О Гран-при и заезженных пластинках

Юрий Буков
19 марта сего - 22 года   мне довелось присутствовать  на  торжественной церемонии, посвящённой итогам Конкурса  «Поэт года 2021» и «Писатель года 2021».
Гран-При Конкурса, «почему-то»,  получил Игорь Волгин, поэт, писатель, доктор филологических наук, известный биограф Ф.М.Достоевского, руководитель одноимённого Фонда,  автор  множества литературных исследований,  ведущий телепередачи ««Игра в бисер»», член творческих союзов, советов и жюри, сопредседатель и лауреат «чего только не придумать», медаленосец и т.д. и т.п. (как только времени и сил хватает на такую деятельность).
Как и у всякого мало-мальски мыслящего человека, у меня возник вопрос: «ЗА ЧТО?» (присуждена премия «Гран-При года 2021»  Игорю Волгину?).
Беда в том, что (при вручении Гран-При)  гостей «торжественной церемонии» не уведомили о конкретной заслуге «великого писателя и поэта», на основании которой и вручается эта самая премия.
В ответ на моё обращение с указанным вопросом в  «высокое» Жюри конкурса мне ответил кто-то  (без подписи, без указания должности и заслуг), что (цитата): «эта наивысшая награда вручается не кому-то из участников конкурса на соискание премий, а наиболее значимому российскому поэту и/или прозаику по совокупности заслуг».  (Хотя Конкурс проводится под знаком  «2021»!!!).
Как обычно (вот, ведь, дурень  - я) у меня возник вопрос: «Что это за такая «совокупность заслуг»  И.Волгина?
Поскольку вразумительного ответа от «высокого» Жюри я  не получил, то пришлось искать его самому.
Зачем мне это надо? -  «спросите Вы и кто-то». Тут мнения членов «Клуба любителей портвейна»  (членом которого я имею честь состоять)  разделяются. Одни утверждают, что я – глубоко порочный  завистник, другие (не менее, горячо) утверждают, что я – принципиальный поборник справедливости.  Оба этих утверждения меня не удовлетворяют.  «Из чистого любопытства», как сказал Остап Бендер.  Но дело не во  мне, а в начатой теме.
Итак, где искать ответ на интересующий меня вопрос о причинах присуждения Гран-При  И.Волгину  за 2021 год ?
Ответ я нашёл в  доступных мне информационных источниках, а именно, в Википедии.
На основании полученных сведений я вывел две причины для  присуждения И.Волгину Гран-При-2021:
1. Его деятельность по биобиблиографии (или, «как я это называю» - по «Биографилии»)  Ф.М. Достоевского.
2. Выход его книжки «Homo Poeticus. Стихи и о стихах» - издание 2021 года.

Мне (наивному романтику) в молодости  довелось  увлечься Достоевским. Достоевский (в ту пору) мне понравился, но. . . .  . со временем, когда я стал знакомиться (и по собственному почину, и невольно) со множеством  жизнеописаний о нём, меня стало «мутить».
Поэтому, вдруг наткнувшись на «достоевсковедение»  И.Волгина,  по сути,  описывающему давно известные факты (или малозначащие подробности), я не вытерпел.
СКОЛЬ ДОЛГО можно описывать бытие Фёдора Михайловича?
Сколь долго можно спекулировать на его имени?
Сколько ещё «достоевсковедов» кормится на этом поприще?
Сколько ещё мелких, ничего не значащих деталей и мыслей можно найти?
 Классик сам всё говорит о себе в своих книгах.
А «волгины» говорят о чём-то другом  и ищут (всю жизнь) детали из жизни классиков.
Вспоминается Салтыков-Щедрин («Современная идиллия»):
«- Вот в этом самом доме собрания библиографов бывают, . . . под конец заседания хозяин сказал: я, господа, редкость приобрел! единственный экземпляр гоголевского портрета, на котором автор "Мертвых душ" изображен с бородавкой на носу!  . . .  Натурально, все всполошились. . . . . . Начался спор. . .»
Вот и я (грешный) подумал: Сколь долго и тщательно «мы» будем» искать «бородавки на носу «гоголей»?
Не лучше ли почитать самого Гоголя? Достоевского, Куприна. . . .
А далее идёт наиболее тяжёлый (для «волгиных») вопрос:
«А на кой ляд рядовому читателю нужны подробности о «бородавках» гениев?
Скольким  читателям известны поиски Волгина? Скольким читателям известен САМ Волгин? (особливо, если бы не было телешоу «Игра в бисер» под его руководством)?
Кто за «весь этот банкет» по изысканиям   платит?
Для меня ответ очевиден: Платят те самые Россияне, которые ни слухом, ни духом не знакомы ни с Волгиным, ни с  его изысканиями, ни даже (страшно сказать) с самим Достоевским. «Оказывается», обычные Россияне – просто работают: пекут хлеб, пашут, слесарят, изобретают, мостят дороги и т.д.  Обычным Россиянам НЕКОГДА читать изыски «волгиных».
Так  кому же эти изыскания нужны?
Опять-таки, для меня ответ очевиден: - Для самих  изыскателей.
Тем более, что эти самые изыскатели заседают и возглавляют творческие союзы, советы, жюри, присуждают Гран-При и направляют денежные потоки в нужное (им) русло.
Минутку. Тут я сам опешил от «неожиданного» вывода: получается, что все эти «советы, жюри, «избранное общество интеллектуалов» (в народе прозванное «узким  кругом ограниченных людей») само ведёт нужные им изыскания и само же награждает (по очереди) членов этого закрытого клуба. Т.е. - сами себя. Как сказал тот же Салтыков-Щедрин: «Сам - заказчик, сам – приёмщик».
Это – выгодно.
Особенно, если это совпадает:
А)  с  собственным литературным интересом;
Б) с  удовлетворением от  изысканий;
В) с   чувством  собственной значимости и достоинства;
Г) со  славой и деньгами.
Всё в «одном флаконе».
О такой  деятельности  мечтают  МИЛЛИАРДЫ людей.
Но «везёт» далеко не всем. Для этого надо не печь хлеба, не пахать землю, не изобретать или составлять бухотчёты,  а  яростно бороться за «место под литературным солнцем».
Ещё раз подумаем:  Кто за «весь этот банкет» по изысканиям  (изданиям и премиям!)  платит?
 Скорее всего, платит тот самый Россиянин, который ни слухом, ни духом не подозревает, что изыскания (нужные только «узкому кругу ограниченных людей») ведутся за его – Россиянина  счёт.
Спору нет, Достоевский – великий писатель. Но деньги?
«Собрание  гоголеведов», о котором выше приведена цитата Салтыкова-Щедрина, проводило  изыскания ЗА СВОЙ СЧЁТ!!! Собиралось на чаепитие и рассуждало о Гоголе, Пушкине и т.д.
А И.Волгин выпрашивает  гранты у Владимира Путина.  Однако.
Складывается интересная картина:  современные «гоголеведы»  (и «достоевсковеды»)  ЗА СЧЁТ ГОСУДАРСТВА сначала изыскивают «бородавки» у классиков,  затем дополнительно выпрашивают гранты у Власти, потом создают комиссии и жюри по своему вкусу и (апофеоз!) награждают сами себя Гран-при. 
«Между прочим»,  многие великие литераторы  творили свои бессмертные произведения ЗА СВОЙ СЧЁТ. Примеров тому много. Д.Лондон, Маяковский, Есенин, Горький – все они где-то пахали и одновременно (ночами) писали свои «Мартин Иден», «Мои университеты», «Снегину»,  «Облако в штанах».  И никаких Гран-при за это не получали.
Но  иным современным творцам так «творить» - неохота.  Им позарез нужны твёрдые зарплаты, гранты, премии, лавры, литературные посты, дачи в «переделкино».
А пишут при этом – скучно и про давно известное.   (12.03.2023)
Получается, что «заезженные пластики» приносят хороший доход. Вспоминается О.Генри: «Недаром все филантропы, которых я знаю, всегда обладали большим капиталом».
Однако  возвращаюсь  к премии Гран-При.
Второй возможной причиной присуждения Гран-При Игорю Волгину мог послужить выход его книги в 2021-м году «Homo Poeticus. Стихи и о стихах».
О чём книга?
Оказывается, это творение И.Волгина опять посвящена  давно известным  скучным - А.Ахматовой, Н.Заболоцкому, Э.Багрицкому, Б.Слуцкому, Е.Евтушенко, И.Бродскому.  . .  скучные отрывки из скучных стихотворений, скучные эпизоды жизни, скучные встречи, скучные воспоминания.
Это очень интересно . . . .  «узкому кругу. . . .».
А рядовому читателю - скучно. Писатель (НАДО ПОНЯТЬ!!!)  ДОЛЖЕН писать  не для узкого круга «избранных»,  а для Народа.
Возникает ещё вопрос: А САМ-то Игорь Волгин (кроме биографических исследований и славословий в адрес любимых им  скучных творцов прошлых лет)  написал  что-либо стоящее, что могло бы заинтересовать РЯДОВОГО Россиянина?
Сам-то он может увлечь ШИРОКИЙ  читательский круг  «крутым» сюжетом, новыми образами, яркими выражениями, остроумием, проникновенным чувством печали или радости? Может  ли он показать красоту Русского языка?
Но ничего этого в его «творениях»  – НЕТ (всё – рядовое,  скучное, серое, незапоминающееся).
Сколько книжек  И.Волгина  в трезвом уме и добровольно раскупили Россияне? То-то!
Я не призываю сводить литературу к  низкопробным произведениям под ярлыком «ниже пояса» или дешёвым детективам. И «Биографилия», конечно, нужна (в меру и за  счёт искателей).
Но где найти что-то интересное и НОВОЕ в современной литературе?
Где мудрая простота Льва Толстого? Где лёгкая ирония Чехова? Где остроумнейшая сатира Салтыкова-Щедрина?  Где ярость Маяковского? Где задушевность Есенина? Где искромётные эпиграммы Пушкина? Где горячий патриотизм Лермонтова? Где одержимость Высоцкого?
У И.Волгина ничего  этого и нового нет.
Если БЫ Пушкин (Толстой, Лермонтов, Достоевский, Толстой, Чехов, Салтыков-Щедрин, Некрасов, Маяковский  . . . ) внесли такой же «вклад» в Литературу,  как Игорь Волгин, то мы НИКОГДА бы не узнали ни Пушкина, ни Чехова, ни . . . . . . а Россия была  бы БЕДНА духовно!
Так какой-такой «вклад» Игорь Волгин внёс в Русскую Литературу?
За какую-такую  «совокупность заслуг» вручен  ему Гран-При?
«За всё хорошее».
Вот поэтому сегодняшняя премированная литература – СКУЧНАЯ.