Алфавит духовный митрополита Исаии

Владислав Плеханов
 «Алфавит духовный» или «Лествица духовная»*  митрополита Киевского Исаии (Копинского) о едином на потребу
 

               I. В чём заключается единое на потребу?

«Вменяй сие <временное бытие> за  с о н н о е   м е ч т а н и е. Видишь, что ничего в нем нет постоянного и неизменного, но все, как в сонном мечтании, переменяется: ныне тишина, а завтра смущение; ныне радость, а завтра плач; ныне веселие, а завтра скорбь; ныне здоровие, а завтра недуг, ныне жизнь, а завтра смерть» (митрополит Исаия Копинский).

«Мир лжец и обманщик.» (прп. Исаак Сирин) «Когда человек и многие лета проживет в плотских сластях, то, пришедши к концу, думает, что никогда того не было, — представляется ему, что все то было в сонном мечтании», обманувшем его кажущейся реальностью богатства, наслаждений и земной любви (митрополит Исаия Копинский).


Но оказалось, что «всякая слава и богатство сего мира суть суета; всякое наслаждение и похоть плотская суть обольщение; всякая любовь внешняя, земная, есть ложь и лицемерие» (митрополит Исаия Копинский).


«Воистину напрасно волнуется всякий живой человек, ища себе покоя в земных и тленных вещах, ибо никогда не найдет его <в них>. Потому-то Господь, милуя и щадя Свое создание, предоставил нам лучшее — намеренно сократил сию жизнь нашу, дабы мы напрасно не трудились много и не заботились бессмысленно о вещах мимотекущих, как и Сам Господь сказал многопопечительной Марфе: "Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозе, едино же есть на потребу: Мария же немногопопечительная благую часть избра, яже не отымется от нея" вовеки (Лк.10:41-42)» (митрополит Исаия Копинский).


«Одно только то не имеет и тени обольщения, чтобы возлюбить всем сердцем своим, всею душою своею, всею крепостию своею Единого Бога, к Нему   п р и л е п и т ь с я   и ничего не почитать выше любви Его. Это только одно пребудет с тобою вечно; это только одно чуждо обольщения. В этом для тебя жизнь вечная; в этом нескончаемая радость и присносущное наслаждение. Да будет Сам Он один твоим утешением и наслаждением вечным, да будет твоею радостию и веселием Его пресвятая любовь. Лучше и честнее сего не найдешь ничего ни на земле, ни на небе. Имей это дороже всех сокровищ, драгоценнее всех многоценных маргаритов и адамантов. Это одно да будет тебе вечным утешением, и радостию, и веселием, славою и наслаждением. Яко тому подобает всякая слава, честь и держава со безначальным Его Отцом и с Пресвятым, и благим, и животворящим Его Духом ныне, и присно, и во веки веков, аминь» (митрополит Исаия Копинский).

«Тебе же   о д н о   только нужно, чтобы не быть чуждым Господа и Его пресвятой благодати» (митрополит Исаия Копинский).


  II. Как обретается эта "благая часть"?

     1. Отрывай сердце твое от земного пристрастия

«Прежде видимой смерти умирай невидимо для греха: умерщвляй плотские похоти разумом — да оживешь духом для Господа; отрывай сердце твое от земного пристрастия <к деньгам, вещам, играм, праздным развлечениям, ко лживым искусствам, философствованиям и наукам века сего> — да будешь вместилищем для Духа Святого, дабы быть тебе уверенным в своем спасении и во время исхода сказать с дерзновением: «готово сердце мое, — воспою и пою во славе моей» (Пс.56:8). Будучи рожден от тления и греха, ты иначе не освободишься от тления и греха и не перейдешь к вечной жизни, как только смертью <плоти> и разлучением» <c тленными вещами века сего> (митрополит Исаия Копинский).

Как отрывать сердце своё от земного пристрастия?

                а) Не лакомься на чужие вещи и не прилепляйся к своим

«Не лакомься на чужие вещи, ибо   и  с в о и   в с е   с к о р о   о с т а в и ш ь. Не покушайся на суетное приобретение каких-либо вещей, ибо, когда отсюда отойдешь, ничего с собою не возьмешь. Нагим ты вошел в мир — нагим и выйдешь из него. Многие имели много, но, оставивши все, отошли отсюда с пустыми руками и обнаженною душою. Не желай и не надейся на многое собрание богатства — да не уподобишься богачу, разорившему малую житницу, и создавшему большую, и говорившему: «душе, имаши многа блага, лежащая на лета многа, почивай, яждь, пий, веселись», но услышавшему: «безумне, в сию нощь истяжут душу твою от тебе, а яже уготовал ecu кому будут», сказал Господь (Лк. 12:19-20)» (митрополит Исаия Копинский).

                b) Не завидуй ничему в мире сем

«Итак, не завидуй ничему в мире сем: не завидуй имению, богатству, славе и всякому плотскому наслаждению. Не завидуй сану, чести и всяким достоинствам. Не завидуй внешним жилищам и прекрасным зданиям или какому-либо изобилию. Ибо все временно и тленно, все скоро проходит и как дым исчезает. Все здесь останется, все в прах и пепел обратится. На земле нет ничего вечного. Одному только благоразумно завидуй: если кто присоединится к Господу, если сподобится благодати Пресвятого Духа, ибо, кто сего удостоится, тот будет богатейший всех богатых и славнейший всех славных» (метрополит Исаия Копинский). <"Благоразумно завидуй" значит сам старайся приобрести то же.>

                c) Не скорби

«Не скорби, человече, неразумно о вещах мимотекущих, ибо все преходит, все мимо идет. Нет ни одной такой вещи, о которой бы ты имел скорбеть безутешно. Не должно так скорбеть не только о вещах мимотекущих, но и о самых великих прегрешениях пред Богом. Если бы твой грех превзошел всякое согрешение, и то не должен ты отчаиваться и много безутешно скорбеть, ибо нет греха, побеждающего милосердие Божие: наши грехи не могут сравняться с пучиною Щедрот Божиих — Бог спасет нас милосердием Своим «туне» (даром)» (митрополит Исаия Копинский).

«Не скорби, если что в мире делается не по желанию сердца твоего. Ибо не может все делаться по мысли твоей, как ты хочешь, потому что не все твои хотения бывают добры и не всякие желания полезны. Но сделалось ли что по твоему хотению и желанию? Хорошо. А не сделалось? Предоставь воле Господней. Если что сделалось так, как ты хотел? Благодари. А если не так, не скорби, ибо все здешнее невечно пребывает, но каждая вещь в веке сем является   на  в е с ь м а   м а л о е   в р е м я.

Тебе же одно только нужно, чтобы не быть чуждым Господа и Его пресвятой благодати.

Не желай усиленно, чтобы все твои желания всегда исполнялись и все похотения твои совершались: это не в твоей власти, а в Божией. Иная воля Божия, иная воля твоя, и судьбы Его различны, которых ты не знаешь и не можешь всего разуметь.»

Итак, не скорби ни об одной вещи, но все возлагай на Господа: «возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает, не даст во век молвы праведнику», — сказал пророк (Пс.54:23)» (митрополит Исаия Копинский).

                d) Терпи Христа ради: это больше всех подвигов

«Господь терпел и нам велел».

«Терпеть Христа ради — больше всех подвигов и добродетельных деланий, а не терпеть ничего — значит явно творить все злое, и, во всяком случае, таковой чужд благодати Господней.» (9) <Терпением Христа ради стяжается кротость и смирение  Христово. Терпеть Христа ради недостатки окружающих тебя - ОСНОВА, на которой строится всё остальное. Без этой основы всё рушится как если бы оно было построено на песке. Терпя старайся молчать, не гневаться и никого не осуждать, по возможности уступая> .

Однако сам не ищи поводов для терпения, довольствуясь теми, которые тебе посылает Господь. «Но сам себя не предавай напасти — не подвергай себя искушению, а молись ко Господу, говоря: «Не введи мя, Господи, во искушение, но избави мя от лукаваго!» (Мф.6:13). На эту мысль, чтобы не подвергать себя самопроизвольно напастям, наводит пророк, когда говорит: «не даждь во смятение ноги твоея, ниже воздремлет храняй ...Израиля» (Пс.120:2-4). Не слишком ты желай напасти, чтобы потом претерпеть ее… И сам не вдавайся в напасть, но попущенную по усмотрению Божию благодарно претерпевай. Сам Господь, научающий нас и показывающий, что Он Человек, молясь Отцу, говорил: «Отче, аще возможно есть, да мимоидет от Мене чаша сия» (Мф.26:39). Не раз отходил, сохраняя Себя от напасти. Но, показуя добровольное послушание, говорил: «обаче не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк.22:42). Сие творил Господь для того, чтобы показать нам в Себе образ, чтобы и мы так делали» (митрополит Исаия Копинский).


                2. Прилепляйся всем сердцем твоим к Господу

           а) Ищи Господа в себе день и ночь

«Итак, день и ночь взыскуй Господа, день и ночь взыскуй Благодетеля, пока найдешь Его и приобретешь. Ищи Его во всех концах земли; ищи Его во всем мире; ищи Его в славе в богатстве, в плотской красоте, в земных сластях; ищи Его во всей твари — но нигде Его не найдешь. Ибо Он держит всего тебя, а ты Его не знаешь; Он весь в тебе, а ты Его не знаешь; царство небесное внутри тебя, а ты ищешь его в другом месте; присносущное наслаждение внутри тебя, а ты не разумеешь его. Но ищи Господа в себе день и ночь — да обрящешь Его и, обретши Его, получишь вечный покой и с радостью возопиешь: «Приидите и увидите, яко обретох желаемаго и соединихся присносущному, Емуже всякая слава, честь и держава со безначальным Его Отцом, и со Пресвятым и благим и животворящим Его Духом, всегда, ныне и присно, и во веки веков, аминь»(митрополит Исаия Копинский).

«Приобретается же огнь сей  <любви> с т р е м л е н и е м   к  Б о г у.  Брат! если сердце твоё день и ночь   с   б о л е з н и ю   не будет искать Господа, ты не можешь преуспеть. Если же,   о с т а в и в    в с ё    п р о ч е е  <то есть мысленно отрешившись от всего>, займешься сим, то достигнешь сего; ибо Писание говорит: «упразднитеся и разумейте» (Мф. 15:10) и проч. Да даст тебе Господь разуметь сие и подвизаться в сём» (авва  Варсонофий Великий).

«... И взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим» (Иер.29:13).


                b) Молись Богу о свершении Его чудного промысла о тебе

«Молитва, по качеству своему, есть пребывание и соединение человека с Богом...» (прп. Иоанн Лествичник).

«Како смертен присоединен буду безсмертному? Присоедини мя Ты Сам, Господи, якоже веси, благодетелю мой!» (митрополит Исаия Копинский).

«Весь есмь от Тебе, весь есмь Твой, весь да буду в Тебе! (3; 1) <…> В Тебе Едином да полагаю, Господи, все сердце мое, всю душу мою, вся помышления моя в Тебе Едином да углублена имам, вся внутренняя моя, членове и мозги Тебе единому да излию, да весь буду в Тебе, Ты же во мне; да увем и познаю Тебе воистину единого истинного Бога и Господа, и Егоже послал еси Иисуса Христа, и во свете Твоем узрю свет благодати Твоего Пресвятого Духа» (митрополит Исаия Копинский).

                с) Благодари Бога за Его милосердный промысл о тебе

«...Благодарение и славословие Бога есть самое высшее проявление живого союза нашего с Богом...» ("Невидимая брань").

«Благодарю Тебе Господа моего, Благодетеля прещедрого, яко Ты Бог всесилен сый, мене ради, человек был еси, да мене соединиши Себе во едино» (митрополит Исаия Копинский).

«Благодарю Тебе Господа моего, Благодетеля прещедрого, яко мене ради — биен, безчестим, оплеван, заушен, связан, терновым венцем увязен был еси. Мене ради — кровь Свою пречистую излиял еси. Мене ради умер еси плотию, да оживиши мя духом и жизнь вечную ми подаси. Мене ради — во гробе положен был еси. Мене ради — тридневно из гроба воскресл еси, да всем нам из гроба воскресение даруеши» (митрополит Исаия Копинский).

«Благодарю Тебе — Господа моего, Благодетеля прещедрого, яко, аще и тьмами тем пред Тобою согрешаю, — милостив приемлеши мя кающагося. Колико аз пред Тобою согрешаю? Ты же единаче мя не отметаеши. Колико пред Тобою преступаю? Ты же не отвращаеши мя. Колико падаю? Ты же возставляеши мя, долготерпиши, не абие смерти мя предаеши, даже до последнего издыхания, даже до последния кончины, когда обращуся к Тебе, когда к Тебе припаду, каяся: Ты же милостивне кающагося мя приемлеши» (митрополит Исаия Копинский).

«Благодарю Тя Господа моего Благодетеля прещедрого, яко малого ради некоего благоугождения, жизнь вечную, царство небесное дати ми обещал еси. Сам сотворивый, Сам создавый мя, и вся ко благоугождению давый, жизнь вечную туне даруеши, не на время некое мало, не на время некое кратко, не на сто лет или на тысящу, или тысящи тысящей, но во веки вечные, конца не имущия. Слава неисповедимому Твоему милосердию, Господи! Слава пречудному устроению Твоему, Пресвятый Царю! Слава неизреченней и непостижимей Твоей благостыни и премудрости, Человеколюбче Господи! Яко Тебе подобает всякая слава, честь и держава, со Отцем и с Пресвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь!» (митрополит Исаия Копинский).

                Заключение

«...Не для познания только сие начертано и не для того, чтобы говорить: раз и два я прочел, и довольно для меня, ибо знаю уже все здесь изложенное, — нет, но для того, чтобы всегда иметь под руками возбуждение и поощрение, ибо мы непрестанно бываем боримы леностью, нечувствием, самомнением, гордынею, сластолюбием и прочими страстями» (митрополит Исаия Копинский).

----------------------

* «Алфавит духовный» или «Лествица духовная» митрополита Киевского Исаии (Копинского) по ошибке приписыается святителю Дмитрию Ростовскому.

**«Известно, что после смерти преподобного Серафима Саровского «Лествица духовная» — книга, в руках с которой начал и окончил свою подвижническую жизнь святой старец — была найдена в его личных вещах. Вещи эти раздавались как благословение, и книга досталась Н. А. Мотовилову, о чём он свидетельствует в своих "Записках"», - пишет в журнале Мгарского Спасо-Преображенского монастыря  иеродиакон Даниил (Корчевой).