19 марта сего - 22 года мне довелось присутствовать на торжественной церемонии, посвящённой итогам Конкурса «Поэт года 2021» и «Писатель года 2021».
Гран-При Конкурса, «почему-то», получил Игорь Волгин, поэт, писатель, доктор филологических наук, известный биограф Ф.М.Достоевского, руководитель одноимённого Фонда, автор множества литературных исследований, ведущий телепередачи ««Игра в бисер»», член творческих союзов, советов и жюри, сопредседатель и лауреат «чего только не придумать», медаленосец и т.д. и т.п. (как только времени и сил хватает на такую деятельность).
Как и у всякого мало-мальски мыслящего человека, у меня возник вопрос: «ЗА ЧТО?» (присуждена премия «Гран-При года 2021» Игорю Волгину?).
Беда в том, что (при вручении Гран-При) гостей «торжественной церемонии» не уведомили о конкретной заслуге «великого писателя и поэта», на основании которой и вручается эта самая премия.
В ответ на моё обращение с указанным вопросом в «высокое» Жюри конкурса мне ответил кто-то (без подписи, без указания должности и заслуг), что (цитата): «эта наивысшая награда вручается не кому-то из участников конкурса на соискание премий, а наиболее значимому российскому поэту и/или прозаику по совокупности заслуг». (Хотя Конкурс проводится под знаком «2021»!!!).
Как обычно (вот, ведь, дурень - я) у меня возник вопрос: «Что это за такая «совокупность заслуг» И.Волгина?
Поскольку вразумительного ответа от «высокого» Жюри я не получил, то пришлось искать его самому.
Зачем мне это надо? - «спросите Вы и кто-то». Тут мнения членов «Клуба любителей портвейна» (членом которого я имею честь состоять) разделяются. Одни утверждают, что я – глубоко порочный завистник, другие (не менее, горячо) утверждают, что я – принципиальный поборник справедливости. Оба этих утверждения меня не удовлетворяют. «Из чистого любопытства», как сказал Остап Бендер. Но дело не во мне, а в начатой теме.
Итак, где искать ответ на интересующий меня вопрос о причинах присуждения Гран-При И.Волгину за 2021 год ?
Ответ я нашёл в доступных мне информационных источниках, а именно, в Википедии.
На основании полученных сведений я вывел две причины для присуждения И.Волгину Гран-При-2021:
1. Его деятельность по биобиблиографии (или, «как я это называю» - по «Биографилии») Ф.М. Достоевского.
2. Выход его книжки «Homo Poeticus. Стихи и о стихах» - издание 2021 года.
Мне (наивному романтику) в молодости довелось увлечься Достоевским. Достоевский (в ту пору) мне понравился, но. . . . . со временем, когда я стал знакомиться (и по собственному почину, и невольно) со множеством жизнеописаний о нём, меня стало «мутить».
Поэтому, вдруг наткнувшись на «достоевсковедение» И.Волгина, по сути, описывающему давно известные факты (или малозначащие подробности), я не вытерпел.
СКОЛЬ ДОЛГО можно описывать бытие Фёдора Михайловича?
Сколь долго можно спекулировать на его имени?
Сколько ещё «достоевсковедов» кормится на этом поприще?
Сколько ещё мелких, ничего не значащих деталей и мыслей можно найти?
Классик сам всё говорит о себе в своих книгах.
А «волгины» говорят о чём-то другом и ищут (всю жизнь) детали из жизни классиков.
Вспоминается Салтыков-Щедрин («Современная идиллия»):
«- Вот в этом самом доме собрания библиографов бывают, . . . под конец заседания хозяин сказал: я, господа, редкость приобрел! единственный экземпляр гоголевского портрета, на котором автор "Мертвых душ" изображен с бородавкой на носу! . . . Натурально, все всполошились. . . . . . Начался спор. . .»
Вот и я (грешный) подумал: Сколь долго и тщательно «мы» будем» искать «бородавки на носу «гоголей»?
Не лучше ли почитать самого Гоголя? Достоевского, Куприна. . . .
А далее идёт наиболее тяжёлый (для «волгиных») вопрос:
«А на кой ляд рядовому читателю нужны подробности о «бородавках» гениев?
Скольким читателям известны поиски Волгина? Скольким читателям известен САМ Волгин? (особливо, если бы не было телешоу «Игра в бисер» под его руководством)?
Кто за «весь этот банкет» по изысканиям платит?
Для меня ответ очевиден: Платят те самые Россияне, которые ни слухом, ни духом не знакомы ни с Волгиным, ни с его изысканиями, ни даже (страшно сказать) с самим Достоевским. «Оказывается», обычные Россияне – просто работают: пекут хлеб, пашут, слесарят, изобретают, мостят дороги и т.д. Обычным Россиянам НЕКОГДА читать изыски «волгиных».
Так кому же эти изыскания нужны?
Опять-таки, для меня ответ очевиден: - Для самих изыскателей.
Тем более, что эти самые изыскатели заседают и возглавляют творческие союзы, советы, жюри, присуждают Гран-При и направляют денежные потоки в нужное (им) русло.
Минутку. Тут я сам опешил от «неожиданного» вывода: получается, что все эти «советы, жюри, «избранное общество интеллектуалов» (в народе прозванное «узким кругом ограниченных людей») само ведёт нужные им изыскания и само же награждает (по очереди) членов этого закрытого клуба. Т.е. - сами себя. Как сказал тот же Салтыков-Щедрин: «Сам - заказчик, сам – приёмщик».
Это – выгодно.
Особенно, если это совпадает:
А) с собственным литературным интересом;
Б) с удовлетворением от изысканий;
В) с чувством собственной значимости и достоинства;
Г) со славой и деньгами.
Всё в «одном флаконе».
О такой деятельности мечтают МИЛЛИАРДЫ людей.
Но «везёт» далеко не всем. Для этого надо не печь хлеба, не пахать землю, не изобретать или составлять бухотчёты, а яростно бороться за «место под литературным солнцем».
Ещё раз подумаем: Кто за «весь этот банкет» по изысканиям (изданиям и премиям!) платит?
Скорее всего, платит тот самый Россиянин, который ни слухом, ни духом не подозревает, что изыскания (нужные только «узкому кругу ограниченных людей») ведутся за его – Россиянина счёт.
Спору нет, Достоевский – великий писатель. Но деньги?
«Собрание гоголеведов», о котором выше приведена цитата Салтыкова-Щедрина, проводило изыскания ЗА СВОЙ СЧЁТ!!! Собиралось на чаепитие и рассуждало о Гоголе, Пушкине и т.д.
А И.Волгин выпрашивает гранты у Владимира Путина. Однако.
Складывается интересная картина: современные «гоголеведы» (и «достоевсковеды») ЗА СЧЁТ ГОСУДАРСТВА сначала изыскивают «бородавки» у классиков, затем дополнительно выпрашивают гранты у Власти, потом создают комиссии и жюри по своему вкусу и (апофеоз!) награждают сами себя Гран-при.
«Между прочим», многие великие литераторы творили свои бессмертные произведения ЗА СВОЙ СЧЁТ. Примеров тому много. Д.Лондон, Маяковский, Есенин, Горький – все они где-то пахали и одновременно (ночами) писали свои «Мартин Иден», «Мои университеты», «Снегину», «Облако в штанах». И никаких Гран-при за это не получали.
Но иным современным творцам так «творить» - неохота. Им позарез нужны твёрдые зарплаты, гранты, премии, лавры, литературные посты, дачи в «переделкино».
А пишут при этом – скучно и про давно известное. (12.03.2023)
Получается, что «заезженные пластики» приносят хороший доход. Вспоминается О.Генри: «Недаром все филантропы, которых я знаю, всегда обладали большим капиталом».
Однако возвращаюсь к премии Гран-При.
Второй возможной причиной присуждения Гран-При Игорю Волгину мог послужить выход его книги в 2021-м году «Homo Poeticus. Стихи и о стихах».
О чём книга?
Оказывается, это творение И.Волгина опять посвящена давно известным скучным - А.Ахматовой, Н.Заболоцкому, Э.Багрицкому, Б.Слуцкому, Е.Евтушенко, И.Бродскому. . . скучные отрывки из скучных стихотворений, скучные эпизоды жизни, скучные встречи, скучные воспоминания.
Это очень интересно . . . . «узкому кругу. . . .».
А рядовому читателю - скучно. Писатель (НАДО ПОНЯТЬ!!!) ДОЛЖЕН писать не для узкого круга «избранных», а для Народа.
Возникает ещё вопрос: А САМ-то Игорь Волгин (кроме биографических исследований и славословий в адрес любимых им скучных творцов прошлых лет) написал что-либо стоящее, что могло бы заинтересовать РЯДОВОГО Россиянина?
Сам-то он может увлечь ШИРОКИЙ читательский круг «крутым» сюжетом, новыми образами, яркими выражениями, остроумием, проникновенным чувством печали или радости? Может ли он показать красоту Русского языка?
Но ничего этого в его «творениях» – НЕТ (всё – рядовое, скучное, серое, незапоминающееся).
Сколько книжек И.Волгина в трезвом уме и добровольно раскупили Россияне? То-то!
Я не призываю сводить литературу к низкопробным произведениям под ярлыком «ниже пояса» или дешёвым детективам. И «Биографилия», конечно, нужна (в меру и за счёт искателей).
Но где найти что-то интересное и НОВОЕ в современной литературе?
Где мудрая простота Льва Толстого? Где лёгкая ирония Чехова? Где остроумнейшая сатира Салтыкова-Щедрина? Где ярость Маяковского? Где задушевность Есенина? Где искромётные эпиграммы Пушкина? Где горячий патриотизм Лермонтова? Где одержимость Высоцкого?
У И.Волгина ничего этого и нового нет.
Если БЫ Пушкин (Толстой, Лермонтов, Достоевский, Толстой, Чехов, Салтыков-Щедрин, Некрасов, Маяковский . . . ) внесли такой же «вклад» в Литературу, как Игорь Волгин, то мы НИКОГДА бы не узнали ни Пушкина, ни Чехова, ни . . . . . . а Россия была бы БЕДНА духовно!
Так какой-такой «вклад» Игорь Волгин внёс в Русскую Литературу?
За какую-такую «совокупность заслуг» вручен ему Гран-При?
«За всё хорошее».
Вот поэтому сегодняшняя премированная литература – СКУЧНАЯ.