Отсутствие искренности и естественности

Александр Иванович Алтунин
Большинство людей в детском и даже подростковом возрасте отличается несколько повышенной искренностью своих мыслей и чувств. И на первый взгляд, это не так плохо. Но суровая проза жизни вносит свои достаточно жесткие коррективы. Родителям ребенка приятно, когда он проявляет в той или иной форме любовь к ним. А вот наблюдения и соображения с критическим уклоном воспринимаются гораздо менее лояльно. Ребенку объясняют, что не всегда хорошо вслух поизносить то, что о ком-то или о чем-то думаешь. Кроме этого, во многих случаях ребенок и подросток видят явное и откровенное равнодушие к своим мыслям и чувствам со стороны окружающих, а в отдельных случаях и конкретную негативную реакцию. Ошибки и наставления старших заставляют приходить к выводу, что искренность – это не есть достоинство.

Молчание или лукавство воспринимается окружающими принципиально более положительно. Первоначально искренность постепенно уходит из общения с посторонними людьми, а потом из круга более родных и близких. Остается, в лучшем случае, несколько друзей, с которыми человек может быть искренним.
Аналогичная история имеет место быть и с естественностью. Ибо, большинству окружающих нет особого дела ни до наших радостей, ни до наших печалей. Поэтому на смену естественности приходит постепенно элемент артистичности.

Чем дальше, тем больше человек привыкает скрывать свои мысли и чувства. Можно вспомнить массу учебных и производственных собраний, когда за час-полтора если пара мыслей интересных была озвучена, то это уже хорошо. Постепенно человек перестает быть самим собой, он ведет себя так, как от него ожидают окружающие. И даже наедине с самим собой человек перестает быть искренним и естественным, стремится найти как можно чаще всякого рода компромиссы, отступая даже от своих фундаментальных принципов и убеждений. Слишком обостренное и болезненное самолюбие заставляет человека смотреть сквозь пальцы на многие свои ошибки и неудачи, слабости и недостатки. Одновременно повышая уровень требований к окружающим. Постепенно, как бы компенсаторно, у человека развивается очерствение и ожесточение души. Ибо, бесконечно и постоянно страдать он не может, а жить все-таки нужно. Человек перестает болезненно реагировать на выпады в свой адрес, но и чужие беды и тревоги, проблемы и неприятности становятся все дальше  и дальше.

Дело доходит до элементарного логического абсурда: человеку становятся безразличны те люди, от которых во многом зависит его счастье и благополучие. Утрата своего «я» запускает в человеке массу деструктивных процессов, прямо или косвенно стимулирующих интеллектуальную и психологическую, духовную и эстетическую деградацию. Процессы, которые чаще всего имеют необратимый характер, внося свою лепту в возникновение и развитие психологического паразитизма.