Былинные земли. Новое место лепле, ч. 4

Василий Азоронок
(Продолжение)

ИНВЕНТАРЬ

Недавно был выявлен еще один очень важный документ - инвентарь Лепеля за 1641 год, который можно назвать «наглядным пособием» к мапе.

Инвентарь дополняет нарисованную картину. Единственное существенное отличие – в инвентаре представлено все имение, которое досталось виленским монахиням-бернардинкам по завещанию Сапеги, включавшее не только пятачок. В 1641 году уже были задействованы оба моста и отображались заречные территории – западная и северо-восточная, то есть, границы miasta широко раздвинулись.

«Похоже, первоначальный рисунок был выполнен в конце 16 века – говорит белорусский ученый, кандидат исторических наук Вячеслав Носевич. – А к 1641 году застройка приняла масштабный характер, людей стало больше, инфраструктура пополнилась, и границы перекинулись на заречные берега».

В инвентаре центральная часть представлена как «место Новый Лепель» - с прописных букв, что говорит об изменившейся ситуации. Если прикинуть число жителей, то оно равнялось более чем 1 тысяче человек. Уже не только мапский центр – пятачок характеризовал «новое место», но и зареченские территории входили в него. Улица Виленская, например, тянулась аж за Эссу, и тамошние кварталы «пристегивались» к «лепле».

К сожалению, мы не знаем пока, как первоначально называлась та часть территории. Но описание домохозяев позволяет сделать некоторые выводы. Если сранивать род занятий, то бросится в глаза отличие. "Двор Лепельский в Старом месте Лепле" насчитывал 6 гончаров (только учтенных). Новолепельцы же были пекарями, ковалями, швецами, рыбаками.

К сожалению, точно обрисовать местоположение того "Двора лепельского старого" пока невозможно - документов нет. Лишь условно можно предположить, что это прибрежный "архипелаг" - северо-западный полуостров, названный Старым Лепелем. Но не исключено, что так называлась область Святого озера - более близкая к современному Острову.

Во всяком случае, "стародавнее место" заключало в себе некоторые отличительные признаки, указывающие на былую самостоятельность. Там была своя церковь Святого Николая, там был мост, называемый Великим, и там останавливались "сами милости" - был дом приездов со светлицей и всеми подсобными помещениями.

Но и те, и другие вобрали новый вид деятельности – тот, что требовался капиталу: поголовно занимались вепровщиной. Что это такое, точно неизвестно. Есть два варианта: либо лесозаготовки, либо производство мясной продукции. Скорее всего, второе, ибо в уставе городу за 1596 год есть любопытный факт: волоки мешчан ограждались от посягательств, и за потраву или повреждение «плота» (изгороди) виновник расплачивался живым бараном.

За вепровщину каждый двор отчислял «грошей пять». Похоже, канцлер Сапега, устраивая «слободу» для своих подданных, руководствовался именно продовольственной проблемой – спрос на мясо был высоким. А в сочетании с производством «трунков» – спиртных напитков, это давало неоспоримый выигрыш, солидно пополняло карман. Уже первый Устав, выданный на «слободу», ориентировал прибрежных мешчан заниматься скотоводством.

С ремесел получали больше, но вепровщина - это стабильный приработок, и кормила. Правда, ворные или пастбищные морги было все труднее доставать. Их «география» показывает разные точки окрестностей, но больше всего - «под Великим бором». Упоминаются также Боровенское, Смовдное, Проша, Святое озеро. Жаль, что координаты их не проставлены, и на мапе они не обозначены. Поэтому не все можно идентифицировать.

Хочется обратить внимание на Селище. Местоположение его тоже неизвестно, но слово иллюстрирует некий давний околоток – возможно, то самое «поселище», о котором будем говорить ниже и с которого, возможно, начиналось сапеговское освоение «нового места». А может, так нарекли впоследствии село Белое, которое поглотил Новый Лепель, ныне исчезнувшее.

Мещанские морги, ясное дело, для того, чтобы пасти скот и выращивать сельхозпродукцию, а городские пляцы - чтобы строить жилье и раскрывать свои способности в профессиональном плане. Тот период можно назвать расцветом капитала в угоду городу и владельцу. Село теряло первородный христианский облик.

(Продолжение следует).

На снимке из интернета: тропа чрез пятачок сегодня.


01.04/22