Ф5 Пушкин Фауст и Андрогин Концепция М. Элиаде 1

Поль Читальский
1.
Концепция "Coincidentia oppositorum или тайны первичной целостности" от М. Элиаде
С.О. - совмещение противоречий; подразумевается сознательное отрицание противоречий в том случае, когда имеют в виду Бога. Бог и Сатана — целое и потому они непротиворечивые противоположности.

Мирча Э., изучая "Фауста" по версии Гете, заметил:

- между Богом и Духом отрицанья существовала неожиданная «симпатия»
- зло, так же как и заблуждение, плодотворны
- Деятельность Мефистофеля направлена не против Бога, но против Жизни. Мефистофель — «отец всех помех»
- Мефистофель противопоставляет себя не самому Богу, а его главному творению — Жизни
- но преступление против Жизни есть преступление против спасения души
- метафизика «Всё — Одно»
- есть симметрия в «Прологе на небе» из «Фауста» и «Серафите» Бальзака (в «симпатии», связующей Бога с Мефистофилем, эта тайна едва ощутима, но ее легко узнать в мифе об Андрогине, который был заимствован Бальзаком у Сведенборга)
- есть традиционные ритуалы, мифы и теории, содержащие в себе единство противоположностей и тайну целостности — то, что Николай Кузанский называл coincidentia oppositorum
- Юнг употребляет coincidentia oppositorum, complexio oppositorum, соединение противоположностей, mysterium coniunctionis и т.д. для обозначения целостности эго и тайны двойной природы Христа.
- фундаментальна концепция иранского зерванизма- Ормазд и Ахриман оба произошли от Зервана, Бога беспредельного времени/ = Ахриман считался первенцем
- по румынским верованиям — Бог и Сатана — братья = богомилы верили, что Сатанаил был божий первенец, а Христос — второй сын Бога; эту веру разделяли эбониты;
- у эфиопов имя святого — Сусниос, его сестру зовут Уэрзелия. Святой молит Иисуса дать ему силу убить его сестру. Сусниос пронзает Дьяволицу своим копьем и убивает ее. В данном случае мы имеем дело с очень древним мифом о братьях-врагах, по-новому христианизированным. Тот факт, что святой и дьяволица рассматриваются как брат и сестра, доказывает, что мифологическое воображение воссоздает на разных уровнях и в разных контекстах эталонный образ кровного родства между Добром и Злом
- распространен тип космогонического мифа: вначале были Воды, и над Водами носились Бог и Дьявол. Бог посылает Дьявола на дно океана с приказом принести немного глины, чтобы сделать мир. Следствия: устойчива в мифах идея кровного родства между Богом и Дьяволом, или то, что Бог и Дьявол совечны, или, невозможность для Бога сотворить или завершить Мир без помощи Дьявола
- в одном русском мифе сообщается, что ни Бог, ни Дьявол не были созданы, что они существовали вместе с начала времен (см. О. Daehnhardt, Natursagen, I, Leipzig-Berlin, 1907)
- у южных алтайцев, у абаканских качинцев и мордвин, Дьявол был создан Богом (W.Schmidt, Ursprung der Gottesidee, vol. XII, M;nster i.W., 1955,) = а алтайцы — это потомки древнейшего денисовца!
- цыган Бог страдает от одиночества. Он признается вслух, что не знает, как создать Мир, не знает даже, зачем это нужно. Тогда он швыряет свой посох — и из него выходит Дьявол
- наиболее симпатичную созидательную роль отводят Дьяволу болгарские легенды о «Божественной глупости»: Бог прогуливался в одиночестве. Он замечает свою тень и кричит: «Восстань, товарищ!» Сатана восстает из тени Бога и просит его разделить Вселенную на двоих: Землю — ему, а Небо — Богу; живых — Богу, а мертвых — Сатане. И они заключают договор об этом
- в некоторых случаях (у алтай-кижи, восточных якутов, вогулов, буковинцев) Бог не знает, откуда произошел Дьявол, что сильнее высвечивает его неспособность и бессилие
- в др. вариантахмифа (у мордвин, цыган, буковинцев, украинцев) Бог ясно демонстрирует свою космогоническую мощь, но происхождение Дьявола ему все же не известно …
- иносказательный смысл этого заключен: Бог не имеет никакого отношения к происхождению Зла, Он не знает, откуда происходит Дьявол, следовательно, не отвечает за существование зла в мире. ..
- народная душа с удовольствием воображала себе, во-первых, одиночество Творца и его товарищество с Дьяволом, который исполнял при Боге роль слуги, сотрудника и даже главного советчика; во-вторых, божественное происхождение Дьявола, потому что плевок Бога, что ни говори, имеет все же божественное происхождение; и наконец, в-третьих — некоторую «симпатию» между Богом и Дьяволом, напоминающую нам «симпатию» между Создателем и Мефистофелем
- во множестве мифов Индии упоминается о единосущности или братских узах, связующих девов и асуров - в начале времен, то есть до сотворения мира или до того, как мир принял свою нынешнюю форму, они были единосущны; Вритра - классический противник богов - приходится Индре «братом», потому что был создан его отцом Тваштаром; побежденный Вритра обращается к Индре: «Не бей меня, ибо ты теперь - то, чем был я!» И просит Индру рассечь его на две части, что тот и исполняет

Рис.  vritra-demon

Из той части, которая содержала сому, Индра создал Луну. Из другой, менее божественной части Вритры он создал чрево людей. Вот почему говорится: «Вритра внутри нас!»
- в месопотамской мифологии Мардук создал Небо и Землю из рассеченного на части тела Тиамата
- в этих мифах и в их теологическом истолковании речь идет о «тайной истории» божества, которая понятна только посвященным - тем, кто знает предания и понимает учение. Ведийская «тайная история» открывает нам, с одной стороны, единокровность девов и асуров - два эти класса сверхъестественных существ происходят из одного и того же принципа; с другой стороны, она вскрывает coincidentia oppositorum в глубинной структуре каждого божества, которое является, поочередно или одновременно, благосклонным и ужасным, созидательным и разрушительным, солнечным и змееобразным (то есть явным и виртуальным)
- что справедливо для вечности, не всегда оказывается справедливо для конкретного времени = в непосредственном опыте человека, в его конкретном историческом существовании девы противопоставлены асурам, и человек обязан стремиться к добру и бороться со злом
- фундаментальная тема архаической антропологии: андрогин - образец совершенного человека; Бальзак, используя теорию Сведенборга, создал образ Серафитуса — Серафиты… целостное существо; ритуальный андрогин являлся образцом, идеалом, потому что ему было присуще не совмещение анатомических органов, но символическая целостность магически-религиозных сил, связанных с обоими полами
За дело взялись немецкие романтики: Новалис, Гумбольдт, Шлегель, Бём. Они вещали о божественной андрогинности:
- для нем. врача Риттера человек будущего, во всем подобный Христу, будет андрогином: «Ева была рождена мужчиной без помощи женщины; Христос был рожден женщиной без помощи мужчины; Андрогин будет рожден обоими»
- у Баадера андрогин был началом всего — и вновь появится в конце времен. Он заимствовал у Бёме идею первого падения Адама: сон Адама, во время которого его небесная подруга отделилась от него. Но благодаря Христу человек вновь станет андрогином, подобным ангелам. Адам имел андрогинную природу.

О первичной андрогинности — первичном единстве человека - писали Платон , Максим Исповедник и Эриугена.
Для Эриутены разделение полов было частью космического процесса. Разделение субстанций началось в Боге и последовательно продолжалось вплоть до разделения в природе самого человека, который оказался разделен на мужчину и женщину. Вот почему соединение субстанций должно начаться в человеке и вновь завершиться на всех уровнях бытия, в том числе и в Боге. В Боге не существует разделения, ибо Бог — это Все в Одном. Он цитирует Максима Исповедника, у которого Христос соединяет в своей природе оба пола, ибо после своего воскресения он не был «ни мужчиной, ни женщиной, хотя рожден был и умер мужчиной» (De divisionibus Naturae, II, 4; II, 8,12,14)

Многие midrashim рисовали Адама андрогином. По кн. Bereshit rabba:Адам и Ева были сотворены спиной к спине, соединенные в плечах; затем Бог их разделил ударом топора, разрубив их на две части. Другие полагают иначе: первый человек (Адам) был правой стороной мужчина, а левой — женщина; но Бог расщепил его на две половины [М. Eliad;, Traite d'Histoire des Religions].

Откровение всех выражали идею андрогина первочеловека гностики: Симон волхв именовал изначальный дух arsenothelys, «мужем-женой». Наассены также рассматривали Небесного Человека, Адамаса, как arsenothelys. Раз человечество происходит от Адама, arsenothelys виртуально существует в каждом человеке, и духовное совершенствование состоит именно в том, чтобы обрести в себе эту андрогинность.

Высший Дух, Логос, также был андрогином. Согласно J. Doresse, Les livres secrets des gnostiques d';gypte «…Отец сам из себя производит человека-андрогина. Этот последний, объединившись со своей Софией, производит на свет сына-андрогина. «Этот сын — первый Отец-прародитель, Сын Человеческий, называемый также Адам Света. <...> Он соединяется со своей Софией и производит великий андрогинный свет - Спаситель, создатель всего сущего, а по женскому своему имени — Софией (Пистис), прародительницей всего.

Этими двумя последними существами порождены другие шесть пар духовных андрогинов, которые производят на свет 72, затем 360 других существ». Такова череда предков и потомков, которая начинается самопорожденным Отцом-андрогином.

Андрогинность присутствует также в «Евангелии от Фомы».
 
рИс. Nuremberg_chronicles_-_Strange_People_-_Androgyn_(XIIr)

По «Евангелию от Филиппа», разделение полов - сотворение Евы, отделенной от тела Адама - было первопричиной смерти. Доресс отсылает к нескольким местам Нового Завета [Иоанн, 17, 11; 20-23; Римляне, 12,2-5; 1-е Коринф., 12,27 и - важнее всего — Послание к Галатам, 3, 28: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского; ибо все вы одно во Христе Иисусе». Это единство — то же, что было в начале Творения, до сотворения Евы, когда «человек» не был ни мужчиной, ни женщиной.

Сходные высказывания о воссоединении полов есть у Климента и в «Евангелие от Египтян», а у святого Павла и в Евангелии от Иоанна андрогинность включена в число признаков духовного совершенствования.

Платон в «Пире» описывал первобытного человека как бисексуальное существо сферической формы.

У множества христианских гностиков, человеческое совершенство мыслилось как единство, не имеющее щелей и уязвимых мест. В «Совершенном рассуждении» Гермес Трисмегист «Бог не имеет имени или, вернее, все имена — его, ибо он сразу и Одно, и Всё. Бесконечно исполненный плодовитостью обоих полов, он всегда порождает все, что намеревался произвести на свет».
 
рис. httpswww.kommersant.rudoc2260489

Источник:
Элиаде Мирча. Мефистофель и андрогин, или тайна целостности httpswww.kommersant.rudoc2260489

есть продолжение ...