Отсутствие ориентации на порядочность

Александр Иванович Алтунин
Последние 20 лет жизни в нашей стране характеризуются весьма значительными изменениями в психологии и философии бытия нашего общества. Этап дикого и стихийного капитализма, когда даже относительное благополучие возникает лишь у наиболее хитрых и изворотливых людей, склонных к авантюристическим приключениям, более или менее спокойно идущих на самые различные по сути и размеру компромиссы со своей совестью, заставил очень многих людей пересмотреть свои прежние взгляды и представления о порядочности. И это очень грустно. Ибо, порядочность ныне перестала быть модным и престижным, значительным и привлекательным качеством. Суровая атмосфера жесткой конкуренции невольно и постепенно заставляет людей все больше и чаще закрывать глаза на небольшую ложь и обман в погоне за конкретной и ощутимой прибылью. Спустя некоторое время, почувствовав некоторую (а порой и полную) безнаказанность, люди переходят от малой лжи к средней.

А спустя несколько лет и от средней к большой. Конечно, многие в определенной степени справедливо считают то, что если государство оставляет на произвол судьбы наиболее ценную и достойную часть населения, то в ответ совершенно не зазорно обманывать это равнодушное государство. Ведь при этом никто конкретный вроде бы не страдает, так что ж по этому поводу особенно переживать? На самом деле люди страдают и страдают достаточно конкретно и основательно, ибо политика обмана государства принята среди отечественных бизнесменов в 90-95% случаев. В итоге реальный объем уплачиваемых налогов на прибыль составляет лишь небольшую часть по отношению к том, каким он должен быть на самом деле. На социальную политику у государства в итоге остается в несколько раз меньше средств, чем могло бы. А это реальные пенсии, пособия, стипендии и т.д.

Проблема, собственно, не в налогах, как таковых, а в том, что обманывать первоначально государство, человек со временем начинает обманывать своих клиентов, потом партнеров по бизнесу, в дальнейшем своих коллег и приятелей, друзей и родных. Степень щепетильности в принятии важных решений у такого человека существенно уменьшается. Он начинает значительно спокойнее относиться к различного рода махинациям других людей, меняя свои нравственные принципы от самых строгих до предельно либеральных.

И все было бы не так плохо, если бы люди знали чувство меры в своей погоне за деньгами (причем, не обязательно большими). Но ею, как раз, мы если и обладаем, то в весьма исключительных случаях (3-7%).

Реальная духовность большинства современных людей почти всегда оставляет желать лучшего. В силу чего нравственная и духовная деградация, если и возникает у бездуховного человека, то развивается в несколько раз стремительнее и злокачественнее, чем в обычном случае. Переход нравственных ценностей на 2-3 место, уступая материальным ценностям, превращает соискателя счастья через обретение денег в самую большую и самую несчастную жертву алчности и наживы.

Конечно, отсутствие какой-либо  определенности в экономической и идеологической политике государства заставляет подавляющее большинство людей перестраховываться, накапливая личные материальные ценности с наибольшим запасом. Иначе говоря, во много раз больше, чем требует жизнь при хорошем уровне достатка. Рано или поздно деньги становятся самоцелью и целью номер один среди всех прочих. В ходе чего происходят столь мощные и глобальные метаморфозы личности, что возвращение к прежнему статусу (не говоря уже о какой-то даже самой символической положительной эволюции) становится принципиально невозможным даже чисто теоретически.

Отношение к жизни, к миру, к окружающим формируется, преломляясь через призму денег. Примитивный рационализм захватывает в плен умы и души людей. Вечные классические ценности обесцениваются в представлении алчных людей буквально до нуля. Авантюра и интрига незаметно проникают и в отношения человека с самим собой. И тогда человек превращается в пожизненного раба своих страстей. Люди, которые обладают существенно большим внешним благополучием, начинают вызывать у окружающих сильную и неутомимую зависть и ревность. Вроде как невольно возникает желание прямо или косвенно уменьшить  это раздражающее благополучие. Дело, как всегда, начинается с мелких пустяков и постепенно доходит до полукриминальных и явно криминальный вещей. Смысл жизни человека постепенно переключается с позитивного и конструктивного варианта на деструктивный и дисгармоничный. Иначе говоря, радость начинает возникать не от того, что кому-то от твоих усилий стало лучше и комфортнее, а совсем наоборот – от возникновения морального и материального ущерба тем или иным конкретным людям. Задатки подсознательного садизма постепенно перестают быть элементами только подсознания человека, они уверенным шагом все больше и больше проникают в сознание человека, тем самым превращая его в ту или иную разновидность психологического паразита.

Жизнь, безусловно, практически постоянно требует от человека поиска компромиссов. Особенно интеллектуальных и психологических. И без этого обретение душевного комфорта и равновесия невозможно. Но компромиссы нравственного характера – это принципиально иная область человеческого бытия. И тут невозможно в принципе подразделение порядочности на первый и второй сорт. Пытаясь решить проблему материального благополучия, большинство людей создают себе гораздо более драматичные проблемы духовного характера.