возлюбленной, влечения к гибнущему, особенно резко звучавшая в первоначальных вариантах описания Инезы, прослеживается в таких пушкинских текстах как элегия
«Увы, зачем она блистает...» (1820),
незавершенный отрывок «Придет ужасный [час]...» (1823),
неоконченное стихотворение «Как счастлив я, когда могу покинуть...» (1826),
«Под небом голубым страны своей родной...»(1826), черновой вариант  «Воспоминания» (1828),
«Для берегов отчизны дальной...» (завершено 27 ноября 1830 г.),
«Заклинание» (1830),
«Осень» (1833),
«<Русалка>» (1829—1832; названная в черновом варианте дочерью мельника, Инеза выдает тем самым свое родство с героиней этой драмы),
«Яныш-королевич» (1833–1834)
(см. об этом: Ходасевич; Благой 1931; Муравьева 1991).

В «Каменном госте» с этим мотивом связана и тема «любви при гробе». Высказывалось мнение, что сцена у Лауры служит скрытой мотивировкой приглашения статуи: любовная ночь при мертвом Дон Карлосе подсказывает Дон Гуану мысль повторить подобную ночь при мертвом Командоре (см.: Ч.....ов 1898; Благой 1931). Рассмотрение сюжета «Каменного гостя» как одной из вариаций сюжета о карающем мертвеце, представленном в большом корпусе пушкинских текстов, см.: Вайскопф М. Вещий Олег и Медный всадник // Русский текст. 1994. № 2. С. 47–64.   
    
источник:  ж. Pushkin-dijatal -

Тема «Кокюаж, загробная ревность, мертвая возлюбленная, карающий мертвец» в порядке вещей у АСП: это сквозная тема сомнительной верности, измены, ревности, погибели, карающей мести мертвеца.- Каменного гостя… 

 АСП понимал – чорт его догадал – быть ему кокю и убитым. Ревность его съедала, кровь его выпивала и его же плотью закусывала = он страстно и яростно желал мести, мести даже из Загробного мира. И чтобы иметь возможность мстить, он завещал друзьям его тело умыкнуть до погребения … Вот они и толпились дружно у гроба по ночам, таскали гроб по темным ночным улицам Питера, пока наконец не наколдовались у гроба двое суток  после отпевания (!) и не исполнили последнюю воля усопшего от ран, кинжалов, щупов и пиявок… Умыкнули поэта. Гроб опустошили, законопатили,  просмолили, в ящик и заколотили и опять в ночь к чертям вскачь пустили…

Прим. №1. Потому-то хитрый лис А.И. Тургенев и отметил в дневнике: на отпевание в ночь с 3-го на 4-ое опоздал… Пришел, когда посвященные всё уже содеяли … умыкнули и в гондолу на Мойке окунули … Тело АСП поплыло в туман ритуала Мести. Жесть.

Прим.№2 = заметь, фра, слово = «отпевание». Ведь по канону обряда отпевать можно лишь раз! Всё – напутствие дано = чао! Ан, нет… Опять перед  отправкой тайно ночью отпевали в погребе. А всё потому, что тело то из гроба изъяли!  И чтоб отмолить грех – снова отпевали – снова напутствовали, ибо усопший получил новый тайны путь мстителя поставщикам рогов и орденов кокю!